Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Корпоративный треугольник

Поле инноваций педагогического вуза

Надежда Шайденко
Ректор Тульского государственного педагогического университета

Сегодня государство пересматривает подходы к оценке эффективности образования в целом и университетского педагогического образования в частности: характер образовательной деятельности, структура, содержание образования, а также его управленческие стратегии определяются во многом ориентацией на конкурентоспособность и «доходность» вуза. В данном контексте создание в вузе системы «корпоративного треугольника» – кластера, объединяющего науку, образование и работодателя в лице не только образовательных учреждений, но и заинтересованных в наших компетентных специалистах предприятий и организаций, позволяет предметно рассматривать инновационные процессы в отдельных подразделениях и в вузе в целом.

Оценка деятельности
Неотъемлемой частью инновационных преобразований в учебно-воспитательной работе педагогического вуза, требующей определения четких критериев оценки качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, способных эффективно действовать в образовательной, промышленной, социальной сферах, является разработка инновационных подходов к контрольнооценочной деятельности, новых методов контроля и оценки учебных достижений, открывающих широкие возможности для индивидуализации обучения. Для оценки деятельности факультетов, специальностей, кафедр в ТГПУ имени Л.Н. Толстого активно используется система внутривузовского мониторинга деятельности структурных подразделений вуза, которая позволяет определять эффективность работы факультетов и кафедр вуза ежегодно. Менеджмент качества образования в ТГПУ имени Л.Н. Толстого имеет структуру, которая обеспечивает достижение целей и решение стратегических задач в направлении повышения качества подготовки специалистов: Подсистема организации и управления качеством образования обеспечивает, вопервых, организацию индивидуального руководства (структура руководства позволяет довести до непосредственных исполнителей и обучающихся основные цели и задачи университета в области повышения качества образования и привлечь их к разработке и реализации поставленных задач) и, во-вторых, организацию коллегиального руководства (разработка и внедрение процесса формирования политики и стратегии осуществляется на всех управленческих уровнях университета – ректорат, деканы и заместители деканов факультетов, заведующие кафедрами, с обязательным коллегиальным обсуждением – конференция трудового коллектива, ученый совет университета, совет при ректоре, советы по направлениям, ученые советы факультетов, заседания кафедр). Подсистема обеспечения качества образования занимается вопросами обеспечения планирования деятельности структурных подразделений университета, исходя из достижения аккредитационных, аттестационных и лицензионных требований. Подсистема контроля качества образования в университете включает в себя различные виды аттестаций обучающихся: текущую, промежуточную, итоговую аттестацию обучающихся; итоговую государственную аттестацию выпускников; балльно-рейтинговую систему. Подсистема мониторинга качества образования в университете включает анализ анкетирования различных категорий (руководителей, преподавателей, сотрудников, студентов, слушателей довузовской подготовки, стажеров – молодых специалистов в первый год трудовой деятельности) по вопросам оценки качества образования в университете и рейтинг факультетов, специальностей, кафедр, преподавателей. Гарантии качества обучения в университете включают в себя разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения; постоянное внимание учебному плану, составлению и содержанию учебных программ, своевременному внесению необходимых изменений в учебный процесс; доступность ресурсов обучения; постоянный мониторинг за прогрессом и достижениями студентов; постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями; привлечение студентов к процедурам гарантии качества образования и т.д. В число ведущих принципов в данной деятельности входит обеспечение прозрачности внешней оценки качества и вовлеченности в этот процесс всех заинтересованных сторон.

Повышение квалификации
Определенную систему отношений, возникающую в инновационной образовательной среде, в процесс обновления которой включены все субъекты данной среды, обеспечивает ориентирование на междисциплинарный характер подготовки специалистов и диверсификацию образовательной деятельности в период освоения основных образовательных программ, цель которой – разработка и реализация различных по содержанию новых образовательных траекторий, новых форм удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Сегодня в ТГПУ имени Л.Н. Толстого широко развивается сеть образовательных услуг, разрабатываются и внедряются программы, различные по содержанию образовательных траекторий, позволяющие студентам и всем желающим реализовать право, предоставленное Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для выполнения этой задачи в университете создан Центр дополнительного и профессионального образования, призванный координировать деятельность различных подразделений университета, а также более полно и эффективно использовать имеющиеся научные и организационные ресурсы. Индивидуальные образовательные маршруты не ограничиваются получением дополнительной квалификации в ходе освоения основной образовательной программы, поскольку меняющаяся ситуация на рынке труда предполагает известную социальную и профессиональную мобильность. Вариантом ответа на этот социальный запрос становится реализация программ дополнительного высшего образования в сокращенные сроки с присвоением соответствующей квалификации. Расширяя круг курсов повышения квалификации для работников системы образования всех уровней, университет представил в Департамент образования Тульской области в 2007 году новый перечень предлагаемых курсов для учителей школ и преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений по всем реализуемым в ТГПУ имени Л.Н. Толстого специальностям и направлениям. Как инновационная структура, как консорциум по подготовке преподавателей в рамках региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования по инициативе ТГПУ имени Л.Н. Толстого в 2003 году был создан Региональный университетский профессиональный комплекс (РУПК). РУПК на добровольной основе объединил высшие и средние учреждения профессионального образования, осуществляющие развитие научно-технического потенциала региона через совершенствование подготовки педагогических кадров.

