Четверг, 24 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Реформы высшей школы: плюсы и минусы

Евгений Гуртов
Ректор Шуйского государственного педагогического университета

К концу 90-х годов XX века образовательная система России претерпевает значительные изменения. Провозгласив принципы гуманизма и общедоступности, демократизации управления и автономности вузов, она столкнулась с необходимостью повышения эффективности и качества. Параллельно с этим идут процессы регионализации образования, нормативно закрепляется альтернативность и диверсификация образовательных услуг. Однако по степени финансирования образование так и не вышло на уровень доперестроечного периода.

Проблематика
На сегодняшний день сохраняются такие негативные тенденции, как: отсутствие эффективных механизмов интеграции работодателей и высшей школы, частое несоответствие профессионального профиля специалиста сфере его занятости, продолжающееся снижение воспитательной роли учебных заведений. Более того, численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в течение последних пяти лет сокращается более чем на 1 млн в год; продолжающаяся реструктуризация сети образовательных учреждений за последние три года привела к ликвидации трех с половиной тысяч образовательных учреждений, в том числе 2/3 находящихся в сельской местности. Несмотря на то что бюджетные расходы на профессиональное образование за период 20002005 годов возросли в сопоставимых ценах в 1,7 раза и в 2005 году за счет бюджетов всех уровней они составили 3,1% от ВВП, это в 10 раз ниже по сравнению со странами – членами ОЭСР. («О мерах по развитию образования в РФ». Информация Минобрнауки РФ.) К положительным явлениям следует отнести увеличение числа учебных заведений, реализующих программы различного уровня; устойчивую тенденцию роста числа абитуриентов высших учебных заведений; рост бюджетных расходов на образование; актуализацию проблемы обеспечения качества образования. В сложившихся условиях Российская высшая школа делает ставку на инновационную деятельность, интенсивное развитие научных исследований, на переход от знаниевой модели к компетентностной. Трансформация мирового сообщества по пути к постиндустриальному, информационному обществу требует от образования подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Экономика развитых стран развивается в первую очередь за счет постоянного повышения квалификации, переподготовки и переобучения работников; за счет стремления граждан соответствовать обновленным критериям, предъявляемым обществом и работодателями в изменяющихся условиях занятости. На рынке труда востребованы «гибкие профессионалы», отличающиеся мобильностью, способные к смене сферы и профиля деятельности. Личностные качества специалиста, его способности и умение добывать знания становятся важнее собственно профессиональных знаний. Профессиональное обучение должно готовить именно к этому, новому, глобальному рынку труда, в связи с чем лозунг от «образования на всю жизнь» сменился на «образование через всю жизнь». Характерно ли изменение образовательной парадигмы лишь для России? Однозначно – нет. Рост конкуренции и переход к постиндустриальному, информационному обществу, увеличение значения человеческого капитала в структуре национального богатства ставят перед образовательными системами разных стран проблему интенсивного, опережающего развития образования.

Образовательное пространство РФ
Фактически в России отсутствует единое образовательное поле, как бы мы этого ни хотели. Ибо самых разных «игроков» на этом поле великое множество. К началу 2005/06 учебного года в РФ функционировали 1386 вузов всех форм собственности, имеющих 2091 филиал. («О мерах по развитию образования в РФ». Информация Минобрнауки РФ.) Географически высшие образовательные учреждения на территории РФ расположены неравномерно. Третья часть их находится в Центральном и Северо-Западном экономических районах, концентрируясь в Москве и Санкт-Петербурге, так как финансовое состояние региона может являться фактором, определяющим доступность и качество предоставляемых образовательных услуг. Разнообразны идеологические предпочтения и политическая принадлежность как исполнительной и законодательной власти регионов, так и руководства учебных заведений. В высших учебных заведениях неоднороден профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов, их квалификационные характеристики, возраст. Разнообразны и значительно отли чаются системы стимулирования ППС, многообразны направления научных исследований и инновационная активность образовательных учреждений. Но даже в одном регионе с приблизительно равными финансовыми возможностями эффективность деятельности вузов может быть совершенно различна. Причем наиболее престижные специальности (экономисты, юристы, психологи) далеко не всегда самые востребованные региональной и национальной экономиками. Кроме того, можно отметить различия и в содержании, и в уровне, и в качестве образования, осуществляемого в разных вузах, хотя при этом соблюдено формальное единство специальностей и направлений подготовки, единообразие учебных планов и образовательных программ в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Различия в условиях функционирования учреждений высшего профессионального образования приводят к различию цены на образовательные услуги вузов, зачастую независимо от качества этих самых услуг. Рассматривая перспективы реформирования высшей школы, на наш взгляд, необходимо соотнести их с целями и задачами Болонского процесса. Продекларированная в Болонье система легко понимаемых, точно определенных и сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства граждан и повышения международной конкурентоспособности высшего образования вполне адекватна западным требованиям сегодняшнего дня. Однако принятие модели 3-2-3 (три года для бакалавра, два для магистра, три для доктора) вызывает в России большие сомнения. В настоящий момент в России можно получить как традиционный диплом специалиста, пройдя пятилетнее обучение, так и обучаться по двухуровневой системе бакалавр (четыре года обучения), магистр (не менее двух лет). Сохранение подобного status quo наиболее желательно сегодня для российского образования. Думается, что без больших трудностей может быть принята в российском образовании и система зачетных баллов (кредитов), что должно способствовать как обеспечению международной студенческой мобильности, так и упрощению перехода из одного учебного заведения в другое и смене специальностей в пределах России. Однако ее внедрение предполагает новую учебно-методическую обеспеченность образовательного процесса.

