Пятница, 18 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Спектр наук

Валерьян Исаков Ректор Коми государственного педагогического университета

Осознавая то, что наука и научные достижения являются главными факторами, позволяющими успешно выполнять миссию по подготовке современного педагога, Коми государственный педагогический институт особое внимание уделяет исследованиям по широкому спектру наук как фундаментального, так и прикладного характера. При этом основной целью прикладных исследований является совершенствование содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания, критериев оценки качества подготовки специалистов.

Основные направления

В соответствии с профилем вуза приоритетное значение в научно-исследовательской деятельности занимают вопросы фундаментализации образования, различные аспекты психолого-педагогической и научно-методической проблематики, регионального непрерывного образования и педагогических инноваций, проблемы социально-экономического и духовного развития Европейского Северо-Востока и Республики Коми.

Мощным стимулом исследований в области педагогики высшей и средней школы явились проблемы, обозначенные в Концепции модернизации образования в РФ, в Программе развития системы непрерывного педагогического образования РФ на 2001-2010 годы и в преемственно дополняющей ее Программе модернизации педагогического образования на 2003-2010 годы. Эти документы определили стратегию развития педагогического образования как приоритетной и системообразующей отрасли профессиональной школы и как основного средства модернизации образовательной системы в нашей стране. Они поставили перед институтом задачу подготовки учителей нового типа, определяющими качествами которых должны быть творческое отношение к своему делу, способность к самообразованию и инновационной деятельности, умение найти достойное место на рынке педагогического труда.

Решение этой комплексной задачи потребовало обновления технологий обучения и содержания профессиональных образовательных программ по всем специальностям, придания им необходимой гибкости и вариативности, предусматривающих возможные изменения в соответствии с тенденциями развития средней школы и ее национально-региональными особенностями. С этой целью в институте в 2003 году разработана и принята к действию программа мероприятий на 2004  2006 годы по реализации федеральной программы модернизации педагогического образования. Она предусматривает развитие вуза как составной части единого научно-образовательного пространства Республики Коми и РФ с сохранением его самоценности, лучших традиций и научно-педагогических школ. Как и подобает динамично развивающемуся организму, научная мысль института эволюционирует в зависимости от различных внутренних и внешних факторов, сохраняя в то же время опережающий характер по отношению к потребностям системы образования. К числу наиболее эффективных научных направлений института относятся: теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования; непрерывное педагогическое образование; социальная философия; отечественная история; физиология общая психология; психология личности, история психологии; русский язык и др.

На стадии формирования находятся новые научные школы  по психологии развития ребенка и по культурологии.

Научные результаты в отмеченных направлениях внесли существенный вклад в теоретические и опытноэкспериментальные исследования, способствовали успешному функционированию аспирантуры института по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (технологии и предпринимательству, иностранным языкам) в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе».

Научные лаборатории

Значительную роль в решении научных проблем вуза и региона играют госбюджетные научные лаборатории института. В научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии и физиологии проводятся многолетние исследования в области адаптации организма к физическим нагрузкам в условиях Севера. С середины 90-х годов в институте появилась межкафедральная лаборатория Фурье-спектроскопии, ведущим направлением которой стало изучение физических свойств искусственных и природных полупроводниковых веществ методами компьютерного анализа. На филологическом факультете более десяти лет функционирует научно-исследовательская лаборатория, исследующая совместно с межкафедральным словарным кабинетом Санкт-Петербургского государственного университета русские говоры Низовой Печоры.

На факультете иностранных языков в течение 30 лет работает научно-методическая лаборатория, которая сориентирована на совершенствование теории и методики обучения иностранным языкам в учебных заведениях разного уровня. В дополнение к перечисленным научным подразделениям с немалой историей и научными достижениями, с 2002 года стали формироваться новые лаборатории. В частности, по проблемам информатизации учебного процесса и дистанционного обучения, а также по вопросам непрерывного педагогического образования (последняя лаборатория организована в рамках Коми учебно-научно-педагогического комплекса, в ее работе принимают участие и представители других педагогических учебных заведений республики).

В институте традиционно большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Широкое распространение получили совместные исследования преподавателей со студентами и публикация этих материалов в соавторстве. Подобное сотрудничество заметно повышает активность и результативность студенческих поисков, является начальным этапом дальнейшей самостоятельной творческой работы будущего учителя. За последние пять лет число представленных научных работ студентов на II тур Всероссийского открытого конкурса возросло от 7 до 26 работ в год, при этом большинство из них отмечены медалями и дипломами Минобразования РФ или базового вуза. Исследования студентов вуза регулярно заслушиваются на научных конференциях.

Интеграция образования и науки

В сфере научной деятельности Коми пединститут осуществляет взаимодействие со многими научными и образовательными учреждениями РФ. Среди них: Российская академия образования (Северо-Западное отделение, г. Санкт-Петербург); Институт социально-экономических и энергетических проблем, Институт биологии, Институт геологии, Институт физиологии; Сыктывкарский государственный университет; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и др. Интеграционный потенциал науки и образования в регионе активно используется для повышения эффективности научных исследований института. В качестве главных целей интеграции в области научно-исследовательской деятельности определены следующие:


повышение региональной направленности научных исследований;
совместная подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров; интеграция вузовской науки в региональную и общероссийскую систему научных исследований; многоканальное финансирование научных программ.

