Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















«Камера хранения» умов

Сохранение научного потенциала страны, дефицит кадров в научной и научнопедагогической сфере, финансирование науки и высшего образования – задачи ФЦПР «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы»

Андрей Фурсенко
Министр образования и науки РФ

 

Что такое ФЦПР «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы»? Это запуск катализатора, который способен обеспечить некие существенные изменения, системные шаги.

Системные изменения
Кто в этой программе должен быть ключевым звеном? Правильно, если им будет вуз. Однако если спросить у заведующих кафедр, то они наверняка сказали бы, что не надо делать упор только на вузы, надо двигаться ближе к тому звену, где производятся реальные научные результаты, а это кафедры, и определенный баланс сил должен быть соблюден, хотя, на мой взгляд, ответственные решения лежат все-таки на университете. Поэтому моя позиция – надо больше прав давать университетам и в выборе программ, и в реализации многих проектов. К сожалению, есть определенные ограничения нормативного характера, но я думаю, что мы их преодолеем. Тем не менее надо точно понимать, что если это отдается университетам, то ответственность там огромная. Ряд замечаний звучит из-за того, что недостаточно подробно обсуждена именно сама программа. Например, часто задается вопрос, почему в инновационных конкурсах участвуют только государственные вузы? Если посмотреть в условия этих конкурсов, то из них ясно, что все они открыты для любых форм университетов по закону. Мы сейчас учредили премию Правительства РФ для молодых ученых, и всего 10% из них представляют свои работы на конкурс без научного руководителя. Каждый стремится «зацепиться» за маститого ученого и подать работу на премию под его присмотром. Мы хотели ввести ограничения на научных руководителей, но нам объяснили, что мы не наберем тогда по предложениям молодых специалистов. Необходимо создание определенной среды, при которой будет активна научная молодежь. Эта программа, на наш взгляд, – инструмент переходного периода. Она должна создать определенный мостик между молодежью и специалистами старой формации. Сегодня происходят системные изменения в науке, достаточно разрастается негосударственный сектор науки, и туда идет финансирование как частное, так и государственное. Государственный сектор тоже меняется, происходит не без «скрипа» с эмоциональными определенными проблемами, со срывами, происходят изменения в Академии наук, в университетской науке, происходят изменения в сфере производства и инноваций. Характерный срок для таких изменений – 3-4 года, они начаты, но области науки и образования суеты не терпят, поэтому они будут происходить все время и дальше. Что касается изменений непосредственно в системе образования, мы говорим в основном о качестве подготовки специалистов. Эта проблема сегодня особенно осознанна, и не только внутри системы образования, она осознанна работодателем. Почему работодатель всерьез включился в формулирование запросов, заказов на специалистов? Потому что это сильно затронуло его лично, его бизнес. Начались системные изменения в образовании с точки зрения подготовки специалистов. Не случайно в 2006 году было подписано соглашение между Союзом ректоров и крупнейшими объединениями работодателей. Потому что и та, и другая сторона поняли, что отдельно они эту проблему не решат. Срок же этих изменений тоже 3-4 года минимум, в одночасье это не произойдет. Мы медленно движемся по этому пути, и не надо бегом бежать. Но хотя сегодня в основном в обществе осознано, что высшее профессиональное образование – это инструмент развития, а не «камера хранения», давайте честно говорить, что сегодня это еще все-таки «камера хранения». 1520% примерно в высшем образовании – это инструмент развития, остальное – определенная система сохранения социальной стабильности, решение социальных вопросов и т.д. Еще одна область, в которой необходимы системные изменения, – социальная сфера. Надо отдавать себе отчет, что когда мы говорим, например, о пенсиях для ученых, мы в значительной степени ищем для себя возможности предложения пожилым людям оставить свои места. Главное, на мой взгляд, для людей, работающих в этой сфере, – это материальное обеспечение после того, как они покинут рабочее место. Большая часть пенсионеров не уходят с работы не столько потому, что у них не хватает материального обеспечения, а потому, что им непонятно, чем заниматься после выхода на пенсию. У нас нет системы времяпровождения, после того как ты вышел на пенсию. На этот период системных изменений во всех этих областях мы должны сделать так, чтобы образовательный и научный потенциал не был утерян. Поэтому, когда мы предлагали ФЦПР «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы», мы считали, что эта программа должна быть скроена таким образом, чтобы этот переход она «прикрыла», продемонстрировав заинтересованность государства в сохранении этого потенциала и создании «мостиков» к тому, что должно быть через 3-4-5 лет. Я считаю, что в значительной степени мы эту задачу обозначили.

наверх