Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Стратегия и тактика реформы

Владимир Путин Президент РФ

Российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию - профессиональному в широком смысле этого слова.

Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания.

При этом по сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы, и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. При таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране. Одна из самых серьезных проблем это недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей особенно из отдаленных городов и сел получить качественное образование.

Между тем результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда. Выпускники школ независимо от имущественного положения родителей должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. Молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, надо обеспечить возможность для сдачи вступительных экзаменов. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. Начать, видимо, надо с дефицитных сегодня специальностей. Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать.

Нам удалось сберечь школу научных руководителей и сохранить вузы благодаря усилиям руководителей вузов страны в целом. Одной из основных задач, которые надо решать в целом по стране и в образование в особенности это повышение уровня оплаты труда в вузах. Это самое простое, самое честное и самое эффективное. В свое время молодые специалисты, которые после окончания вуза оставались в нем, тоже получали не очень много денег, но у них была хорошая перспектива, потому что по советским меркам уровень заработной платы доцента, профессора был значительно выше, чем в целом по стране. Молодой человек, который шел работать в вуз, знал эту перспективу и готов был немного потерпеть. А теперь что терпеть преподаватели получают немного и эту ситуацию нужно менять. Мы повысили в 2003 году надбавки за ученую степень, за звание, но и это повышение должно быть многократно увеличено, чтобы человек видел перспективу.

Что касается оборудования, на котором работают в вузах, то решение проблемы это создание центров общего пользования. Потому что каждый вуз не в состоянии покупать для современных исследований дорогостоящее отечественное и зарубежное оборудование, это просто неподъемно ни для одного вуза. Ни один бюджет, в том числе федеральный, такой нагрузки не выдержит. Правда, это та область, которая традиционно должна быть несколько затратной, но для того, чтобы она была эффективной, необходимо создавать центры общего пользования этой техникой.

Самое главное для поддержки конкретных специалистов, это включить рыночные, эффективные механизмы. Так, чтобы человек, как Билл Гейтс, мог стать миллионером и миллиардером. Нужно защищать интеллектуальную собственность автора и не бояться ему платить. Тогда это будет эффективно. Если вы изобрели чтото государство не должно забирать это, а, получив свою долю за счет того, что вы работали на государственном оборудовании, получали образование и так далее, отдать большую долю автору. Тогда стимул будет очень большим. Это будет даже не стимул профессора в Советском Союзе, который получал 500 рублей. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности и защиты интересов и прав автора было современным и рыночным.

Одной из системных проблем образования является проблема подготовки кадров в стране. Эта проблема заключается в том, что у нас, к сожалению, до сих пор нет понимания, сколько и каких специалистов должна готовить наша система образования. Мы должны готовить столько и таких специалистов, сколько нужно экономике и конкретным ее отраслям. Правда, отрегулировать это чисто административными способами вряд ли представляется возможным, потому что, как правило, администраторы любого уровня с трудом себе представляют тенденции развития, поскольку мы постепенно входим в мировую систему разделения труда. Что будет востребовано трудно, конечно, заранее предусмотреть. Поэтому и сам человек, когда выбирает, должен смотреть тенденции развития страны и ее экономики. Разумеется, соответствующие министерства, прежде всего Министерство образования и науки, должны регулировать количество студентов, которые готовятся по тем или другим специальностям. Но рынок это эффективная вещь, но достаточно жесткая. Это нужно понимать и быть готовым к этому.

Образовательный кредит очень полезная и нужная вещь. Это лежит в русле тех предложений, которые сейчас разрабатываются в Правительстве. Об этом как раз Правительство и думает о предоставлении образовательного кредита и направлении денег в учреждения, в том числе образовательные, куда идут люди. Государство должно платить и направлять свои ресурсы только туда, куда люди идут, а не за сам факт существования бюджетного учреждения как в сфере образования, так и в сфере, скажем, медицины. Образовательные кредиты в этом плане это очень хорошая, полезная вещь. Я разговаривал с руководителями вузов о Болонском процессе, о том, чтобы дипломы наших вузов признавались в Европе. Это серьезным образом расширило бы возможности выпускников наших вузов в плане устройства на работу как у себя в стране, так и на европейском пространстве. У нас в принципе и так выманивают хороших специалистов. Но мы должны для себя решить: мы будем держать и "не пущать" или, наоборот, создавать условия для того, чтобы люди, тем более молодые, могли работать, где они хотят? Я думаю, что второй вариант лучше. Вопервых, люди будут делать это свободно. Наша страна должна быть свободной страной, мы должны к этому стремиться, должны создавать людям возможность работать там, где они хотят. Тогда они и вернутся быстрее. Вовторых, если человек получил образование за государственный счет, а потом уезжает за границу, то пусть фирма, которая его берет, заплатит те деньги, которые мы на него истратили. Эти деньги должны быть возвращены в систему образования России. Тогда мы будем иметь дополнительные средства для того, чтобы поддержать наши научные школы, вузы, систему образования как отрасль экономики. Ну а если Вы получили образовательный кредит тем более Вы должны вернуть этот кредит. Либо сами, либо компания, которая Вас берет. Это абсолютно нормальный рыночный механизм функционирования отрасли.

Мы должны состыковать нашу систему образования с западноевропейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны.

С 1 сентября 2004 года фонды стипендий в вузах должны быть увеличены с 5 до 25 процентов. При этом вузам предоставлено право самим определять категории студентов, которым вуз считает правильным платить в первую очередь.

Сейчас в России проходит эксперимент по внедрению государственных именных финансовых обязательств. То есть при получении максимальных баллов по единому государственному экзамену студент не платит за обучение. А если этих баллов не хватает, студент или его семья доплачивают за обучение. Нужно, конечно, посмотреть, насколько этот эксперимент будет эффективен, но на что он направлен, думаю, для многих из присутствующих здесь понятно, на легализацию теневого оборота в системе образования. Если заставляют платить, то лучше пусть семья или студент платит "побелому", а не "почерному". Что касается семей, у которых имеются соответствующие материальные проблемы, а таких у нас очень много, у нас не очень большие доходы у населения в целом в стране, но сам студент представляет собой ценность для вуза. Вузу предоставлено право определять эти категории.

Я высоко оцениваю уровень системы высшего образования у нас в стране. У нас был очень хороший задел. Это одна из отраслей, в которую плановая экономика Советского Союза инвестировала огромные деньги. Это, кстати, одно из преимуществ плановой экономики. В целом она затратная и малоэффективная, поэтому и экономика Советского Союза пришла к известному коллапсу. Но преимущество плановой экономики заключается в том, что государство может концентрировать ресурсы на тех направлениях, которые считает важными. В науку инвестировали много, в образование, в медицину. За советские годы были созданы системообразующие, базовые ценности государства, на которых стояла огромная страна. К этим базовым ценностям, безусловно, относится система образования.

Наша система образования должна быть, конечно, гибкой. Может быть, в этом смысле у Болонского процесса, существуют определенные плюсы. Надо помочь человеку на первом этапе правильно сориентироваться в своем выборе.

Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты больше того, содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать и о накопленных отечественных преимуществах. Надо максимально наращивать наши возможности там, где российское образование находится на уровне мировых требований или даже превышает их у нас есть такие области. Мы также должны дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей.

наверх