Международный уровень
Общий вектор развития сотрудничества ТГПУ им. Л.Н. Толстого с европейскими университетами, международными организациями, фондами и программами определяется пониманием целей Болонских соглашений, направленных на повышение конкурентоспособности европейского образования, содействие развитию европейского сотрудничества в области образования и науки. За последние годы результатом деятельности на данном направлении сотрудничества стало осуществление ряда международных проектов и программ, отвечающих задачам стратегии совершенствования существующих учебных курсов на основе введения европейского измерения в содержание университетского образования в виде интеркультурной составляющей процесса обучения. Программа академических обменов, осуществляемая в университете на протяжении последних нескольких лет, является примером мобильности на достепенном и послестепенном уровнях. Ее реализация позволяет обеспечить учебный и научный процессы высококвалифицированными кадрами, знакомыми с современным международным опытом, условиями функционирования мирового рынка образовательных и научных услуг, способствующих сближению образовательных стандартов и повышению качества образования. Функционирование программы академических обменов осуществляется посредством сотрудничества университета с европейскими и американскими организациями, фондами, ассоциациями, университетами как на основе конкурсного грантового финансирования, так и в соответствии с договоренностями в рамках различных форм партнерских отношений. Сотрудничество преподавателей университета с зарубежными научными школами для решения конкретных исследовательских задач, содержательное направление программ обменов специалистами, создание совместных научных трудов и научных пособий, организация международных научных конференций способствуют вхождению ТГПУ им. Л.Н. Толстого в качестве равноправного партнера в международное научное пространство и позволяют ученым университета постоянно ощущать себя «в мировом контексте», получать дополнительную информационную и научно-методическую поддержку. Автономия университетов, приверженность их демократическому развитию предполагает активное участие студенчества в процессе сближения образовательных систем. На сегодняшний день международная деятельность ТГПУ им. Л.Н. Толстого включает в себя студенческую мобильность в виде участия студентов в программах студенческих обменов, различных форм языковых стажировок, осуществления педагогических и социальных программ в рамках грантов и т.д. Международное сотрудничество университета является одним из основных факторов, позволяющих осуществлять образовательную и научно-исследовательскую деятельность на современном уровне в быстроизменяющемся мировом сообществе. Выработке стратегии международной деятельности вуза способствует участие делегаций ТГПУ им. Л.Н. Толстого в работе важных международных конференций, всемирных форумов, разрабатывающих приоритетные направления развития высшей школы: 12-й Генеральной конференции Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО в Сан-Пауло, Бразилия (2004), Всемирном съезде ректоров университетов в Бангкоке, Таиланд (2006).

Научная работа
В сфере научно-исследовательской работы приоритетами университета являются активизация привлечения в финансирование научных исследований вуза дополнительных бюджетных и внебюджетных средств; органичное сочетание фундаментальных и прикладных исследований с целью фундаментализации образовательного процесса; совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса; улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров вуза. Деятельность ТГПУ им. Л.Н. Толстого как учреждения высшего профессионального образования и как научного центра направлена на сохранение, развитие, эффективное функционирование сформировавшихся в университете научных школ, увеличение их численности, связанное с ростом научной квалификации профессорско-преподавательского состава, открытием аспирантуры и докторантуры по новым специальностям, открытием новых диссертационных советов. В университете создана благоприятная атмосфера для проведения наукоемких исследований. Новшеством 2006 года в развитии нашего вуза стало сотрудничество естественно-научного факультета и частного высокотехнологического предприятия Исследовательского института химического разнообразия – ИИХР (г. Химки, Московская обл.), основной специализацией которого являются доклинические разработки синтетических лекарств нового поколения в рамках международной кооперации. В созданной в университете при поддержке ИИХР научно-исследовательской лаборатории, которую без преувеличения можно назвать лабораторией XXI века, проводятся исследования в трех направлениях. Первое – это виртуальное конструирование необходимых структур, обладающих определенными физико-химическими свойствами и заданной биологической активностью. Второе направление непосредственно относится к синтезу новых биоактивных соединений, а третье связано с комбинаторной химией, взявшей на вооружение весь арсенал синтетических и аналитических приемов и методов органической химии. На основе данной технологической триады можно просчитать все возможные варианты и учесть все современные требования медицинской химии к новым соединениям. Инновационная особенность новой лаборатории в том, что она одновременно является подразделением высокотехнологического коммерческого предприятия, выполняющего исследования в рамках долгосрочной программы на стыке фундаментальных исследований, и экономически перспективного проекта и, по сути своей, неотъемлемой частью университета, строящей свою работу в рамках стратегических инновационных задач вуза. Активное вовлечение лаборатории в работу выпускающей кафедры факультета эффективно отражается как на повышении качества вузовского образования, на повышении качества подготовки специалистов через разнообразные спецкурсы, через выполнение курсовых и дипломных работ, так и на подготовке высококвалифицированных кадров через систему аспирантуры и докторантуры в рамках тематик научных исследований, которые отражают современные тенденции развития естественно-научных специальностей. Таким образом, создание оперативной системы инноватики, основанной на принципе подключения заинтересованных сторон, всех подразделений университета к реализации и освоению педагогических новшеств, осознается вузом на сегодняшний день своей основной задачей. Можно говорить об успешной работе университета по реализации полного инновационного цикла «Идея – освоение – внедрение – распространение». Сегодня миссия инновационной деятельности Тульского государственного университета имени Л.Н. Толстого осуществляется в соответствии с Положением об инновационной образовательной деятельности вузов России – в использовании образовательного, воспитательного и научно-технического потенциала для развития образования и решения социальных задач региона, что, в сущности, является полиинновационным подходом к проблеме и раскрывает широкое поле инноваций в деятельности педагогического вуза.

наверх