Пятница, 18 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Фундамент для интеллекта

Валерий Брязгин Ректор Карельского государственного педагогического университета

Возрождение общественно-педагогического движения в 80-90-е годы актуализировало необходимость проведения реформы образования и связанную с ней широкомасштабную инновационную деятельность ученых и педагогов по определению новых целей и достижений в области образования. Изменение социального заказа государства и общества связано с необходимостью определения новых целей образования и, соответственно, обеспечения готовности педагогических и научных кадров к их эффективной реализации. Основные вехи становления современной системы высшего педагогического образования неразрывно связаны с судьбой страны. В этом, в частности, убеждает опыт и история нашего университета.

Период становления

Противоречия и социально-экономические проблемы 90-х годов не обошли стороной и наш вуз. Обострился вопрос о развитии и поддержке современной базы педагогической практики. Требовалось создание вузовского центра новых информационных технологий в образовании. Произошел отток из вуза квалифицированных кадров, в результате чего резко снизился процент преподавателей, имеющих ученые степени и звания. Практически было прекращено финансирование научной работы, текущего и капитального ремонтов, научных командировок и повышения квалификации. Накопились многомиллионные долги университета по коммунальным платежам, здания университета отключались от тепла, водоснабжения, связи и т.д.

Но, несмотря на объективные трудности вуз продолжал развиваться. Инновационные процессы в сфере образования позитивно отразились и на жизнедеятельности самого вуза, который в 1996 г. приобрел статус педагогического университета. Тем не менее, вплоть до начала 2000 г. научный комплекс университета по-прежнему испытывал серьезные затруднения в своем развитии. Одной из причин стало резкое падение престижа научного труда преподавателя. Требовалось разрушить стереотипы и сформировать на их месте убежденность, что педагогический университет может и должен стать полноправным участником социально-экономического развития региона. Сегодня уже можно сказать, что поставленная задача выполнена.

Одной из актуальных задач, стоящих перед высшей педагогической школой, является создание в ней инновационной по характеру и содержанию научно-образовательной среды, обеспечивающей формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления студентов  будущих педагогов. Важнейшим фактором здесь может и должна выступить научная деятельность педагогического вуза, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов, научно-педагогических работников и непрерывное повышение их квалификации. В связи с этим определяющим становится положение о том, что педагогический университет должен готовить специалистов исходя из конкретных требований сферы образования и региона, а преподаватель вуза должен быть ученым по конкретному направлению, уметь предвидеть и решать отраслевые и региональные проблемы. Мы полностью разделяем позицию одного из профессоров МГУ об ошибочном мнении противников специального педагогического образования, что любой выпускник классического университета за 3-4 года преподавательской работы самостоятельно «методом проб и ошибок» освоит профессию учителя и станет классным педагогом. Педагогические вузы через образовательный и научный потенциалы, опираются на уникальные традиции воспитания личности учителя, являются системообразующими в профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов сферы образования, обеспечивают ее поступательное инновационное развитие.

Стратегия развития

Необходимость развития и повышения эффективности научной деятельности, изменения культуры производства научно-исследовательского продукта, ориентированного на реализацию целей модернизации российского и регионального образования, потребовала изменения организационной структуры университета. Анализ достигнутых результатов позволяет сделать убедительный вывод: за последние годы в университете сложилась динамично развивающаяся инфраструктура научного и инновационного комплекса. Важнейшими стратегиями развития которого являются: формирование и реализация инновационной ориентации, оптимальное использование существующего научного потенциала университета как регионального научно-образовательного педагогического комплекса и др.

В результате модернизации инфраструктуры научного комплекса вуза изменились ценностные ориентиры научной деятельности кафедр и проблемных лабораторий. Были разработаны принципы, механизмы, критерии качества НИР, активно формируется новая культура научного поиска преподавателей, аспирантов и студентов. Этому, в частности, способствовало создание научно-технического совета университета и отдела научных программ и проектов, реализующих стратегию программно-целевого подхода к управлению научным комплексом вуза. Сочетание педагогических, административных и экономических механизмов осуществления позитивных перемен позволило университету расширить научно-образовательное и коммуникационное пространство университета за счет участия в крупных научных программах Минобразования РФ, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, в проектах с зарубежными университетами.

Более 75% всех научно-исследовательских работ посвящено изучению различных аспектов социально-экономического развития Республики Карелия и Северо-Западного федерального округа. Возросло до 30% число тем научно-исследовательских работ (НИР), выполняемых по различным научно-техническим программам, грантам, договорам.

График 1

Университет стал инициатором и полноправным участником крупных зарубежных научно-исследовательских программ, в частности, «Border research: EU and Russia», «Молодежь в изменяющемся мире», «Развитие экологического и образовательного туризма в Северном Приладожье», ряда проектов Всемирной организации здравоохранения. К выполнению совместных проектов и программ активно привлекаются в качестве соисполнителей ученые Карельского научного центра РАН. Как следствие, общий объем финансирования научной деятельности по различным программам и грантам за последние 5 лет увеличился со 200 тыс.руб. до 9 млн.руб.

