Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Один в поле не воин

Владимир Филиппов Помощник Председателя Правительства РФ
Разрушив комсомольскую и пионерскую организацию, мы ничего не придумали взамен, мы стали ждать национальной идеи, на которой потом, якобы, будем воспитывать. И очень много времени упустили, сейчас только начинаем восстанавливать. В школах есть структуры учащегося самоуправления, школьные парламенты и т. д. А с другой стороны, мы оказались не в состоянии готовить детей к новому обществу. Если раньше мы должны были готовить человека, который на выходе из школы не должен спорить ни с государством, ни с работодателям, ни с партией, то сейчас мы должны готовить человека, который должен жить в конкурентной среде, спорить с работодателем, отстаивать свою позицию, понимать разные точки. То есть готовить совсем другого человека. Потихоньку мы к этому приходим, иногда даже перехлестывая. Например, мы создали очень много учебников, а когда чего-то очень много, то все одинаково качественно не бывает.

Недавно Президент на встрече с руководителями своих избирательных штабов сказал, что не надо много думать над национальной идеей, мы просто должны быть конкурентоспособны, и общество в целом, и отдельные предприятия, отдельный человек. Когда мы будем конкурентоспособны, тогда каждый будет жить хорошо.

Так получается, что молодежь более готова перейти на новые рельсы и в образовании, и в воспитании, в принятии новых ценностей, чем учителя. Например, молодежь вполне готова к тому, что мы сейчас вводим изучение языка со 2-го класса. Более готова осваивать Интернет, компьютеры, чем старшее поколение учителей. С другой стороны, особенно трудно перестраиваться в преподавании истории, литературы, в оценке героев, событий, потому что преподавали десятилетиями одно, а теперь нужны другие подходы, стало больше информации у того же учителя, стало больше прав и свободы. Конечно, учителям труднее. Но в этом и наша задача, чтобы, с одной стороны, помочь учителям получить достаточно новой информации, а с другой стороны  подготовить с помощью курсов, институтов повышения квалификации к тому, например, чтобы преподавать иностранный язык со 2-го класса. Более того, надо преподавать совсем по-другому. Ведь с советское время не ставилась задача, чтобы каждый выпускник школы знал свободно разговорный иностранный язык. Тогда за рубеж почти никто и не ездил. А сейчас мы должны так дать иностранный язык, чтобы на выходе каждый выпускник школы знал его, для гуманитарных классов  два языка, причем в свободном разговорном владении, а не только, как раньше писали, «читаю и перевожу со словарем». Другой подход.

Сейчас период, когда люди, у которых есть финансовые возможности, стараются своих детей отправить учиться за границу, практически уже закончился. Во-первых, там был разброд и шатание во всем обществе, начиная с самого верха и кончая школой, а потом, когда стали оканчивать за границей школу, сравнили уровень образования, и оказалось, что такой школы для наших детей не нужно. И оказалось, что мы можем в России создать свои частные школы или просто поддержать хорошего учителя хорошей школы, и давать лучшие знания, чем там. А еще оказалось, что ребята, окончившие там университет, возвращаясь сюда не могут найти работу. Работодатели берут лучших выпускников Плехановки, Финансовой академии, МГУ, Высшей школы экономики, которые знают наши экономику, которые готовились работать в наших условиях.

Оказалось, что теперь все понимают, что если ты едешь на Запад учиться, то желательно параллельно заканчивать какой-то российский вуз и получить российский диплом, тогда ты можешь в Москве претендовать в банке, даже в иностранной фирме, на хорошее место работы.

