Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Работа на общество

Какой именно специалист нужен конкретным отраслям промышленности и бизнеса? Какими должны быть профессиональные стандарты? Каким должно быть государственно-частное партнерство в области образования? Это темы диалога представителей крупного бизнеса и высших чиновников правительства

Андрей Фурсенко
Министр образования и науки РФ

Хочу коротко обрисовать мероприятия, которые желательно было бы реализовать в секторе образования. Первое и главное – это формулировка внешнего заказа по отношению к образованию, и в первую очередь – образованию профессиональному. Нужна выработка требований: кого нам надо учить, как нам надо учить и что нам следует иметь на выходе. Это вопросы, связанные с выработкой профессиональных стандартов. Нам следует четко сформулировать, какой именно специалист нужен конкретным отраслям промышленности и бизнеса. Для этого представители бизнеса совместно с Министерством образования и науки должны определить, как надо учить человека в высшем учебном заведении, чтобы он отвечал всем требованиям, предъявляемым к нему на рабочем месте. Второе направление, в котором следует работать, – это отслеживание реализации различных процессов в образовании. Необходимо опять же внешнее наблюдение. Бизнес, экономика должны участвовать в образовании через наблюдательные советы, через попечительские советы и тому подобные структуры. Не может образование само собой управлять, иначе оно замыкается на себя и не решает важнейшую функцию – функцию работы на общество. Мы этим грешили раньше, но сейчас система образования достаточно быстро от этого отказывается, что является позитивным процессом. Наконец, третье направление, где следует работать, – это то, чем большой бизнес всегда занимался: прямое участие в образовании. Я имею в виду и финансирование специальных образовательных проектов, и спонсорскую помощь. Сейчас сделаны важные законодательные шаги, чтобы облегчить работу по этому направлению. В ближайшем будущем реализуется законопроект по эндаументам, что, как я считаю, является важнейшим шагом, поскольку даст законодательную базу для экономического участия крупного бизнеса в образовании. Должен заметить, что уже сейчас мы ждем и получаем от бизнеса спонсорство в вопросах общего образования, особенно образования профессионального. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) достаточно активно координирует подобную работу. Как соотнести сегодняшнее образование и сегодняшние требования экономики? Эти проблемы характерны для всего мира. Экономика и общество меняются быстро, и образование, которое должно было бы быть лидером, сегодня, к сожалению, иногда опаздывает. Эти вопросы мы с РСПП сейчас решаем, и, как мне кажется, уже есть инструменты, которые позволяют нам решать их успешно. Сделаны определенные изменения в нормативной базе, подготовлен закон об участии работодателя в процессе образования, который сейчас находится в Думе. Подготовлены и запущены соответствующие акты правительства и министерства, которые позволяют нам успешно сотрудничать с РСПП. Кроме этого, РСПП непосредственно участвует в конкретных мероприятиях, которые мы проводим вместе в интересах развития образования, что помогает представителям бизнеса лучше понимать наши проблемы. Например, второй год идет конкурс по отбору инновационных вузов, и теперь представители бизнеса, которые включены в состав конкурсной комиссии, понимают не только, как лоббировать, но и как лоббируют другие, а также понимают, как сложна жизнь человека, занимающегося образованием, потому что, во-первых, все знают, что такое образование, во-вторых, все знают, как оно должно быть организовано, и в-третьих, все знают, что те люди, которые занимаются вопросами образования, делают это неправильно. Поэтому, я считаю, мы предприняли очень удачный шаг, включив в организацию образовательных процессов представителей бизнеса. Теперь уже они находятся в позиции людей, которые, с одной стороны, все делают неправильно, с другой – понимают, что так, как им советуют, сделать невозможно, потому что поступающие советы порой противоречат друг другу. Я благодарен РСПП за то, что они вместе с министерством берут на себя ответственность за движение по сформулированному выработанному вместе направлению в области реформы образования и готовы брать на себя риски, которые неминуемо возникают в ходе этого важнейшего для России дела.