График 2

Развития фундаментальной и прикладной науки

Научно-техническая и инновационная деятельность осуществляется в основном через реализацию проектов в рамках различных программ, среди которых главное место занимают федеральные целевые программы и программы Рособразования РФ. В вузе сложились и успешно развиваются ряд научных и научно-педагогических школ по актуальным направлениям фундаментальной науки и образования, получивших признание российских и зарубежных научных организаций и университетов.

Отличительной особенностью научной школы русской исторической филологии являются неизменная преданность преподавателей и аспирантов кафедры русского языка традициям, заложенным в 50-е годы выдающимся отечественным ученым. Научная новизна исследования, выполняемого на кафедре русского языка и в проблемной научно-исследовательской лаборатории языковой экологии и лингвистического краеведения, заключается в использовании методологии междисциплинарного подхода к изучению различных аспектов палеорусистики как отрасли языкознания. Учеными сформирован комплекс научно-исследовательских программ, вписывающихся в парадигму современного научного мышления. Вектор второго направления научного поиска ученых университета включает психолого-педагогические исследования. Основное внимание уделяется изучению педагогических условий эффективного функционирования и развития воспитательных систем. За период с 1995 г. в школе подготовлены десятки кандидатов наук для системы образования и органов управления образовательными учреждениями Республики Карелия.

Основные результаты, полученные в ходе научных исследований в области педагогики и психологии, обсуждаются на научных конференциях и семинарах, в том числе, на ежегодно проводимых Научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов вуза, на академических чтениях, региональных научно-практических конференциях «Роль педуниверситетов Северо-Запада РФ в развитии сельской школы региона в условиях модернизации образования». Результаты научных исследований непосредственно внедряются в образовательную практику вуза и школы.

Региональный аспект и партнерство

Большое внимание в университете уделяется усилению региональной направленности проводимых исследований, повышению их результативности и действенности. Ученые университета принимают участие в разработке актуальных проблем социально-экономического развития Республики Карелия, Северо-Западного федерального округа, Севера Европы. Безусловно, значительное число проводимых в вузе НИР ориентировано на модернизацию образования в регионе. Сотрудниками университета разработан и успешно реализуется в образовательных учреждениях Республики Карелия национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по образовательным областям «Филология», «Геосистемы Карелии», «Технология». Важнейшими научными направлениями в данной области являются разработка стратегии сетевого международного взаимодействия на Европейском Севере в области экологического образования и образовательного туризма и научно-исследовательская работа по изучению перспектив социально-экономического развития транзитных территорий Северо-Запада РФ. Результаты, полученные в ходе данных исследований, систематически используются органами исполнительской власти Республики Карелия для определения стратегий и перспектив социально-экономической политики региона. Университет принимает участие в реализации проекта «Создание общественно-государственного механизма развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в Республике Карелия» (Мегапроект Института Открытое Общество  Фонд Сороса). Конкретным результатом научной работы КГПУ по программе «Федерально-региональная политика в сфере науки и образования» стало издание в 2002-2003 гг. библиотечки учебно-методических пособий для сельских общеобразовательных школ.

Начиная с 2002 г. в университете работает региональная секция обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в начальной школе Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию Министерства образования и науки РФ. Важным фактором развития вуза как научно-образовательного педагогического центра является его сотрудничество с вузами и научными учреждениями РФ и зарубежных стран. Формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области образования и науки, является одним из приоритетных направлений деятельности университета.

Исключительно важную роль играет сотрудничество КГПУ с Карельским научным центром РАН (КНЦ). За последнее десятилетие на базе университета при участии ученых и научных сотрудников КНЦ созданы проблемные научно-исследовательские лаборатории, реализуются совместные крупные научные проекты в области экологии и природоохранной деятельности, рационального природопользования, социально-экономического прогнозирования. Хорошей традицией стало проведение совместных заседаний ученых советов Карельского научного центра РАН и Карельского государственного педагогического университета, посвященных Дню российской науки. Велика роль Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена и Северо-Западного отделения РАО в координации научных исследований по приоритетным направлениям общего и профессионального образования. Университет развивает международное сотрудничество в рамках прямых договоров с зарубежными вузами-партнерами в Швеции, США, Франции, Норвегии, Великобритании, ФРГ.

В течение многих лет стратегическим партнером университета является Министерство образования Финляндии. Развитие сетевого взаимодействия в сфере науки и педагогического образования весьма актуально в связи с интеграцией отечественного высшего профессионального образования в общеевропейское научно-образовательное сообщество и присоединением к Болонскому процессу. У КГПУ имеются все возможности и резервы для развития на его базе международного центра сравнительной образовательной политики, деятельность которого была бы ориентирована на изучение условий и механизмов интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Другим важнейшим направлением международной деятельности в сфере образования и науки является участие КГПУ в сотрудничестве стран, входящих в Баренцрегион (Норвегия, Швеция, Финляндия, Республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ). С 2003 г. университет является полноправным участником деятельности вузов по направлению «Развитие науки и высшего образования в Баренцрегионе» (программа «Баренцрегион 2010»), выполняя роль координатора и эксперта международных проектов с российской стороны.

Опыт КГПУ убеждает: мы сможем поступательно развиваться только в том случае, если будем открыты сотрудничеству с ведущими вузами страны и мира, активному взаимодействию с Российской Академией наук, Российской академией образования, с управленческими структурами региона, его деловой и интеллектуальной элитой.

Июль 2005 г.


наверх