Пятница, 12 марта 2010 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги


















За рамками технологий

«Технологии электронного обучения: реальность и перспективы» – международная конференция на эту тему состоялась в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Мероприятие собрало ведущих экспертов в области образовательной политики, представителей крупнейших компаний, ректоров вузов России и стран СНГ. Опытом применения электронного обучения с участниками
конференции поделились зарубежные гости.

Елена Гордеенкова

Экс-президент Информационной службы Кореи по образованию и научным исследованиям (KERIS), проф. Sungkyunkwan University
Др. Дэ-Джун Хван


– Последние 20 лет мы в Корее подстраиваем систему образования под экономическую систему страны. Мы переходим к обучению в соответствии с запросами рынка. Мы расцениваем e-learning как катализатор всех образовательных инноваций. E-learning внедряется абсолютно во все секторы экономики. Правительство поддерживает e-learning, предоставляя гранты, субсидируя развитие электронного обучения, создание электронных учебных курсов. В 2004 г. было законодательно закреплено существование e-learning индустрии в Корее. Сейчас поддержкой и развитием электронного обучения в Корее занимаются три ведомства: Министерство труда, Министерство образования, науки и технологий и Министерство по делам экономики знаний. Общий доход рынка электронного обучения в Корее составляет порядка 1,7 млрд долларов. С 2005 по 2007 г. доход рынка вырос более чем на 200 тыс. долларов. На рынке работают 756 компаний – провайдеров электронного обучения, 38 из которых получают прибыль более 10 млн долларов. Растет объем продаж услуг электронного обучения в секторе традиционных образовательных учреждений. Как известно, электронное обучение состоит из контента, технологических решений и услуг, предоставляемых слушателям. 81% всех компонентов, используемых нами, разработаны в Корее. Экспорт наших разработок приносит 907 тыс. долларов. Исследования показали, что Корея обладает наибольшим конкурентным потенциалом среди лидирующих стран в области разработки и реализации контента. В 2007 г. совокупный доход мирового рынка электронного обучения составил 29,5 млрд долларов. Около 80% рынка приходится на США, 16% – на Евросоюз. Корея занимает чуть меньше 6% рынка. Ожидается, что к 2010 г. доля бюджета на электронное обучение увеличится до 19%. В Корее на сегодняшний момент насчитывается порядка 90000 образовательных учреждений, 970 из которых реализуют программы электронного обучения в чистом виде. 34,6 млн жителей пользуются электронным обучением. Порядка 30% всех обучающихся людей выбирают программы обучения через всю жизнь. Мы активно продвигаем новые веяния в области e-learning, которые мы назвали u-learning (повсеместное обучение). Сейчас мы работаем над тем, чтобы все учебные материалы были переведены в электронный формат. Мы рассматриваем технологии Web 2.0. как нечто большее, чем технические преимущества, и попытаемся внедрить их в сами электронные курсы. В стране реализована система для обучения школьников в начальной и средней школе, которая называется «Кибердом» и в которой в настоящий момент обучается 3,5 млн учеников. В высшем образовании электронное обучение в большей степени применяется в национальных университетах (64%). В 2001 г. начал свое функционирование первый корейский киберуниверситет. 21% электронного обучения в Корее приходится на корпоративный сектор. Бюджет корпоративного электронного обучения в 2007 г. составил 759 млн долларов – 14,7% всего образовательного бюджета Кореи. Опросы показывают, что применение электронного обучения позволило сократить затраты на корпоративное обучение на 24,8%, а также повысить число обучающихся на корпоративных курсах, увеличить производительность сотрудников и эффективность самого обучения. 27% компаний получают субсидии на электронное обучение. 55% электронных курсов для корпоративного обучения создаются внутри специализированных учебных центров. Большинство индивидуальных слушателей электронного обучения (67%) находятся в возрастной категории от 6 до 19 лет. Общий уровень удовлетворенности программами электронного обучения среди индивидуальных слушателей – 61,7%. На государственный сектор приходится 73% программ электронного обучения. Государственные учебные центры и городские органы власти для учебного процесса на 100% используют электронное обучение. Экономия средств на обучение в госсекторе с использованием электронного обучения составила 26%. Мы рассматриваем e-learning как катализатор повышения качества человеческих ресурсов. Мы убеждены в том, что дальнейшее развитие электронного обучения возможно только при наличии всесторонней государственной поддержки и государственных инициатив в этой области. Я бы хотел высказать пожелания правительству России вести более тесное сотрудничество с бизнес-сектором и академическим сообществом с целью становления и развития электронного обучения в стране. Мы должны начать мыслить по-другому, использовать не только свои внутренние разработки, но и перенимать опыт партнеров. Мы должны стремиться повышать качество электронного обучения до мирового уровня всеми имеющимися у нас средствами.

