Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Цель или средство?

Игорь Вершинин
Ректор Самарского государственного педагогического университета

XXI век – уже не призрачное «далеко», и самой яркой приметой его первого десятилетия стала информатизация общества, лавинообразный рост которой затронул практически все сферы деятельности. Устойчивое развитие страны сегодня требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации. Решение этой государственной проблемы – задача всей системы образования. Это вызов XXI века. Судьба России – в руках тех, кто сидит сегодня за школьной партой. Будущих промышленников, банкиров, политиков и, конечно, будущего Президента России учит сегодняшний российский учитель. Именно он формирует тот самый интеллектуальный потенциал нации, который определит через пару десятилетий статус нашего государства. Размышляя об этом сегодня, мы задаем вопрос: «Как подготовить такого педагога, который готов выполнить эту миссию?» Вполне очевидно, что имидж и профессиональный уровень российского учительства формируется в стенах педагогического вуза, который должен адаптироваться к стремительно меняющимся внешним условиям. Это по силам лишь вузу с развитой внутренней информационно-образовательной средой (ИОС). Наличие такой среды сегодня является индикатором соответствия вуза запросам общества.

ИОС педагогического вуза: цели и базовые принципы
В условиях нынешнего постиндустриального информационного общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны стать необходимой составляющей образовательного процесса педагогического вуза, позволяющей оперативно реагировать на изменения в научной и общественной сфере, педагогической практике. Для подготовки высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям, необходимо, чтобы информационно-образовательная среда педагогического вуза была прежде всего профессионально-ориентированной, направленной на формирование у выпускника вуза осознанного позитивного отношения к своей профессии, творческого подхода к решению задач, связанных с реализацией профессиональных функций, навыков использования инновационного потенциала информационно-коммуникационных технологий. Понимая важность этого, ученый совет СГПУ утвердил целевую программу «Создание и развитие информационной образовательной среды ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет (СГПУ)», в соответствии с которой в вузе осуществляется процесс активного насыщения материально-технической базы для удовлетворения потребностей студентов и преподавателей вуза в информационных услугах и сервисе при проведении учебных занятий, научных исследований, организационном управлении и обслуживании инфраструктуры вуза. Учитывая специфику вуза, основополагающими обозначены следующие принципы:
приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения;
системная интеграция информационных объектов и технологий в учебный процесс;
поэтапность и модульность формирования ИОС;
открытость для интеграции ИОС вуза в информационную среду региона, отрасли, страны и международное информационное пространство;
динамичность, предполагающая, что ИОС вуза создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций среды и видов ее обеспечения;
непрерывность, предполагающая послевузовское сопровождение профессиональной деятельности выпускников, повышение квалификации и переподготовку работников образования в области ИКТ.

За последние два года предметом обсуждения на заседаниях ученого совета университета и ректората стали вопросы, связанные с различными аспектами реализации этой программы: формирование ИКТ-компетенций выпускника педагогического вуза, внедрение системы компьютерного тестирования как элемента системы менеджмента качества образования, формирование предметно-ориентированного контента ИОС вуза, создание корпоративной сети вуза, внедрение средств ИКТ в управление образовательным процессом и др. Сегодня ИОС СГПУ обеспечивает:
развитие содержания обучения на новой технологической основе;
развитие интерактивности образовательной среды;
стимулирование активности обучаемого в учебном процессе;
организацию адаптивного, гибкого учебного процесса;
эффективное управление ресурсами образовательного процесса и параметрами качества и т.п. Формирование аппаратной составляющей ИОС СГПУ осуществляется с позиции достижения целевой функции – получения наивысшего результата при наименьших затратах. При этом аппаратная база и система телекоммуникаций не является самоцелью, а предназначена прежде всего для технического обеспечения:
учебного процесса, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов;
научно-исследовательской и инновационной педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава университета;
решения управленческих задач, включая создание и развитие системы менеджмента качества образования, и т.п. В рамках целевой программы создания и развития ИОС вуза разработан и реализуется план приобретения лицензионного программного обеспечения по профилю специальностей, исходя из решаемых образовательных задач. Этому предшествовала серьезная аналитическая деятельность кафедр, связанная с экспертизой качества существующих программных продуктов, целесообразности их приобретения с учетом приоритетности и экономической эффективности.