Анатолий Карачинский
Президент группы компаний IBS

Если говорить с точки зрения бизнеса, то надо заметить, что ко всем нашим рискам, о которых мы говорим, добавился такой серьезный риск, как опасность нехватки квалифицированных кадров. Думаю, что сейчас нет ни одного предпринимателя, который на вопрос «Какие у тебя проблемы?» не сказал бы: «У меня проблема в людях». Поэтому помощь государству в более быстрой и более эффективной настройке российской системы образования – это очень ясная задача РСПП на ближайшее время. Два года назад мы создали рабочую группу и проводили исследования по теме: какие самые ключевые вопросы стоят перед нашей системой образо вания? Оказалось, что прежде всего – вопрос качества образования. «Следует правильно учить тому, что требуется работодателю», – говорили все предприниматели. Идея создания специального агентства, которое управляло бы созданием профессиональных стандартов в различных областях, была поддержана и РСПП, и Министерством образования РФ. Интересно, что это агентство работает исключительно в бизнес-среде и находится в РСПП. Созданы отраслевые агентства, которые разрабатывают профессиональне стандарты. Хочу заметить, что бизнес, в отличие от государства, может экспериментировать. Государство не имеет права на эксперимент, а если попытается его провести, то общество обычно оказывается недовольно. У бизнеса в этом плане руки развязаны, так что мы можем пробовать, в том числе в области создания профессиональных стандартов. На сегодняшний день первый профессиональный стандарт в области авиастроения готов, и в ближайшее время мы передадим его в Министерство образования. Ближайшие стандарты, которые появятся, будут стандарты в атомной отрасли, в области информационных технологий и машиностроения. Очень важно понять, что этот процесс идет не «сверху». Сами отрасли заинтересованы в изменении качества образования в университетах и начинают финансировать создание стандартов в своих отраслях. Я надеюсь, что после того как в наступившем году мы передадим первые профстандарты в Минобразования, мы увидим, как министерство на базе этих профессиональных стандартов, разработанных бизнесом, создаст образовательные стандарты, которые станут законом для университетов. В этом случае те программы, по которым будут учить новых студентов, будут отражать требования бизнеса к образованию. Вторая важная вещь, которую бизнесу удалось сделать, – это образовательные кредиты. Было много разных моделей, начиная с того, что кредиты на 100% должно выдавать государство, и кончая тем, что все 100% должен финансировать бизнес-сектор, но, как бы то ни было, бизнес взял и сделал очень правильную вещь: бизнес провел эксперимент. Этот эксперимент начался три года назад. После трех лет эксперимента стало понятно, как его можно встраивать в существующую экономическую и государственную систему. Это будет настоящее частно-государственное партнерство. Надеемся, что государство и бизнес совместно в течение трех-пяти лет будут делать этот эксперимент, после чего по его результатам примут закон, по которому система образовательных кредитов в стране будет введена на законодательном уровне. Самая сложная проблема, которая на сегодняшний день осталась перед рабочей группой, – это начальное и среднее специальное образование. Если мы сегодня ощутимо сдвинули процессы модернизации в высшем образовании и большинство программ, которые сделаны министерством, всколыхнули университеты, так что заметны позитивные процессы, которые там пошли, то со средним профессиональным образованием ситуация сложнее. РСПП подняло эту проблему, и мы очень благодарны правительству за то, что нас услышали и в рамках национальной программы провели перераспределение денег, в результате чего почти 2 млрд рублей пошло на создание и модернизацию ресурсных центров. Я надеюсь, что такие же конкурсы, которые идут сейчас с университетами, будут проведены для того, чтобы государство могло финансировать в первую очередь самые лучшие, можно сказать, «самые продвинутые» начальные и средние заведения профессионального образования. В этом случае мы сможем дать им возможность быстро расширяться и, используя их опыт, улучшать ситуацию в других местах. Кроме этого, и стандарты, и кредиты необходимо делать и в области среднего профессионального образования. Я хочу призвать крупные бизнес-структуры поэкспериментировать со средними профессиональными учебными заведениями: там необходим инновационный подход. Те выпускники, которых готовят сейчас средние учебные заведения, совершенно не удовлетворяют никого в бизнесе. Проблема профессиональных, квалифицированных рабочих и мастеров, руководителей среднего звена сейчас самая больная. Еще одна важная вещь, в которой все крайне заинтересованы, – это многоучредительство: НПО и СПО. Следует дать возможность бизнесу туда прийти и обеспечить механизм финансового влияния бизнеса на НПО и СПО. Также существует вопрос внебюджетного финансирования этих областей. Я считаю, что бизнес должен иметь возможность финансировать образование и контролировать правильное употребление затраченных средств. В настоящий момент наша рабочая группа начала всерьез обсуждать, каким образом новые технологии можно было бы направить на обучение контрактников в армии, для того чтобы ребята, проходящие контрактную службу, могли за это время получить какие-то специальности. Сегодня новые технологии образования, такие как дистанционное образование, позволяют сделать это с минимальными издержками. Мы очень хорошо сотрудничаем в области образования с другими общественными организациями в создании рейтингов университетов. Направление это очень успешно двигается. Мы надеемся в ближайшие годы заняться вопросами развития инновационного образования и развития частногосударственного партнерства в области образования. Нам, представителям бизнеса, приятно сотрудничать с Министерством образования, и я рад отметить, что наша совместная деятельность очень успешна и плодотворна.

наверх