Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Изменение сознания

Трудно выделить самый важный из национальных проектов. Тем не менее, когда речь заходит о необходимости модернизации системы образования, понимаешь, что от уровня подготовки будущих врачей, строителей, педагогов, ученых зависит в конечном итоге качество жизни всего нашего общества  

Максим Дулинов
Министр образования, культуры и спорта Калужской области

В последнее время мы все чаще оперируем таким понятием, как «инвестиции в человека», говорим о необходимости значительного повышения качества жизни. Собственно, ради этого и началась в стране реализация национальных проектов. Первые результаты не только вселяют определенный оптимизм, но и рождают новые проблемы, решение которых потребует от многих из нас серьезной концентрации всех имеющихся ресурсов, упорства и профессионализма.

Реализация проекта
В Калужской области сложилась система поддержки общеобразовательных учреждений, занимающихся инновационной и экспериментальной деятельностью. Эту работу мы начали еще в 2004 году и продолжили в рамках реализации национального проекта «Образование». Уже не первый год у нас проводится областной конкурс «Лучшие школы Калужской области». Победителям в 10 номинациях вручаются переходящие знамена и поощрительные призы. В 2006 году финансирование конкурса увеличилось до 100 тысяч рублей по каждой номинации, да и сами учебные заведения стали проявлять больший интерес. В прошлом году в конкурсе участвовало уже 35 общеобразовательных учреждений. При этом одним из условий было внедрение инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта. Материалы двух школ области представлены на всероссийский конкурс. Возможно, мы увидим их среди лауреатов. В соответствии с сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта «Образование» прошел региональный конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На 18 мест в прошлом году было подано 48 заявок. Это один из самых высоких показателей в РФ. Победителями стали 9 сельских и 9 городских школ. На областной августовской конференции работников образования состоялась церемония награждения – вручались дипломы Министерства образования и науки РФ, на заседаниях секций представлялся опыт работы школ. Призовой фонд конкурса составил 18 миллионов рублей. На эти средства школы-победители осуществляют работу по дальнейшему развитию инновационных образовательных программ. Особое внимание мы уделяем вопросам информатизации образования. Еще в ноябре 2005 года в области состоялась презентация системы «Региональный координационный центр – Межшкольные методические центры». В 2006 году данная система начала функционировать в плановом режиме. На базе центров проводились обучающие семинары в рамках повышения квалификации педагогических работников в области информатизации. В их работе приняли участие представители 416 общеобразовательных учреждений. Только за первое полугодие на базе 23 межшкольных методических центров было обучено более полутора тысяч учителей. Значительным событием в регионе стала поставка 538 портативных компьютеров каждому директору образовательного учреждения в рамках контракта «Технические средства для автоматизированных рабочих мест руководителей общеобразовательных учреждений, расположенных в Калужской области». Полным ходом идет подключение школ к широкополосному доступу в сеть Интернет. В минувшем году таких учебных заведений стало уже более 170. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что далеко не все зависит от решения технических вопросов. Главная роль в процессе обучения, безусловно, принадлежит учителю. От педагога во многом зависит и качество, и доступность, и безопасность образования. Он аккумулирует на себе все самое передовое, что появляется в учебном заведении, являясь главным проводником новых идей. И мы всячески будем поддерживать учителей-экспериментаторов, стремиться к созданию творческой атмосферы в педагогических коллективах. Сегодня особенно важно поднять престиж профессии учителя, вернуть в школы талантливых педагогов, привлечь молодых специалистов. Для этого необходимо не только создать современные условия, сделать труд учителя интересным, но и значительно повысить его оплату. Улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования являются приоритетными задачами образовательной политики в области. С января 2006 года организована выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных школ. Ее получали более 6 тысяч классных руководителей. Специалисты нашей области совместно с соседними регионами участвовали в подготовке реестра классных руководителей, не подпадающих под действие постановлений Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 850 и № 854. В итоге в реестр были дополнительно включены 402 классных руководителя. Возможно, это не такая уж великая цифра, но за ней стоят человеческие судьбы, желание работать, творить, двигаться вперед. С целью поддержки классных руководителей в области ежегодно проводится конкурс «Самый классный классный!». В последнее время нам удалось значительно увеличить суммы на поощрение победителей. