Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Шаг вперед, два назад

Среднее специальное образование в современных условиях: проблемы и тенденции развития

Раиса Корсакова
Директор Смоленского колледжа экономики, статистики и права

Вопрос о том, каким должно быть среднее специальное образование, становится в последнее время все более актуальным. Общая численность учащихся за последнее десятилетие снизилась на 17%. Это снижение носило регулярный характер в течение всего указанного периода. Уровень охвата молодежи определенных возрастных групп учреждениями начального профессионального образования также снизился. Число дипломированных выпускников снизилось более чем на одну треть. Последнее обстоятельство вызвано удлинением сроков обучения.

Рост образовательного уровня
По традиционной схеме, длительность обучения в ссузе зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трехгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до трех или четырех лет, в зависимости от уровня образования учащегося. В 60-70-е гг. руководство СССР взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации. В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. Этот список был сокращен до 282 в начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами. За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли, зато снизился удельный вес профессий промышленности и строительства. Переориентация начального профессионального образования предполагает переподготовку преподавателей и мастеров, модернизацию оборудования. Чтобы дать учащимся профессиональные навыки при отсутствии возможности бесплатной стажировки на предприятиях, учебные заведения открывают производственные цеха, что позволяет и мастерам не потерять своей квалификации, и создает дополнительный источник внебюджетного финансирования за счет реализации произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования: они дают молодежи, для которой закрыта перспектива средней школы, шанс продолжить учебу. Некоторые российские исследователи оценивают число детей и подростков, преждевременно покидающих школу, до 2 млн ежегодно. Проблемы образования эпохи 90-х не являются, как принято считать, проблемами последнего десятилетия. Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научнотехнической революции вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения еще в 70-е гг. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодежи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. К 1987 г. она была уже свернута. Все же уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостеневшая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения. В 90-е гг. данные кризисные процессы осложнились ухудшающейся демографической ситуацией. Вместе с тем количество вузов, осуществляющих процесс обучения на платной основе, постоянно увеличивалось. Существование ссузов, по сути, оказалось поставлено под вопрос. При практически одинаковом сроке обучения и постоянной конкурентной борьбе за абитуриентов вузы смягчают или фактически упраздняют конкурсную систему приема. Введение ЕГЭ эту проблему не только не решило, но и усугубило.