Если говорить о школьном образовании, мы отстаем во внимании к здоровью наших детей. Мы слишком перегружаем наших детей излишними знаниями. С одной стороны, наше образование считается лучшим, потому что оно более системно, строится на государственных стандартах, и если в американской школе можно окончить школу, ни одного часа не изучая химию, то у нас такое невозможно. С другой стороны, наше образование более фундаментально, мы даем более фундаментальную математику, физику, химию, чего нет во многих странах мира  в Англии, Америке и так далее. Обучение у нас поставлено на хорошем уровне, а в аспекте воспитания, в том числе физического, мы отстаем. Хотя для каждого родителя, наверное, более важно, чтобы ребенок был здоров, хорошо воспитан, физически воспитан. А уж формулы по физике и химии на втором месте. Сейчас мы в новых стандартах школьного образования произвели разгрузку содержания примерно на 20%, мы убрали излишние понятия из начальной школы и с 5 по 9 класс. Но так как мы не могли снижать наше школьное образование, взять и просто выбросить 20% школьного образования, мы ввели профильные старшие классы. Нужны тебе 34 предмета, бери их. Эти специальные разделы, которые мы из 59 классов убрали, мы перенесли в этот старший профиль. Зато эти 34 предмета два года подряд он изучает глубоко, в какой-то степени взамен репетиторства, платных курсов и т. д. То есть мы идем, тоже присматриваясь к мировому опыту, где давно 90% стран мира эту профильную школу ввели. А мы до сих пор всех одинаково готовим в 1011 классе, например, по физике  и тех, кто пойдет в технические вузы, и тех, кто пойдет в гуманитарные. То есть мы тоже следуем мировым тенденциям, чтобы повысить здоровье детей, повысить качество знаний, не прибегать к репетиторам, платным курсам и т. д.

Для того, чтобы человек в 16 лет уже знал, что он хочет, он должен пойти в 15 лет в 9-й класс и мы специально перед профильной старшей школой ввели 9-й класс, который называется предпрофильное обучение. Там специально 2 часа в неделю выделены, когда с ним будут работать педагоги, психологи по определенной методике, чтобы помочь ему. И не только помочь выбрать какой-то профиль в старшей школе, но, может быть, определиться, что после 9 класса надо идти в техникум, в колледж. Конечно, школьнику надо обязательно помочь с выбором своей дальнейшей траектории.

Президент РФ недавно подчеркнул, что у нас светское государство, и мы ничего менять не собираемся. Но когда мы говорим о воспитании, то воспитание идет на определенных общечеловеческих ценностях, которые рождались и шли в народ через различные конфессии. Мы не ставим задачу, чтобы у нас были именно основы православия. Нет. Речь идет о том, что мы предложили факультативный курс. Разработали программу, которая называется «Основы православной культуры», не надо путать слова «культ» и «культура». Наша позиция согласована с Московской патриархией и остается полностью в рамках нашей Конституции. Потому что слово «культура» разбивается на какие-то части. Можно спросить людей, окончивших советскую школу, много ли они знают, например, православной музыки.

Когда мы с вами, выпускники наших советских школ, приходим в Третьяковку или Эрмитаж и стоим перед картинами классиков 1920 веков, то мы их не понимаем, потому что многие из них на библейские сюжеты, а мы не знаем эти сюжеты. С другой стороны, страна, конечно, многоконфессиональная. И даже школы в Москве многоконфессиональные, мы говорим о том, что только школа может сама решить вопрос, вводить ей «Основы православной культуры» или нет, потому что, например, для Татарстана эта проблема неактуальна. И только на факультативной основе. Ребенок говорит  хочу или не хочу. Даже если школа введет, все равно  хочу или не хочу. И только с согласия родителей, если ребенку нет 16 лет. На всех этих условиях. Кроме того, мы разрабатываем сейчас на конкурсной основе учебник «Основы культуры основных российских религий». Четыре религии: мусульманство, православие, буддизм, иудаизм. И там мы дадим и культуру, и историю всех четырех религий. Это несколько другой подход.

Я вырос от студента до ректора в Университете Дружбы народов, где учатся люди из 120 стран, из одной Африки 3040 национальностей, а всего более 400 национальностей, и я глубоко проникся той идеей, что все проблемы на национальной почве возникают от незнания культуры и обычаев другого народа. Чем больше люди узнавали бы культуру и обычаи другого народа, тем быстрее, в той же Москве, эти проблемы снимались бы.

Я подчеркиваю, нельзя принять приказом и ввести для всех школ в обязательном порядке, даже факультативно, «Основы православной культуры». Школы решают сами. Хочу сказать официально, что сейчас уже тысячи школ по стране ввели «Основы православной культуры» в факультативном порядке. То есть по принципу: хочу  хожу, хочу  не хожу и с согласия родителей. Это сейчас право школ.