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» организован конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений. В минувшем году на него было подано 122 заявки. Отрадно, что из 62 победителей – 19 являются учителями сельских школ. Калужские педагоги являются участниками ежегодного конкурса «Учитель года», организованного Министерством образования и науки РФ. Его главные цели – поддержка инновационных программ и новых образовательных технологий, распространение передового педагогического опыта. Учитывая значительные средства, выделяемые в рамках национального проекта на поддержку лучших учителей за счет федерального бюджета, в 2006 году в нашей области увеличены размеры вознаграждения и победителю, и участникам областного конкурса. Отныне победитель получает 100 тысяч рублей, участники – по 25 тысяч рублей. Кстати, эстафету коллег с успехом подхватывают и педагоги детских дошкольных учреждений – участники областного конкурса «Воспитатель года». Отмечу, что всевозможные конкурсы профессионального мастерства пользуются у нас популярностью и авторитетом. Мы стараемся делать все для того, чтобы имена лучших в своем деле были, как говорится, на слуху, и учитель, и ученый, и врач, добившиеся успеха в профессии, должны быть поощрены. Ведь это влияет не только на его личный статус, но и на отношение к профессии в обществе. То же самое могу сказать и о талантливой молодежи. В прошлом году у нас в области проведены олимпиады по 20 общеобразовательным предметам. В них приняло участие более 900 учащихся. Организовано участие калужан в 4 олимпиадах окружного и 17 олимпиадах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно на протяжении 16 лет проводится областная научно-практическая конференция школьников и студентов «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского. О ее высоком уровне и качественно проведенной экспертной оценке работ учащихся свидетельствует тот факт, что на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юность, наука, культура», проходившей в Обнинске, 23 школьника получили дипломы оргкомитета. Стала традиционной ежегодная встреча одаренных учащихся, победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников с руководителями региона. Впрочем, видимся мы с самыми активными и талантливыми мальчишками и девчонками гораздо чаще. Почти каждую неделю в рамках «Мы – граждане России» мне и моим заместителям удается пообщаться со школьниками из самых разных районов области. Молодежь у нас активная, смелая, грамотная. Они не стесняются задавать вопросы, говорить о проблемах. От них получаешь информацию из первых рук, порой именно школьники предлагают нестандартные решения. Очень важно, что приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает государственную поддержку способной молодежи. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» 11 школьников области получат премии по итогам участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2006 году. 21 калужанин в возрасте от 14 до 25 лет удостоен премии для поддержки одаренной и талантливой молодежи по итогам международных и всероссийских конкурсов. Именно за этими молодыми людьми – будущее. Не устаю на встречах повторять нашей молодежи: впитывайте все новое, учите иностранные языки, стремитесь быть конкурентоспособными на рынке труда. В нашем регионе строится много новых современных предприятий, создаются рабочие места для специалистов в самых разных областях. Мы уже сегодня остро ощущаем нехватку грамотных инженеров, менеджеров, высококвалифицированных рабочих. Поэтому улучшение качества образования, начиная со школы и заканчивая курсами повышения квалификации, для нас тема очень актуальная. Калужской области, безусловно, есть чем гордиться, однако самая важная работа впереди. В нынешнем году финансирование национальных проектов в масштабе страны будет увеличено на 85 миллиардов рублей. Объем средств, направляемых на проект «Образование», возрастет на 70%. Нашему региону в рамках реализации приоритетного национального проекта федеральным бюджетом в 2006 году было выделено почти 4 млн рублей на приобретение автобусов. На эти же цели в областном бюджете изыскали 6,7 млн рублей. Более 16 млн рублей выделено федеральным бюджетом на учебно-наглядные пособия. В настоящее время начались поставки автобусов, учебного и учебно-наглядного оборудования. Разрабатывается сетевой график региональных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году. Самое важное то, что наметились позитивные тенденции в изменении сознания, отношения к школе как со стороны учеников и их родителей, так и в педагогическом сообществе. Воодушевленные вниманием со стороны государства, люди вспоминают старые добрые традиции, становятся активнее, заинтересованнее. В этом, на мой взгляд, один из главных успехов первого года реформ.

наверх