Каким должен быть ссуз?
Каким должно быть современное среднее специальное учебное заведение? В ответе на этот вопрос сформировались самые разные точки зрения. Звучат призывы к возвращению к советской системе образования, жесткому государственному контролю над коммерческими учебными учреждениями; одновременно высказывается мнение о том, что необходимо отказаться от государственного финансирования образования, перевести его на коммерческую основу. Во втором случае обычно ссылаются на опыт Западной Европы и США. Если говорить о системе образования в Соединенных Штатах, то она включает в себя три основных уровня: начальное образование, среднее образование и высшее образование. В большинстве штатов в образовательную программу также входят профессионально-техническое обучение, образование для взрослых, школы или курсы для особых категорий детей и детские сады. Родители могут выбрать для своего ребенка местную бесплатную государственную школу или частную платную школу. Несмотря на то что частные школы и колледжи и государственные школы имеют разные системы управления, их организационные структуры и учебные планы во многом совпадают. Благодаря переходу учащихся из государственных школ в частные и наоборот, а также иным контактам между ними эти школы поддерживают между собой тесную связь. Подавляющее большинство учащихся младших и средних классов ходят в государственные школы. Многие из тех, кто учится в частных школах, посещают приходские школы, финансируемые церковью.  В настоящее время в системе школ, объединяющих начальное и среднее образование, преобладает схема «6-3-3» или ее разновидность «6-2-4». Однако следует отметить, что в США много разновидностей вышеупомянутых схем. В 7-м, 8-м и 9-м классах большое значение приобретают советы по профориентации, поскольку именно на этой стадии обучения учащиеся начинают планировать свою будущую карьеру и выбирают предметы, которые им понадобятся в приобретенной профессии. Консультации по выбору профессии даются и в старших классах средней школы, а также в колледже, особенно в колледжах с двухгодичным неполным курсом или в течение первых двух лет обучения в колледже с четырехгодичным курсом. Обычно изучение основных предметов является обязательным и в 10-12 классах, но в некоторых школах учащиеся могут выбирать большинство предметов в соответствии со своими интересами. Кроме основных предметов – английского языка, естественных наук, математики, социологии и физического воспитания – большинство школьных систем может предложить выбор курсов трех уровней: академического, профессионального и общего. Академический курс призван подготовить учащихся к поступлению в колледж. Необходимо отметить, что при таком подходе понятие «колледж» не тождественно российскому понятию «ссуз». Программа профессионально-технического обучения может подготовить специалистов в четырех областях: сельскохозяйственном производстве, бизнесе, промышленном производстве и строительстве. После прохождения этой программы учащиеся либо устраиваются на работу, либо продолжают обучение. То есть американская модель изначально «встраивает» среднее специальное образование в систему школьного. Третья, общая, или комплексная, программа состоит из академических и профессионально-технических аспектов обучения. Ее вводные курсы скорее дают оценки различным профессиям и ремеслам, чем готовят учащихся к определенному делу. Те, кто не собирается сразу поступать в колледж или устраиваться на работу, но хотят получить как можно больше знаний и диплом средней школы, как правило, выбирают общий курс. Однако часто школы позволяют учащимся проходить дополнительные курсы (иногда они бывают повышенного типа), приравниваемые к учебе в колледже. Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции (к вопросу о всеобщем коммерческом образовании в Западной Европе). Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра. Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства – именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9 частных школ пользуются этой помощью). Образовательная система во Франции имеет следующую структуру: дошкольное образование (до 6 лет), начальное образование (6-11 лет), среднее образование (1118 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра. Организация, содержание циклов обучения определяются реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества. Основными реформами последних лет являлись следующие: развитие сети детских садов, чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены; отмена переходного экзамена из начальной школы в колледж; создание адаптационных классов для слабо успевающих учеников; организация основы образования без специализаций и деления на группы с начальной школы до колледжа; бесплатность образования – выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы, введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования. Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образование, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличие учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие. Существует также классовое (социальное) неравенство: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, чем в 1950 году, их часть в обществе увеличилась с 4,4% в 1946 году до 27,9% в 1984-м, но социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них – это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения. Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования (с переменным успехом) и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.

Позитивные изменения
Нужно отметить, что позитивные изменения в российском образовании начали осуществляться лишь в последние годы. Симптоматично и то, что лишь поправка президента помогла устранить ошибку чиновников, «забывших» о включении ссузов в программу «Образование». «Сегодня в рамках этой программы (нацпроекта «Образование») мы рассматриваем возможность создания отдельного направления для техникумов и других специальных средних учебных заведений», – сказал Президент РФ В. Путин на встрече с учащимися Химкинского техникума космического энергомашиностроения. «Прежде всего речь должна идти об оборудовании, поощрении преподавателей и о специальных стипендиях для тех, кто добивается высоких результатов», – подчеркнул Путин. Он заверил, что государство будет уделять больше внимания подготовке специалистов среднего звена. «Нет нужного количества специалистов среднего звена, это выпало из поля зрения государства в предыдущие лет десять», – сказал Президент РФ. Отвечая на вопрос о том, каким должно быть среднее образование в России, нельзя забывать об образовании специальном. Западный опыт может быть востребован, однако в каждой стране проблемы образования решаются по-разному, нельзя говорить о «западном образовании», системы в разных странах отличаются друг от друга. Нельзя не отметить и то, что в целом модели реформирования по зарубежному шаблону в российских условиях часто оказываются не только неэффективны, но и даже вредны. Необходимо вернуться к советскому опыту, ведь Россия сейчас, так же как и в 70-е гг., остро нуждается в специалистах со средним техническим образованием. Необходимо искать пути решения новых проблем: демографической, недостаточной производственной и технической базы, финансирования, понижения престижа среднего специального образования. Сделать это можно только при наличии четкой и внятной, долгосрочной, понятной для населения программы развития и реформирования системы российского образования.

наверх