Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Логика культуры

Вуз в условиях капитализации культуры: инновационные аспекты

Раиса Пшеничникова
Ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» привлекла внимание всей общественности, всех слоев населения к судьбе и путям развития образования в стране. Однако в этих дискуссиях до обидного мало внимания уделяется российской системе непрерывного художественного образования – системе уникальной и признанной во всем мире.

Механизм выживания
Практика показывает, что в современной жизни наблюдается серьезная недооценка этой системы в целом и особенно вузов культуры и искусств. С другой стороны, формируется устойчивый феномен этих вузов, поскольку они не только сохранили себя в период хаоса и распада, но и смогли стать востребованными в современных условиях. Доказательством тому является высокий конкурс при поступлении в них, который наблюдается уже в течение ряда лет. Следует напомнить, что эти вузы были созданы в свое время как идеологические структуры. Надо отдать должное – специалисты из них выходили высокообразованные. В те годы именно через них осуществлялась во многом идеология страны во всех сферах жизнедеятельности человека. Особое место в работе этих специалистов занимали вопросы по установлению культурных контактов и формированию идеологии дружбы с зарубежными странами. Таким образом, можно сказать, что в тех условиях вузы культуры и искусства приобрели богатый опыт участия в строительстве государственности, в том числе опыт взаимодействия с разными структурами власти. Сегодня ситуация кардинально изменилась: другая страна, другая идеология, однако строительство гражданского общества и новой России требуют от каждого участника этого процесса более активной позиции, более активного участия во всем. Очевидно, этим объясняется устойчивость вузов культуры и искусств, поскольку они имеют опыт идеологической работы, опыт строительства государственности. Отсюда – важность и необходимость изучения процессов трансформации культуры и образования самих вузов с тем, чтобы эффективнее и менее болезненно для человеческого ресурса страны решать проблемы модернизации и инновации российского образования. Поскольку проблема «инновации» всегда соседствует с проблемой «традиции», обратимся к данным науки о культуре. Как утверждают ученые, «Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – в потенции будущая традиция»; культурные традиции являются своеобразными механизмами выживания, в которых сохранен опыт поколений по своему развитию, по решению экономических проблем. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все инновации с самых древних времен и в наши дни «возникают не иначе, как на фоне давних культурных традиций». Следовательно, невозможно формировать новую государственность, новую идеологию и любые инновационные проекты без учета традиций. Осознавая данную ситуацию в большей мере на эмпирическом уровне, вузы культуры и искусств стали готовить кадры, которые вновь выступают в роли своеобразных идеологических лидеров, формирующих через менеджмент и культуру новое сознание масс.

Ряд стратегических задач
Как показывает практика, потребность в современных менеджерах в сфере искусства, досуга и социально-культурной деятельности не только не уменьшается, а напротив, постоянно растет. Поэтому коллектив нашего вуза разработал инновационный проект «Развитие образования в условиях капитализации культуры как фактор устойчивого развития Байкальского региона». Одна из главных задач проекта – выработать модели и формулы перевода услуг в культуре и искусстве в оценочную и стоимостную сферу, а также обосновать индикаторы культурного развития территорий, организаций, различных общественных объединений и учреждений огромного Сибирского региона. Кроме того, современные интеграционные процессы не только способствуют качественной трансформации жизни людей, но и создают определенные конфликтные ситуации, которые, как правило, связаны с культурной составляющей. Не случайно во Всемирном докладе ЮНЕСКО о Культуре подчеркивается, что «глобализация – это не только экономическое явление, но и одновременно социальное, политическое и культурное». Далее, в докладе «красной нитью» проходит мысль о том, что рынок не в состоянии сам подготовить для него человеческий капитал – этим должны заниматься государство, семья, общество. Опираясь на эти подходы, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ) определила ряд стратегических задач и разработала план их реализации, направленных на трансформацию вуза с целью повышения качества выпускаемых специалистов, способных работать в рыночных условиях. В связи с этим в 2000 году был создан «Академический образовательный комплекс культуры, искусств и социально-культурных технологий Восточной Сибири и Севера». В Комплекс вошли все учебные заведения среднего профессионального образования большой территории, учреждения культуры и искусств, для кого мы готовим кадры (библиотеки, театры, фи лармонии, культурные центры и т.д.), а также министерства и комитеты культуры Сибири и Севера. Такой корпоративный подход позволил сохранить многообразное и единое культурно-образовательное и информационное пространство, что способствовало формированию стратегических направлений в культурной политике огромного региона. Деятельность комплекса показала также богатые возможности по формированию учебного заведения открытого типа, когда вуз приобретает черты естественной лаборатории по воспитанию у молодежи толерантности, творчества, фантазии и способности органичного вхождения в другую культуру. Обучение, построенное на этих позициях, дает очень хорошие результаты. Практика показала, что наши студенты способны жить в нестандартных ситуациях, обладают высокой коммуникативной культурой и способностью к адаптации в любой культурной среде. Поскольку на территории Сибири и Севера, которая является полиэтнической, поликультурной, стали активно создаваться и развиваться культурные национальные и этнические центры, то работа с ними также стала носить стратегический характер. Интерес в этом плане представляет совместная деятельность Правительства, Народного хурала Республики Бурятия, общественной организации «Ассамблея народов Республики Бурятия», национальных культурных центров, а их в республике более 20, и образовательного комплекса ВСГАКИ. Вся эта деятельность направлена на создание равных возможностей для каждого представителя этноса в реализации своего этнического сознания и творческого потенциала. Вместе с тем, как это ни парадоксально, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы в разделе «Цели и задачи» отсутствует самый важный вектор формирования общества знания – равенство образовательных возможностей. Это самый основной аспект будущего развития России. В целом данной проблемой в нашей стране почти никто не занимается, в то время как в США и Европе ее разрабатывают уже более 70 лет. Серьезным препятствием на пути развития художественного образования и вузов культуры и искусств является отсутствие в существующем законодательстве нормативно-правовых актов, касающихся специфики данного образования, специфики подготовки кадров в этих вузах.