Президент РФ говорил недавно, что здесь более важны эти общечеловеческие ценности, которые сформулированы были потом в другой идеологии. Президент нам недавно напомнил, что мы 70 лет использовали коммунистическую религию, и там был кодекс чести, который фактически дублировал определенные заповеди христианства.

Конечно, эти ценности просто были трансформированы. И для нас в воспитании важны именно эти постоянные ценности, которые надо раскрывать на определенных произведениях, на культуре, примерах, исторических фактах. Потому что просто твердить ребенку  не убий, это тоже не сработает. Надо работать на эмоциях.

Раньше, когда мы ставили оценки по физкультуре, рисованию, пению, мы убивали желание детей, потому что не все хорошо рисуют, не все хорошо поют. Сейчас мы рекомендуем отменить оценки, пусть он просто радуется, что есть урок пения. Теперь кстати, он называется урок музыки. И они не поют, они изучают, что такое сольфеджио и сопрано. Надо вернуться к тому, чтобы эмоционально шло воспитание через то, что интересно самому ребенку.

У нас даже в Законе об образовании эти два слова на странице номер 1 разделены. Есть определение: образование  это целенаправленный процесс воспитания и обучения, то есть не надо путать два слова: образование и обучение. Образование  это воспитание плюс обучение.

У нас рухнули коммунистическая идея, комсомол, пионерия  то, на чем все воспитывались. А на чем же воспитывать? Давайте искать национальную идею. При Борисе Ельцине была в свое время даже комиссия по поиску национальной идеи…

Национальная идея, как сказано Президентом: жить лучше, быть конкурентоспособными, а для этого нужно и хорошее образование, и хорошее воспитание. Я хочу пояснить слушателям, когда мы говорим о воспитании. Это не только духовно-нравственное, патриотическое, но и физическое воспитание, здоровье ребенка. Что более важно: обучение формулам или здоровье ребенка, воспитание здорового образа жизни?

Мы в новых стандартах школьного образования изменили не только преподавание иностранного языка, математики, мы изменили стандарты по физкультуре, потому что у нас она в свое время была так называемая нормативная. Стоят в одну линеечку девчонки и смеются над мальчиком, который дрыгается на перекладине. А, наоборот, мальчики стоят в линейку и смеются над девчонкой, которая через козла не перепрыгнет. Сейчас мы сделали физкультуру более двигательной, игровой, развивающей. Должен быть урок здоровья, а не нормативный урок.

Я думаю, что воспитание в семье  это приоритет. То есть в большей степени воспитание должно идти через семью. Другое дело, что сейчас семья такая, что папа и мама с утра до ночи на работе. И здесь на школу возлагаются все большие воспитательные функции.

Мы теперь стараемся, чтобы ребенок лучше знал свои российские проблемы, чтобы на выходе из школы хотя бы с 9-го класса, уходя в ПТУ или техникум, он мог понимать политическую ситуацию в стране и мог спорить, отстаивать определенную точку зрения. Поэтому в рамках специального предмета мы должны в большей степени давать именно эти политологические подходы, а в рамках уроков истории должны давать определенные знания, воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к своей родине, помимо преподавания фактов.

Получилось так, что мэрия Москвы отказалась финансировать ЕГЭ. Сказали, пусть Минобразования финансирует. В этой ситуации мы не могли подставлять московских школьников. Потому что у нас в этом году уже ? школьников 11-го класса по стране пройдут через ЕГЭ, 64 региона пройдут через ЕГЭ. И если 1015 вузов Москвы будут принимать итоги ЕГЭ для детей из регионов, которые могут не приезжать, а просто посылать свои данные, то московские школьники без ЕГЭ должны были бы идти только в один вуз. Поэтому сейчас московские школьники могут в мае сдать ЕГЭ, это засчитается как выпускной экзамен в школе. В июле они могут пойти сдавать вступительный экзамен в МГУ, например, куда они хотят, но про запас отдать в 1015 вузов Москвы итоги ЕГЭ. Когда это поняли родители, то желающих стало гораздо больше. И нам сейчас вместе с мэрией Москвы нужно думать о том, что ребята проголосовали ногами за ЕГЭ, и как сделать так, чтобы не выталкивать их из системы ЕГЭ. Это московские дети, и я думаю, что мэрия Москвы тоже должна об этом думать.

