Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Самый успешный

Реализация национального проекта «Образование» в российских регионах

Владимир Катренко
Заместитель Председателя Государственой думы РФ

Еще на этапе старта четырех национальных проектов общество в большинстве своем восприняло эту «инициативу сверху» критически. Высказывались опасения, что, безусловно, благородная идея обернется очередной раздачей денег из государственной казны, которые затем осядут в карманах недобросовестных чиновников. Спустя полтора года можно с уверенностью сказать: пессимистичные предположения не оправдались. Национальные проекты с разной степенью эффективности работают и уже дают положительные результаты.

Результаты
Должен признать, что самый успешный из четырех нацпроектов – «Образование». А ведь еще на стадии подготовки этой всероссийской программы учителя и преподаватели вузов не скрывали своей настороженности относительно действенности предлагаемых мер. Теперь мнение большинства представителей педагогического сообщества переменилось. Результаты за довольно непродолжительный срок и впрямь впечатляющие. Ведь еще год назад казалось невероятным, что даже в отдаленных деревенских школах появятся кабинеты информатики с новейшими компьютерами и выходом в Интернет. Но за прошедший год 22 тысячи школ (в том числе и сельские) получили доступ во Всемирную паутину. А к концу 2007-го абсолютно все российские школы смогут пользоваться сетевыми ресурсами. Без преувеличения можно сказать: для деревенских девчонок и мальчишек Интернет – это окошко в мир. Больше они не будут чувствовать себя оторванными от всего белого света. Ведь на селе не всегда есть библиотеки с книжными новинками и современными учебниками, свежие газеты доходят туда порой с недельным опозданием. А благодаря «интернетизации» школьники смогут при выполнении домашнего задания быстро получать дополнительные материалы, разыскивать нужные книги, да и просто переписываться со сверстниками из других регионов. Насколько я знаю, школы, уже подключенные к Интернету, нередко создают свои сайты и форумы. Так что возможности для коммуникации между учебными заведениями нашей огромной страны расширяются. Чтобы школьники получали знания, не просто листая страницы учебников или просматривая образовательные сайты, а наглядно (тем более что так информация запоминается лучше), в прошлом году более 12 тысяч кабинетов физики, химии и биологии получили новое оборудование. Впрочем, нельзя сказать, что эта часть национального проекта прошла без сучка, без задоринки. Поскольку не состоялись конкурсы на закупку одной тысячи «кабинетов физики». Оказалось, поставщики не готовы к производству в столь короткие сроки технологического оборудования для занятий физикой. Дважды объявлялся конкурс для поставщиков, но ни один участник о себе так и не заявил. Если верить словам руководства Федерального агентства по образованию, то к лету текущего года недостающие «кабинеты физики» все-таки окажутся в школах. Кроме того, в 2007 году планируется поставить не менее 9,5 тысячи комплектов учебного оборудования для «кабинетов физики, химии, биологии, географии и интерактивно-аппаратные программные комплексы. А также не менее одной тысячи комплектов «кабинетов» русского языка», поскольку этот год объявлен Президентом России Годом русского языка. Не менее важно опять-таки для сельских ребятишек и направление образовательного нацпроекта, касающееся закупки школьных автобусов. Нередко на несколько деревень в округе работает лишь одна школа, и приходится ребятишкам преодолевать несколько километров до школы и обратно. Сразу вспоминается Ломоносов, отправившийся за знаниями пешком от Архангельска до Москвы. Но великий российский гений проделал этот сложный путь один раз, а деревенским школьникам приходится совершать «поход за образованием» ежедневно и в любую погоду. В лучшем случае их подвозят на каком-нибудь тракторе или грузовике. В 2006 году на закупку автобусов для сельских школ из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей. В текущем году из казны на реализацию данного направления предусмотрена такая же сумма. Всего за счет федеральных денег в 2006 году было приобретено около 4 тысяч школьных автобусов. Но, как всегда, в бочке меда не обходится без ложечки дегтя. Дело в том, что государственный стандарт на 11-местные автобусы для перевозки детей пока не разработан. Из ряда регионов поступили заявки: поставленные им автобусы марки «УАЗ» не совсем удовлетворяют необходимым требованиям для транспортировки школьников. Так что Рособразованию совместно с Федеральным агентством по промышленности предстоит еще выработать столь необходимый для удобства и безопасности ребятишек госстандарт. Напомню, что главная цель нацпроекта «Образование» – развитие новых стандартов качественного образования, соответствующих стремительному накоплению научных знаний. Как писал Александр Грибоедов: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству». Поэтому отмечу важность государственной поддержки тем образовательным учреждения и педагогам, которые внедряют инновационные образовательные программы. В рамках реализации этого направления на конкурсной основе было выявлено 3 тысячи школ-победителей, получивших гранты из федерального бюджета на развитие по 1 миллиону рублей. А 17 лучшим инновационным университетам выделено из госказны на реализацию своих программ около 5 миллиардов рублей. Не секрет, что зарплаты педагогов до сих пор оставляют желать лучшего. Однако благодаря нацпроекту в 2006 году более 11 миллиардов рублей стали выплатой за классное руководство. Дополнительные деньги получили почти 900 тысяч педагогов. По 100 тысяч рублей государство выплатило 10 тысячам лучших учителей. Талантливая молодежь тоже была поощрена рублем, 5350 человек – победителей международных, всероссийских, региональных конкурсов и олимпиад – удостоились премий по 60 и 30 тысяч рублей. Как представитель Юга России не могу не отметить важность создания в рамках нацпроекта «Образование» Южного федерального университета. Так сложилось, что в основном все крупные и престижные учебные заведения находятся в Москве и Санкт-Петербурге и абитуриенты со всей страны стремятся стать студентами вузов одной из этих двух столиц. Почему-то считается, что именно столичное образование самое качественное. Теперь же в ЮФО появится конкурент московским и питерским университетам. Это будет крупнейший, рассчитанный на 40 тысяч студентов, образовательный центр. Высокопрофессиональные преподаватели начнут готовить здесь специалистов с учетом кадровой потребности региона. Чтобы южный «образовательный флагман» был не только учебным заведением, но и инновационным центром, из федерального бюджета на его развитие выделено 3 миллиарда рублей. Как глава Комиссии Государственной думы по проблемам Северного Кавказа хочу заметить, что на своих заседаниях мы неоднократно говорили о необходимости создания университета, объединяющего все регионы Юга России. Рад, что эта идея нашла поддержку и в правительстве. Знаю, как много надежд жители нашего региона связывают с появлением суперсовременного учебного заведения, вуза ХХI века.

наверх