Главная цель – единение
Необходимо отметить, и об этом свидетельствуют международные исследования, что в современном мире культура и искусство становятся доминирующими в развитии новых интеграционных процессов, в решении проблем борьбы с бедностью, локализации этнических конфликтов, гармонизации проблем государства и рынка, и потому на первый план выходит потребность и необходимость в разработке науки о культуре. Как показывает современная практика, решить эту проблему нескольким НИИ невозможно. Здесь никак не обойтись без участия всех вузов культуры и искусства. Проводимые ВСГАКИ регулярно научные симпозиумы и научно-практические конференции, такие как «Байкальские встречи» (проводятся с 1996 года; побывали ученые почти всех стран мира); «Культурное пространство Сибири и Монголии» (проводятся с 1997 года), позволили осуществить мониторинг процессов трансформации традиционных национальных культур и искусства в современных условиях, проблем развития профессионального искусства. Все это способствовало накоплению огромного эмпирического, научно-исследовательского материала, который позволяет уже сегодня выйти на фундаментальный уровень его осмысления и реально содействовать развитию российской науки о культуре. Таким образом, трансформация ВСГАКИ осуществляется по таким направлениям, как – интеграция в науку, экономику, капитализацию культуры и качество человеческого капитала. Они и выступают в роли инновационной деятельности академии. Поэтому вуз, опираясь на свои научные, исследовательские и творческие проекты, ведет активный поиск и нарабатывает механизмы деятельности с различными пространствами: инновационным, культурным, информационным, образовательным, Европейским образовательным, экономическим; всеми уровнями власти и их структурами, общественными организациями и разными слоями общества. Это необходимо для осмысления и формирования модели интеграции в общемировую культурную и образовательную среду. Вот почему главная идея деятельности ВСГАКИ – единение, объединение людей на основе сохранения и развития многообразия культур как основы устойчивого развития общества. Кроме того, ВСГАКИ изначально нарабатывала опыт сохранения и экстраполяции традиционных этнических культур в современном мире, опыт, который является уникальным и чрезвычайно актуальным. Дело в том, что именно этот опыт определил стратегию деятельности вуза в русле новейших философских теорий познания и развития человека. В частности, фундаментального труда известного философа В.С. Библера «От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век». Главная идея его исследования заключается в тождественности механизма понимания бытия с пониманием произведений культуры. Кроме того, автор обосновывает тупиковость формулы «понять = познать» и вводит новое понятие «познавательного челнока». Таким образом, наш практический материал и философские идеи В.С. Библера во многом соприкасаются, и именно в этой плоскости надо искать пути модернизации и инновации образования в перспективе. Вместе с тем отсутствие приоритетного национального проекта «Культура», несовершенная законодательная база в этой сфере, незащищенность производителей социальных услуг, отсутствие финансирования на науку в вузах культуры и искусств формируют негативные тенденции как в развитии самой культуры и искусства, так и вузов, готовящих кадры для этой сферы. Поэтому так важно изменить политику России в данном аспекте.

наверх