Ректоры обычно говорят, что надо посмотреть в глаза абитуриенту. Потому что абитуриента, как костюм, нельзя подобрать по почте. Правда, к сожалению, смотрят часто не в глаза, а в кошелек родителям. Причем, даже иногда косвенным образом, не напрямую через взятки, а через систему репетиторства, платных курсов. А система репетиторства такова, что, если надо три предмета сдавать, то каждым надо два раза в неделю надо заниматься, 6 занятий в неделю. Занятие в Москве стоит до 50 долл., то есть 300 долл. в неделю возьми и выложи. Это уже не репетиторство, а косвенный рэкет.

Мы уже нашли компромисс, потому что позиция ректорского корпуса помогла и нам тоже скорректировать первоначальные позиции по ЕГЭ. Потому что, как недавно правильно говорил на совете ректоров Москвы ректор МГУ Виктор Садовничий, конечно, ЕГЭ дает объективную оценку работы школ, это надо признать, как он сказал. Второе, ЕГЭ дает возможность расширения доступа к высшему образованию детей из регионов. Но третье, что он сказал, и мы этим путем идем, что нужно вводить другие формы поиска способной талантливой молодежи. И мы сейчас подготовили Закон, который находится в Думе, о том, что мы примерно в сто раз расширяем прием в вузы даже без экзаменов или вне конкурса в другой системе. То есть мы восстанавливаем систему наших школьных олимпиад по всем 14 предметам, которые у нас есть. И в субъектах Федерации, в Москве будут проводиться такие олимпиады. Так что победители региональных олимпиад будут приниматься в вузы данного субъекта Федерации без экзаменов, а вузы других субъектов Федерации могут на свое усмотрение принимать таких победителей без экзаменов. Аналогично мы проводим еще конкурсы по профессии. Потому что кто-то хорошо подготовится на ЕГЭ, кто-то талантливо сдаст олимпиады, а есть будущие инженеры, агрономы, вот таких ребят не надо потерять. И мы такие же конкурсы будем проводить, чтобы принимать таких победителей олимпиад и конкурсов, подчеркну, без экзаменов в вузы. То есть мы с ректорами сблизились в понимании, что нельзя сводить все только к системе ЕГЭ. А надо разрабатывать системы поиска способной талантливой молодежи.

В мире существуют разные системы приема в вузы. Хочу подчеркнуть, что когда кто-то называет нашу систему ЕГЭ западной, он ошибается. Такой системы ЕГЭ, которая вводится в нашей стране, чтобы сделать доступным образование на всей ее территории,  такой системы нет ни во Франции, ни в Германии, ни в Англии, ни в США. Если хотите, то это восточная система. Система ЕГЭ, такая, как у нас, существует 35 лет в Китае. Но все-таки мы идем своим путем, именно поэтому проводим уже 4 года эксперимент, чтобы отработать нашу систему, которая не сводила бы ЕГЭ к системе тестов. Уже теперь все поняли, что задание на ЕГЭ это не тест. Там три части, A, B и C и части B и C это совсем не тестовые задания. Поэтому те, кто говорит, что это текст и, соответственно, оглупление, они ошибаются.

Есть заинтересованные люди, которые борются против ЕГЭ. Да, система образования  это многоуровневая система, и у нас очень многое предусмотрено по реформированию дошкольного образования в детских садах, потому что там тоже занимаются поборами, там тоже нет стандартов, что такое дошкольное образование, что бесплатно, а что платно. Кроме того, в школе у нас много экономических проблем, мы будем заниматься пересмотром оплаты труда в системе образования, пересмотром зарплаты учителей, чтобы ее повысить. У нас много проблем в управлении школой, потому что сейчас в школе не реализуется государственно-общественный характер управления, надо создать управляющие советы при школах и т. д. А все во многом сводится к ЕГЭ. Ясно, что есть огромные силы коррупционных репетиторов при вузах, огромная система платных курсов, которая выступает за сохранение нынешней системы вступительных экзаменов в конкретный вуз, есть система договорных школ (вуз-школа), которые выступает против ЕГЭ. Хочу подчеркнуть, что сохранятся и репетиторы, и платные курсы при вузах, и, может быть, пусть договора со школами будут, более того, пусть доценты приходят в школу, пусть родители доплачивают доцентам. Но потом, когда они подготовят их  репетиторы, или платные курсы , или доценты в школах,  потом пусть все выпускники вместе пойдут на ЕГЭ, во всех школах страны, и там посмотрим, кто как лучше подготовился. А ведь сейчас эти репетиторы, платные курсы готовят в конкретный вуз. Профессор Бауманки по математике в МГИМО не готовит, и профессор МГИМО в Бауманку не готовит, хотя и там, и там есть сложный вступительный экзамен по математике. А готовят в свой конкретный вуз.

