Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Доступная Европа

Российский колледж в Болонском процессе

Евгений Каргаполов
Директор Ханты-Мансийского педагогического колледжа

Вопрос о том, нужен или не нужен Болонский процесс для российского профессионального образования, уже не стоит. Россия объявила готовность участвовать в этом процессе и стремится войти в европейское образовательное пространство. Об этом свидетельствует и I Международная конференция «Создание единого образовательного пространства России и Европейского союза. Проблемы сов е р ш е н с т в о в а н и я государственных стандартов в области высшего, дополнительного и среднего профессионального образования», состоявшаяся в Хельсинки в 2006 г.

Основное препятствие
Анализ показал, что педагогическое сообщество России разделилось: на радикалов (тех, кто выступает за быстрое вхождение в Болонский и Копенгагенский процессы, за ломку всей сложившейся системы профессионального образования), на модернистов (которые говорят о необходимости интеграции РФ в европейское образовательное пространство, предлагают это делать неспешно), традиционалистов советского типа (наша система образования лучшая, и ничего не надо в ней менять) и традиционалистов российского типа (предлагают свой путь в Болонском и Копенгагенском процессах на основе традиционных российских и русских культур). Все эти течения, присутствующие в теоретической мысли, их сторонники активно защищают в процессе реформ образования в России. Конференция в г. Хельсинки показала, что основным препятствием для вхождения профессиональных учебных заведений в Болонский и Копенгагенский процессы в настоящее время является неразработанность нормативной базы не только в сфере образования, но и труда. Болонская декларация направлена не на унификацию систем профессионального образования в Европе, а на достижение договоренности по отдельным параметрам, которые упростят доступ к европейскому образованию и европейскому рынку труда. По доступности профессионального образования РФ занимает всего лишь 28-е место в мире. Согласно Болонской декларации (принята в 1999 г. в Италии), начала создаваться зона европейского высшего образования в следующих основных направлениях: принятие системы степеней, в т.ч. через внедрение системы кредиторских единиц и приложения к диплому; принятие системы, основанной на двух циклах обучения (достепенной и послестепенной). Это степени бакалавра и магистра. Колледж интересует процесс формирования такой системы образования, где конечной целью будет защита степени бакалавра со сроком обучения 34 года. Это и есть первый цикл образования. В Ханты-Мансийском педагогическом колледже все условия для перехода на этот уровень имеются, так как по ряду специальностей реализуются программы повышенного уровня. Специалисты по окончании колледжа учатся в университетах по программам сокращенного срока обучения. В настоящее время необходимо предпринять ряд мер на нормативном уровне: во-первых, разрешить колледжам после соответствующей аккредитации ответственных за это органов вести подготовку бакалавров (вместо программ повышенного уровня). Во-вторых, государственным органам образования и труда разработать нормативную базу, включая стандарты образования, место бакалавра в ЕТС и во всей системе оплаты труда. В-третьих, стимулировать в России создание университетских комплексов (в форме объединений или ассоциаций) с вхождением в них на правах юридического лица колледжей. Такая двухуровневая система стала создаваться в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. ХМПК входит в университетский комплекс «Югорский государственный университет». Кроме этого, колледж имеет договоры о сотрудничестве с Сибирским государственным университетом физической культуры, Тобольским государственным университетом и др. Выпускники колледжа поступают в университеты и институты на обучение по программам сокращенного срока обучения. Что требует совмещения учебных планов, учебных программ, введение европейских стандартов управления качеством обучения в колледже; прохождение вузовских курсов, которые ранее не читались в колледже. Двухуровневая система обучения хорошо зарекомендовала себя по специальностям «Дошкольное образование», «Социальная педагогика», «Физическая культура», «Музыкальное образование» и др. С решением юридических вопросов перехода колледжей на бакалавриат ХМПК планирует подготовку бакалавров по тем специальностям, где сейчас реализуются программы повышенного уровня, а также продолжать обучение по программам подготовки специалистов на базе 9 классов. В-четвертых, переработка всей методической базы колледжа, направленной на создание многоуровневой системы образования. В-пятых, создание условий в колледжах для ведения НИР. Педагогический коллектив колледжа приобрел опыт научно-исследовательской работы, реализуя статус окружной экспериментальной площадки «Педколледж здоровья и развития». 54% преподавателей принимали активное участие в экспериментальной работе. В 2005 году преподаватели экологии и биологии включились в экспериментальную работу по внедрению регионального компонента образовательного стандарта «Экология»: произведена корректировка рабочих учебных программ, разработаны методические рекомендации и пособия, приобретена соответствующая аппаратура для проведения экспериментально-лабораторных исследований экологической направленности. Преподаватели принимают активное участие в экологических семинарах и конференциях, международной акции «Спасти и Сохранить». За последние пять лет (с 2001-го по 2006 год) на базе колледжа ежегодно проводятся 2-3 научно-практические конференции окружного и городского уровня, в которых активное участие принимают преподаватели и студенты колледжа. Традиционными становятся ежегодные «Рождественские чтения» и городская студенческая научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка буду щих специалистов в условиях модернизации образования», организатором и устроителем которых выступает ХМПК. В работе конференций принимают участие: общественность города, студенты всех образовательных учреждений г. Ханты-Мансийска, в том числе и высших профессиональных образовательных учреждений. По итогам работы конференций издаются сборники статей преподавателей и студентов колледжа, участников конференций. В-шестых, внедрение системы кредитов по типу ЕСТS, т.е. европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, рекомендованных Министерством образования РФ (зачетная единица должна соответствовать 36 академическим часам общей трудоемкостью по 45 минут). Важно, что «Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим…». Это и есть более высокий уровень отношений педагога и студента, который направлен на овладение последним учебного материала, занятие исследовательской деятельностью. Все это позволяет колледжу включиться в систему ЕСТS. В-седьмых, создание условий для свободного передвижения и мобильности студентов в освоении знаний, научных исследованиях, в обучении и стажировки студентов в других колледжах. Эти цели вполне реальны для многих колледжей, особенно гуманитарных, и могут быть достигнуты в ближайшие годы. Для этого необходимо создание в первую очередь нормативной, а также материальной, информационной, методической базы. Но для введения в колледжах бакалавриата желательно включение колледжей в образовательное пространство университетских комплексов, формирование адекватной мотивации по этому вопросу со стороны самих университетов.