С Северо-Западным отделением РАО ученые института участвуют в разработке комплексной программы «Образование Северо-Запада РФ: традиции и современность», исследуя национально-региональный компонент в системе непрерывного педагогического образования в Республике Коми. В настоящее время ведется работа по формированию при КГПИ научного центра СЗО РАО, целью которого является расширение спектра научных исследований института одновременно с усилением координации с другими научными и образовательными учреждениями Северо-Запада РФ.

С точки зрения региональной ориентации исследовательской деятельности необходимо отметить тот факт, что ученые института являются одними из ведущих разработчиков и исполнителей различных Коми республиканских программ: Программы развития образования в Республике Коми; Программы «Дети республики Коми»; Программы информатизации образования и науки в Республике Коми и т.д.

Научное обоснование непрерывного педагогического образования

В Республике Коми имеется хороший фундамент для системных исследований по развитию и качественному обновлению непрерывного педагогического образования. Работа в этом направлении осуществляется на базе Коми республиканского учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) с центром в нашем вузе, успешно функционирующего с 1990 года. Кроме института, в комплекс на договорной основе входят все педагогические колледжи республики, очнозаочный лицей для ода-ренных детей из сельской местности при КГПИ, а также лицеи, гимназии и школы педагогического профиля. Заложенные в организационную основу комплекса демократические принципы дали возмож-ность нашей республике проводить в его рамках широкую экспериментальную работу по разработке собственных концепций, учебных планов и программ с учетом региональной специфики.

Нами накоплен большой опыт работы по сопряженным образовательным программам с сокращенными сроками обучения в вузе и с вариативными образовательными траекториями, налажена система педагогической профориентации и допрофессиональной подготовки молодежи начиная с младших классов школы и даже с детского сада. Он показал, что мягкая вертикальная интеграция однопрофильных образовательных программ позволяет получать несомненно положительные результаты. Основанные на инновационных идеях образовательные модели «лицей, гимназия, педколледж  педвуз» способствуют созданию условий для подготовки научно-педагогической элиты. Реализация преемственных разноуровневых образовательных программ вызывает необходимость активных исследований в области содержания обучения и педагогических технологий, стимулируя тем самым рост квалификации преподавателей во всех звеньях комплекса. Создаются временные научно-исследовательские коллективы по разработке и внедрению интегрированных учебных планов и программ, соответствующего психолого-педагогического учебно-методического сопровождения, при этом пединститут выполняет работу по консолидации творческого потенциала преподавателей комплекса.

Из проблем непрерывного педагогического образования, исследуемых преподавателями учебных заведений Коми УНПК, центральное место занимают следующие: личностно-ориентированный подход к подготовке специалиста  основное условие создания развивающегося образовательного пространства; профессиональное развитие педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования как условие модернизации образования в Республике Коми; разработка и научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента ГОС высшего и среднего профессионального образования и др.

Лицей

Еще одним интересным и актуальным направлением научно-методической работы кафедр института в области непрерывного профессионального образования является обеспечение деятельности входящего в УНПК очно-заочного лицея-интерната для детей из сельской местности, который был открыт при вузе в 1991 году. Преподавательский костяк лицея составляют ведущие специалисты КГПИ, из которых свыше 80% имеют ученые степени и звания. Ясно, что углубленная довузовская подготовка и творческое развитие сельской молодежи является важной задачей, однако доминанта исследований определяется тем, что очно-заочная форма обучения позволила придать деятельности лицея дополнительную функцию повышения квалификации сельских педагогических кадров. В условиях, когда учащиеся в основном живут и учатся дома, приезжая в лицей только на сессии, школьные педагоги оказываются вовлеченными в лицейские дела своих учеников. С учетом этой особенности была разработана модель взаимодействия «вуз  лицей  ученик  учитель» как фактора профессионального роста сельского учителя, основанная на регулярной консультативной помощи учителям и совместной исследовательской работе преподавателей вуза, лицеистов и учителей. Издано несколько десятков методических и учебных пособий, многие из которых выполнены лицейскими преподавателями в соавторстве с учителями.

О значимости данного научно-методического проекта говорит то, что с 1999 года лицей работает по нему в статусе федеральной экспериментальной площадки и получал звание лауреата Московских международных выставок «Школа  2001, 2002, 2003». В современных условиях открываются новые перспективы в развитии лицея. Его специфика позволила ему стать базой для теоретических и экспериментальных исследований по проблемам профильного обучения и подготовки кадров для профильной школы.

Из всего сказанного следует, что Коми пединститут является учебно-научным и культурным центром Северо-Запада РФ, способным профессионально решать вопросы подготовки высококвалифицированных учительских и научно-педагогических кадров, руководить процессами развития системы непрерывного и преемственного педагогического образования, оказывать существенное влияние на жизнедеятельность региона. Его успехи в области научных исследований позволяют повышать имидж педагогического образования, привлекательность профессии педагога среди населения и научно-педагогической общественности.

Июль 2005 г.


наверх