Меня удивляет это отношение к зарплате учителей во многих странах мира. Когда я был в Америке, мы спросили коллег о том, что у них самое сложное в школе. Они ответили, что 90% учителей в школе женщины. Потому что зарплата маленькая. Тот же самый ответ и в Швеции. И у нас в советское время тоже 90% учителей были женщины, мужчины никогда не шли. Зарплата, как у нас говорили, была хорошая, но маленькая.

Я не понимаю эту диспропорцию даже в развитых странах. А с другой стороны, помимо повышения на 33% с 1 октября, мы и Галина Карелова, вице-премьер Правительства, сейчас работаем с Министерством труда, Министерством финансов с тем, чтобы обеспечить в 2004 г. или с 1 января 2005 г., в крайнем случае, резкое повышение зарплаты бюджетникам. Врачам, учителям, работникам культуры и т. д. Это второе. Третье, я думаю, что мы уйдем от единой тарифной сетки, она слишком уравнительная и никого не стимулирует. Новая система, которую мы разработали, больше стимулирует хорошо работающую школу, учителя. И, наконец, наверное, надо пересмотреть и систему оплаты самого учителя, потому что сейчас учитель получает очень жестко за классно-урочные часы. 12 часов у него или 18, или 24,  от этого зависит его зарплата. Слишком резко. Отсюда учителя заинтересованы, чтобы у них было как можно больше уроков, и здесь вторичны интересы ребенка. Экономический интерес стимулирует. А с другой стороны, если мы не введем новую систему оплаты учителей, поскольку детей в школе станет все меньше и меньше, мы должны будем резко сократить число учителей в нашей школе. Поэтому мы сейчас предлагаем, по аналогии с вузом, ввести систему, когда преподаватель будет вести в неделю, условно, 10 часов классно-урочных занятий, а ему будет записано дополнительно столько-то часов с отстающими, столько-то кружков со способными ребятами, столько-то внешкольной программы, экскурсий, работы с родителями. И в итоге мы наберем то, что положено любому работающему человеку. Условно говоря, 6 часов в день, 6 дней в неделю 36 часов.

Не хватает определенных категорий: учителей иностранного языка, физкультуры. Это проблема крупных городов, где есть куда устроиться. В райцентрах, где безработица очень большая, молодые учителя ждут, когда же из школы уйдут старые учителя, чтобы они могли туда попасть. Это другая проблема. В каждом городе свои проблемы.

Должны быть выработаны какие-то демократические механизмы в этом отношении. В вузе это система конкурсного избрания. Вот моему учителю, академику Никольскому, в апреле будет 99 лет. А студенты Физтеха до сих пор мечтают послушать его лекции. Поэтому в вузе есть система конкурсного избрания. Плохо работаешь  тайным голосованием тебя не изберут. Система советов школ, которые мы пытаемся создать, которая будет над школой и будет, с одной стороны, привлекать внебюджетные средства, а с другой стороны, будет контролировать работу школы. Причем нельзя сводить советы школ к родительским комитетам, потому что родители очень зависят от школ, от директора. Наверное, надо ввести механизмы, когда эти независимые от школ советы школ будут влиять и на подбор директора школы, и на подбор учителей, и на оценку качества учебного процесса.

Самая главная проблема в том, что не удалось так, как хотелось бы, решить экономические проблемы учителей и в целом системы образования. Хотя за эти годы именно благодаря позиции команды, а не одного человека, благодаря позиции Президента образование не только официально стало приоритетом в деятельности Правительства, но впервые за столетие бюджет образования стал самой крупной статьей в бюджете страны. Мы впервые за столетие превысили расходы на оборону. Но, к сожалению, очень легко разрушить что-то, а вот создать новое  требуется очень много времени.

наверх