Профессиональная подготовка
Профессиональное обучение специалистов педагогического колледжа является относительно законченным и самостоятельным периодом обучения, в течение которого студент получает подготовку, достаточную для выполнения определенных профессиональных функций. Но в то же время обучение в колледже должно сохранять преемственность с университетами по программам повышенного уровня или бакалавриата. Только тогда обучение в колледжах не будет тупиковым уровнем образования. Это позволит студенту при необходимости и желании продолжить свое образование дальше. Реалии современной жизни заставляют специалиста быстро и четко реагировать на потребности постоянно меняющегося рынка, развивать свои профессиональные и интеллектуальные способности, постоянно повышать уровень образования, свою квалификацию. Прочные теоретические знания, качественная профессиональная подготовка, креативность, гибкость, ориентированность на овладение ценностями непрерывного образования сегодня являются единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества выпускника колледжа. Современные и будущие работодатели заинтересованы именно в таких специалистах. В связи с чем возникает необходимость заблаговременного, осознанного выбора будущими специалистами ступеней образования. В условиях реформирования системы среднего профессионального образования в округе представляется возможным создание гибкой системы профессиональной подготовки студентов через создание образовательных комплексов в форме ассоциаций типа «лицей-колледж-университет», «колледж-университет» в соответствии с Болонским процессом. Необходимо, чтобы педагогический колледж начал развиваться не как среднее профессиональное учебное заведение, а как часть высшего педагогического образования по преемственным образовательным профессиональным программам. В этом случае непрерывность и преемственность процесса образования предполагают овладение студентами колледжа такими знаниями, которые являются необходимыми и достаточными для продолжения обучения на следующем уровне профессиональной подготовки. Такого рода взаимодействие, с одной стороны, предоставляет возможность пополнять контингент студентов высшего учебного заведения молодежью, которая по сравнению с выпускниками школ имеет более высокий уровень мотивации выбора, ориентированность в отношении будущей специальности; с другой – позволяет решать задачу сокращения продолжительности обучения в вузе; с третьей – обеспечивает приобретение студентами колледжа не одной, а целого ряда специализаций, что является дополнительным условием для выбора и реализации студентом индивидуальной образовательной траектории. Ханты-Мансийский педагогический колледж располагает квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечивающими подготовку специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов повышенного уровня среднего профессионального образования. Научно-исследовательская деятельность колледжа является более чем достаточной для обеспечения стандартов по всем преподаваемым специальностям. Установленным требованиям и обеспеченности учебного процесса отвечает материально-техническая база колледжа. В связи с этим комиссия по аттестации и аккредитации колледжа, созданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, рекомендует повысить статус учебного заведения через включение колледжа в отраслевой университетский комплекс в форме ассоциации и начать подготовку бакалавров. Анализ состояния и развития образовательной деятельности педагогического колледжа за последние пять лет показывает, что 90% реализуемых колледжем образовательных программ среднего профессионального образования повышенного и базового уровня по отдельным специальностям находят свое логическое продолжение в перечне профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования университетов и филиалов вузов ХМАО-Югры. Для совершенствования образования в колледжах необходимо опираться на основополагающие принципы:
автономии и ответственности;
научных исследований в колледжах как системы;
ответственности колледжей перед обществом;
модернизации образования.
Без этих принципов невозможно дальнейшее повышение качества подготовки выпускников. Качество подготовки – это главный результат и условие доверия, мобильности, совместимости и привлекательности колледжей в едином пространстве европейского высшего образования. Уже в программах, учебных планах, стандартах должны быть положены основные качественные параметры.

наверх