Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Почему появились поправки

Интервью с Николаем Булаевым, Председателем Комитета Государственной Думы РФ по образованию и наукеАлександр Спорков
Николай Иванович, почему возникла необходимость в принятии законопроекта № 583384, состоящего из целой группы поправок к законам, регламентирующим, в том числе, и образование в России?

Вопервых, появилась потребность унифицировать законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Если посмотреть внимательно на эти законы, то становится очевидным: многие статьи порой дублируют друг друга, что иногда провоцирует разночтения. Кроме того, изменения необходимы в связи с проводящимся разграничением полномочий между федеральным центром и регионами. Нужно более четко определить, кто и за что будет отвечать. Однако законопроект затрагивает ряд вопросов, которые вряд ли стоит решать в рамках данной законодательной инициативы. Поэтому в результате совместной работы членами Комитета сформулировано около 100 поправок к законопроекту. Они касаются вопросов заработной платы, арендных отношений, стимулирующих льгот для преподавателей и студентов. Некоторые поправки обусловлены тем, что рассматриваемым законопроектом вносятся изменения, не соответствующие его концепции. Речь идет, в частности, о вопросах арендных отношений и автономии вузов.

Как случилось, что Правительство предложило ликвидировать Федеральную программу развития образования?

Программа развития образования это одна из целевых программ, которых в Федеральном бюджете несколько. Об этой программе говорится в первой статье Закона "Об образовании". ФПРО определяет очень важные стратегические направления, поэтому в одной из поправок было принято решение адаптировать ее к сегодняшней ситуации и сохранить прописанной в законе "Об образовании". Федеральная программа развития образования это, кроме всего прочего, и финансовый документ. Нормативная основа ФПРО, существовавшая до сих пор, усложняла задачу реализации программы. Проблема заключалась в подготовке финансовой части документа на конкурсной основе за пределами Правительства. Поэтому Комитет Государственной Думы по образованию и науке после обсуждения предложил поправку, в которой прописан новый порядок разработки ФПРО.

По мнению ряда специалистов, поправки Правительства к закону об образовании снимают с государства ответственность по обеспечению доступности образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Что касается дошкольного образования, то это всетаки компетенция муниципальных и региональных органов власти, поэтому, наверное, было бы правильно в этом случае определить ответственных за решение проблемы и не приписывать эти обязанности федеральному центру. Ведь вряд ли и раньше федеральный центр занимался строительством детских садов и был озабочен тем, как их разместить в каждом районе. Но многие почемуто решили, что государство, таким образом, уходит от ответственности в этом вопросе, хотя, по сути, данную функцию всего лишь передали другим органам власти. Нашим Комитетом были предложены некоторые изменения, уточняющие, что государство и впредь будет способствовать доступности дошкольного образования.

Что произошло с нормой Конституции о том, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении?

Да, в Конституции есть эта норма, но мне, имеющему не один десяток лет работы в системе образования сложно представить муниципальное заведение высшего профессионального образования, хотя такие вузы и существуют у нас в России. Их всего 16. Дело в том, что когда разговор заходит о качестве образования, мы сетуем на то, что вузы у нас появляются в самых небольших населенных пунктах, чуть ли не в селах. Когда же мы пытаемся в законе поставить этому заслон, появляются защитники "сельских университетов". Однако пока в Конституции прописана эта норма, наверное, нужно оставить ее и в законе, и такая поправка была нами предложена. Но посмотрим на закон "Об образовании" более внимательно: в федеральный бюджет заложена норма в 170 студенческих мест на 10000 населения. Это то количество мест в высших учебных заведениях, которое государство берется ежегодно финансировать. Эта норма теперь фактически будет увеличена. Ведь раньше она распространялась и на федеральные, и на региональные и муниципальные вузы, а теперь федеральная власть распространит эту норму только на вузы федерального значения, возложив заботу о студентах региональных и муниципальных вузов на соответствующие государственные структуры.

Как проходило обсуждение поправок на заседании Комитета?

В начале июня на заседании Комитета в течение двух часов мне пришлось выслушать большое количество очень эмоциональных выступлений, и выступающие в основном были настроены против подготовленных Правительством поправок. Однако после довольно интенсивной работы над законопроектом многие члены Комитета изменили свое мнение. Стало понятно, что какие-то вещи воспринимались ими излишне эмоционально, а некоторые пункты нужно было просто поправить. Да и ректорское сообщество сейчас "дышит ровнее" по поводу этих поправок, потому что руководители вузов уяснили, что многие их страхи были напрасными, а по некоторым вопросам мы выработали общую позицию и будем ее отстаивать на обсуждении законопроекта во втором и в третьем чтении.

Каковы в целом результаты работы Комитета над поправками?

Итак, в результате совместной работы сформулировано около ста поправок к законопроекту, которые будут рассмотрены во время голосования в Думе. Эти предложения касаются, в том числе:

сохранения положений Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих определение и повышение минимального размера оплаты труда;

выработки механизмов реализации государственных гарантий по оплате труда работников образования и науки;

внесения дополнения, фиксирующего невозможность снижения размера заработной платы работников организаций бюджетной сферы, включая доплаты и надбавки, по отношению к уровню, достигнутому к 31 декабря 2004 года.

Ваш прогноз по поводу дальнейшей процедуры рассмотрения законопроекта?

В начале августа запланировано его обсуждение во втором чтении. После этого в течение недели должно состояться рассмотрение и в третьем чтении, после чего закон перейдет в Совет Федерации, у которого может быть своя позиция, отличающаяся от нашей (хотя сейчас сенаторы тоже работают с документом, внося свои поправки через Государственную Думу РФ, используя право законодательной инициативы). Этот Закон бюджетообразующий, и задержка с его принятием повлекла бы задержку с принятием бюджета в целом.

наверх