Педагогическое образование
Состояние высшего педагогического образования требовало реформирования уже в 80-х годах XX столетия: ограниченность образовательных программ, отсутствие послевузовского обучения в провинциальных вузах, научных школ – все это не могло не сказываться на качестве подготовки педагогических кадров. Педагогические университеты, прежде всего провинциальные, встали перед проблемой развития научного вузовского потенциала. В Шуйском педагогическом университете в 90-х годах самой важной проблемой было создание и поддержка перспективных научных направлений. Усилия, предпринятые ректоратом, закончились социально значимым результатом. Сформировались стабильные и авторитетные научные коллективы с четкими тенденциями к научной школе. Опережающее развитие оправданно получило информационное сопровождение научной, научно-воспитательной и административной работы на основе внедрения современных компьютерных и коммуникационных технологий. Основа качественного, подлинно современного образования – высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, формированию которого руководство университета уделяет первостепенное внимание. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает эффективную методическую поддержку образовательного процесса. Формирование научных школ, их поддержка в сложные и переходные для общества, науки и образования времена – задача не из простых, и в начале XXI века она остается актуальной. Современные процессы в культурной жизни эпохи требуют реформирования системы высшего образования, изменяется облик образования в мире, видоизменяются цели образования, все более принимая характер практического значения. Как следует относиться к этому? Возможно, поразному. Очевидно, время однозначного одобрения ушло навсегда, оппонирование реформационным процессам закономерно и необходимо, поскольку подчеркивание негативных последствий важно с точки зрения разработки и внедрения оптимальных вариантов. Многоуровневая система подготовки специалистов, безусловно, несет положительные черты, предлагая высшему профессиональному образованию обрести реальные, земные черты. В последние десятилетия педагогика высшей школы фиксировала существенный изъян советского высшего образования – отрыв науки от жизни. Тенденции развития Реализм в постановке цели перед высшим образованием, хотели бы мы этого или нет, – это ведущая тенденция в развитии современного высшего образования. В России культурно-образовательные процессы связаны с дифференциацией общества, что не может не сказываться на дифференциации образования по многим параметрам, в том числе и по качеству образования. Формируются элитные учебные заведения, создается система массового высшего образования. Cтратегия высшего образования требует реальной оценки перспектив всего многообразия моделей высшего образования, чтобы понять, что же является будущим, а что преходяще, в этой связи позиция, опыт вузов, в том числе и провинциальных, чрезвычайно важен. Актуальность и практическая значимость доказаны их применением в оптимизации реформирования высшего образования. Серьезные исследования учеными ШГПУ выполнены в области интегрированных технологий подготовки специалиста, дидактики сельской школы. На базе университета открыт филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета). В настоящее время шуйские ученые совместно с научными сотрудниками центра ведут работу по развертыванию экспериментальной площадки с целью модернизации системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по образовательной программе специальности «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций. О высоком качестве подготовки выпускников университета говорит самый высокий среди всех ивановских вузов процент их трудоустройства по специальности. Выпускники университета работают практически во всех регионах России. Элитные лицеи и гимназии Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода не только охотно принимают на работу молодых специалистов с дипломом Шуйского государственного педагогического университета, но и, убедившись в их профессиональных качествах, помогают им в приобретении дорогостоящего жилья на льготных условиях, чтобы быть уверенными в долгосрочном сотрудничестве. К сожалению, самая яркая, самая талантливая молодежь уезжает работать за границу: в США, Израиль, Германию, Францию. Если совсем недавно подобное явление было характерно для престижных столичных вузов, то сегодня оно становится обыденным для университета, расположенного в провинции. Пока государство безуспешно пытается решить проблему повышения оплаты труда учителей, страна продолжает терять высококлассных специалистов, большинство из которых, помимо прочных, глубоких знаний, отличает любовь к детям, огромное желание работать именно в школе. Ведь уход хорошего учителя из российской школы – это процесс, экономически не выгодный государству и обществу, т.к. в конечном счете экономика полностью зависит от образования. В этой связи академическое сообщество университета, возлагая большие надежды на принятый к реализации национальный проект в области образования, стремится укреплять позиции вуза не только как научно-учебного, но и культурно-воспитательного, оздоровительного центра региона. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет» находится в постоянном развитии, являя собой образовательную систему, способную быстро реагировать на все изменения в социально-экономической жизни региона и страны.

наверх