Решают все… кадры
Очевидно, что системная интеграция информационных объектов и технологий в образовательный процесс университета может дать необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты и технологии станут не инородными элементами, а будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования вуза. Именно поэтому на реализацию целевой программы по развитию ИОС направлены усилия всего профессорско-преподавательского состава вуза, и в первую очередь – кафедр «Информатики»; «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания», «Информационно-коммуникационных технологий в образовании». При их непосредственном участии в университете инициирован процесс планомерного повышения квалификации преподавателей, обеспечивающий подготовку преподавателей вуза к применению инновационных технологий на основе средств ИКТ (дистанционного обучения, кейс-технологий и т.п.). Учитывая перспективность и актуальность внедрения форм дистанционного обучения как технологической основы системы непрерывного образования, пристальное внимание уделяется подготовке педагогических кадров университета к реализации системы тьюторства. Система повышения квалификации преподавателей вуза ориентирована прежде всего на качественное изменение всего спектра теоретических и практических умений, составляющих основу профессиональной компетентности пе дагога, способного проектировать образовательный процесс с использованием электронных ресурсов и формировать систему средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. Широкое распространение получила практика организации самостоятельной работы студентов в форме проектной деятельности с использованием средств ИКТ. В учебный процесс вуза введены такие формы организации учебной деятельности, как дистанционное обучение (на основе опыта Интернет-университета информационных технологий) и on-line семинары, способствующие формированию у будущих педагогов устойчивых навыков сетевой коммуникации. Проведенные форумы привлекли сотни посетителей на сайт нашего вуза. Усилия преподавателей направлены на создание электронного банка педагогической информации, обеспечивающего взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения и учения, самообучения, формирования и развития творческой личности. Идет активное формирование предметно-ориентированного контента, обеспечивающего полноту представления конкретных предметных областей, эффективность используемых педагогических технологий и методических приемов, реализующих принцип вариативности и дифференцированный подход. С целью активизации деятельности педагогов по разработке нового содержания образования, внедрения новых педагогических технологий и методик обучения, основанных на использовании средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, ректорат СГПУ учредил ежегодный внутривузовский конкурс образовательных электронных ресурсов.

Педагогический университет в образовательном пространстве региона
Значимость педуниверситета на сегодняшний день определяется внешними условиями, к которым прежде всего следует отнести региональную образовательную политику. Самара – лидер в области образования, активно реагирующий на все инновационные начинания на федеральном уровне. Мы стали одними из первых, кто ввел систему единого государственного экзамена. Школы региона ведут предпрофильную и профильную подготовку учащихся. В области активно идет процесс информатизации системы общего образования. Для Самарской губернии с ее развитой информационной инфраструктурой, уровнем и масштабами внедрения информационнокоммуникационных технологий проблема информатизации образования остается приоритетной на протяжении последнего десятилетия. Усилиями федерального, регионального и муниципального бюджетов достигнуты беспрецедентные показатели уровня оснащенности образовательных учреждений компьютерами. Если среднероссийский индикатор «количество учеников на один компьютер» составляет 57/1, то в нашем регионе для сельской местности это значение равно 16/1, то есть оснащенность в 3,5 раза выше среднероссийского уровня. Однако следует констатировать факт, что к массовому внедрению ИКТ в обучение школа еще не пришла. Но даже без глубоких экономических расчетов ясно, что затраты, вложенные в информатизацию большинства школ (приобретение техники и программных продуктов, обеспечение телекоммуникаций), не дают адекватного этим затратам прироста интеллектуального потенциала сегодняшнего выпускника. Проблема очевидна – недостаточная методическая подготовка педагогов-практиков к организации образовательного процесса с использованием средств ИКТ. Другим приоритетным направлением региональной образовательной политики в Самарской губернии провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход, рассматривающий формирование ключевых компетентностей учащихся как наиболее актуальный в современных условиях результат обучения. При этом одним из путей создания естественной среды для их формирования стало введение в практику работы педагогов региона метода проектов, признанного одной из эффективных образовательных технологий, формирующей у школьников компетенции в сфере самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности; компетенции в информационно-поисковой, коммуникативной деятельности и др. Именно поэтому региональный компонент в базисном учебном плане образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования, представлен курсом «Основы проектной деятельности». В этом плане для вуза стала актуальной реализация программы компании Intel® «Обучение для будущего», синтезирующей преимущества проектно-исследовательского метода и возможности информационно-коммуникационных технологий. Говоря о подготовке педагогов к реализации идей профильного обучения (и такой педагогический эксперимент идет в Самарской области), проектирования и проведения элективных курсов, следует отметить актуальность обучения студентов педагогического вуза работе со специальными программными средствами, имеющими узкопрофессиональную направленность и позволяющими реализовывать профильное обучение на качественно новом высоком уровне, обеспечивать вариативность предлагаемых учащимся элективных курсов. Соответствующую подготовку проходят будущие филологи (курс «Интернет в гуманитарном образовании»), учителя изобразительного искусства (Проект компании DelCAM), математики («Математические пакеты в школьном курсе математики»), физики («Компьютерное моделирование физического эксперимента») и др. Именно таких выпускников ждут сегодня образовательные учреждения области. Объектом пристального внимания в процессе реализации программы создания и развития информационно-образовательной среды вуза является оценка уровня формирования информационнокоммуникативной компетентности выпускника педагогического вуза. Одним из таких показателей является успешность итоговой государственной аттестации, устанавливающей соответствие подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта. Учитывая современные образовательные потребности, программы итоговой государственной аттестации по большинству педагогических специальностей предусматривают возможность выявления уровня ИКТ-компетентности выпускника педагогического вуза. Аналитические, информациионные, прогностические, проектировочные, организационные, коммуникативные и проч. компоненты деятельности будущего педагога рассматриваются через призму использования средств информационно-коммуникационных технологий. Технологическая и методическая готовность выпускника педагогического университета к внедрению средств ИКТ в образовательный процесс – ответ на вызов информационного общества.

наверх