Руководитель проектов Финского онлайнового университета прикладных наук
Тейя Лехто


– В систему образовательных учреждений высшего образования в Финляндии входят классические университеты и университеты прикладных наук. Основная задача классических университетов – проведение научных исследований и обеспечение послевузовского образования, это сродни российской докторантуре. Классические университеты полностью финансируются государством. Университеты прикладных наук, которые начали свое существование в 1995 г., занимаются обучением специалистов в соответствии с запросами рынка труда. В университетах прикладных наук нет докторантуры, однако они позволяют учащимся получить степень бакалавра и магистра. Университеты прикладных наук находятся в ведении местных властей, муниципальных образовательных консорциумов или частных организаций. Они также получают некоторую финансовую поддержку Министерства образования Финляндии. В Финляндии существую два виртуальных кампуса. Это Финский виртуальный университет и Финский онлайновый университет прикладных наук. Последний представляет собой консорциум всех 28 финских университетов прикладных наук. Он был создан в соответствии с информационной стратегией финского Министерства образования. Если бы оно не реализовывало эту стратегию в ответ на требования общества, то университета сегодня не было бы. Одна из основных задач Финского онлайнового университета прикладных наук – активное международное сотрудничество. Мы заинтересованы в организации совместного обмена электронными курсами между российскими и финскими студентами. В Европе готовы к сотрудничеству с российскими электронными университетами. Я вижу, что e-learning в России динамично развивается. Вы уже много лет этим занимаетесь и поэтому являетесь надежным партнером. МЭСИ я оцениваю как современный европейский университет. Финский онлайновый университет прикладных наук реализует такой сервис, как единая точка входа к электронному контенту, который предлагается в Финляндии. В стране существует Федерация идентификации пользователей, в которую входят 8 университетов прикладных наук. С каждым годом их число прибавляется, и в будущем все университеты будут охвачены системой единой идентификации. Она существует для того, чтобы каждый слушатель конкретного учебного заведения имел логин и пароль и мог быть идентифицирован на портале. Это своего рода единый логин для всего учебного контента, которые предлагают университеты. Надо сделать оговорку, что доступ открыт студентам, которые учатся в университете для получения степени. На нашем портале пользователь осуществляет поиск курсов, здесь же происходит подача заявлений на их изучение. Кроме того, слушатель может выбрать отдельные учебные модули. Система приема слушателей на электронные курсы состоит из двух стадий. Сначала заявку на курс проверяет университет, где слушатель обучается на получение степени. Университет должен удостовериться, что выбранный курс соответствует учебному плану слушателя. Затем заявку должен одобрить университет, который непосредственно организует обучение по курсу. Процесс начинается только тогда, когда оба университета одобрят заявку. В прошлом году было подано около 3500 заявок, и 2600 студентов были допущены к изучению курсов. В Финляндии законодательно закреплено бесплатное обучение слушателей и студентов. Электронные курсы также бесплатны. Однако происходит своего рода взаимозачет между университетами. Университет, в котором слушатель проходит обучение, должен заплатить тому университету, который организует изучение электронного курса. То есть трансферт денег происходит между университетами, и пользователь не принимает участия в этом процессе. Существует конкуренция и борьба университетов за слушателей. Если университет имеет возможность предложить высококачественный курс, то он получает большее число слушателей и, соответственно, больше денег от университетов, в которых обучаются эти слушатели. В прошлом году наш портал предлагал 682 учебных курса. В основном это он-лайн обучение «в чистом виде». Примерно 20 курсов проходят по схеме так называемого смешанного обучения. Министерство образования Финляндии серьезным образом заинтересовано в международном сотрудничестве. В стране есть консорциум, в который входят университеты Финляндии, Германии, Эстонии, Швеции. Мы бы очень хотели видеть среди них и российского партнера. Подводя итоги конференции и учтя зарубежный опыт, участники пришли к выводам о необходимости изменения процедуры лицензирования российских вузов, применяющих электронное обучение. Развития требуют современные методы и средства электронной педагогики. К широкому использованию рекомендованы технологии Web 2.0, технологии управления знаниями, социальные сети. Остро стоит вопрос интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Для этого необходимо подключение к международным университетским сетям, создание открытых международных образовательных ресурсов. Решение этих вопросов требует совместных и скоординированных действий властей, системы образования, бизнес-сообщества, общественности.

наверх