Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Общенациональная задача

Михаил Фрадков Председатель Правительства РФ

Развитие нашего уникального научнотехнического потенциала, интеллектуальных ресурсов и технологической базы является важнейшей общенациональной задачей, требующей принятия конкретных политических и экономических решений, консолидированных действий как всех органов власти, так и сообщества ученых. Только таким путем возможно эффективное позиционирование России на глобальных рынках, обеспечение реальной конкурентоспособности, а значит, и национальной безопасности.

Концептуальная база действий государств в этом направлении определена рядом крупных документов. Так, Президентом утверждены основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, определены перечни приоритетных направлений и критических технологий, зафиксированы минимальные объемы финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения до 2010 года.

Важно, чтобы эти концептуальные вещи реализовывались в конкретных разработках. И здесь расчет прежде всего на потенциал Российской академии наук.

Обеспечение заделов фундаментальных исследований и разработок было и остается одной из важнейших задач для уникального научного комплекса, который, несмотря на непростые ситуации 90ых годов, общими усилиями удалось сохранить. Теперь перед нами новая задача   сохранение научного потенциала, затем переход в режим устойчивого развития и эффективного применения.

Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, обеспечить финансирование. Хотел бы отметить, что действительно, до недавнего времени это была очень горячая точка. Она таковой и продолжает оставаться, но ситуация постепенно выправляется. Финансирование научной сферы растет строго по графику, который согласовывается с Министерством финансов. Если говорить о разработках гражданского назначения, то здесь динамика такая: 2002 год   34 млрд. рублей, 2003 год   уже 40 млрд., 2004   46,2 млрд. рублей. Растет финансирование науки и в рамках оборонного заказа.

Однако, очевидно, нельзя полагаться только на рост финансирования. Должны расти качественные моменты, изменения в инфраструктуре науки, организация дела по всей цепочке от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции, выхода с нею на мировые рынки.

В процессе административной реформы мы серьезно рассчитываем на определенный прогресс именно в этом направлении.

Речь идет о более четко целеориентированной системе управления, управленческих технологий, охватывающих науку, и инновации. На это ориентированы соответствующие министерства. Здесь уже есть свежие идеи. Однако без помощи и усилий государства, я бы сказал, солидарной ответственности ученых здесь не обойтись. Поэтому Российская академия просто обязана взять на себя роль лидера в разработке предложений по оптимизации научной сферы. Речь идет о двух основных составляющих. Вопервых, о самой научной среде, в которой генерируются новые знания, готовятся научные кадры. Вовторых, об определении приоритетных научных направлений.

Задача сохранения и поддержки среды остается одной из самых острых в научной сфере. Несмотря на некоторое смягчение остроты проблемы финансирования и реализацию селективной поддержки, активной работы видных ученых и талантливой молодежи, надо откровенно признать, что ситуация остается неблагополучной. Я с болью воспринял информацию, которую не так давно озвучил академик Ж. Алферов о положении с оплатой труда работников Академии в Санкт-Петербурге. Немногим отличается ситуация в других центрах.

За последние годы Академии ценой немалых усилий удалось сохранить около 80% своих кадров и ведущие академические научные школы по основным направлениям фундаментальных исследований. Однако, не секрет, что сегодня средний возраст кандидата наук 53 года, доктора наук   60 лет. Это заставляет серьезно задуматься о будущем нашей академической науки.

Много говорят об "утечке мозгов". В самом деле, немалая часть выпускников вузов, аспирантов едут учиться и работать за рубеж. В принципе в таком движении идей и людей ничего плохого нет, напротив, идет обновление знаний, происходит приращение опыта. Важно только, чтобы эти процессы превратились в улицу не с односторонним движением, а двусторонним. Тогда мы сможем опираться и рассчитывать на молодую и эффективную генерацию в российской науке.

Убежден, люди будут возвращаться в московские, питерские, новосибирские институты и лаборатории. Но чтобы это произошло, нужно создавать элементарные условия, в том числе это касается и оплаты труда, обеспечения необходимым научным оборудованием.

Задача сохранения и поддержки среды это не в последнюю очередь обновление материальной базы науки. Ситуация здесь сравнима с состоянием основных фондов экономики в целом. Здесь тоже необходимо эффективное решение. Это прежде всего концентрация ресурсов ведущих научных центров, создание технопарков, сети центров коллективного пользования оборудованием, укомплектованных современными научными приборами. При лидирующей роли Академии в этом деле не обойтись без взаимовыгодного сотрудничества с крупными вузами, да и с предпринимательскими структурами, которые заинтересованы в научных разработках. Такой опыт есть, его надо развивать.

Правительство не отказывается от бюджетного финансирования. Доля выделяемых на эти цели средств в общем бюджете науки не должна уменьшаться, но дополнительным источником должно стать внутреннее перераспределение ресурсов государственного сектора науки, его оптимизация в полном соответствии с новыми подходами к управлению бюджетными средствами. Резервы здесь, кстати сказать, немалые. Ведь госсектор науки распоряжается на правах хозяйственного ведения значительной частью государственной собственности, но управление этой собственностью в целях развития науки пока весьма неэффективно.

Думаю, что следует заняться качеством менеджмента в этой сфере, привлечь грамотных специалистов, которые уже есть сегодня в структурах управления в бизнесе.

Традиции русской науки неразрывно связаны с умением концентрировать усилия на главном, на перспективных направлениях. Так не раз бывало в истории. Так должно быть и сегодня, когда страна переживает очень непростой переходный период. Понятно, что набор таких приоритетных направлений жестко ограничен. Именно научное сообщество, в первую очередь Российская академия наук должно взять на себя ответственность за выбор такого критического перечня. Со своей стороны Правительство будет создавать эффективную систему целевого финансирования этих приоритетных научных направлений.

Отдельная важная тема   обеспечение адаптации науки к рыночным условиям и привлечение дополнительных источников финансирования. Речь при этом идет не о технологизации Российской академии наук, а о развитии государственного сектора науки, что должно дать возможность быстро и с малыми затратами продвигать научные разработки на рынок, привлекая при этом на рынки в качестве инвестиций и частный капитал. Примеры такого сотрудничества Академии наук уже есть. В утвержденной программе "Старт", реализация которой началась в этом году, активное участие приняли 10 институтов, известных как раз результатами своих фундаментальных исследований и приступивших к активной инновационной деятельности. Однако пока эти процессы сдерживает инерция.

Ограничение развития высокотехнологичных производств связано не только с избыточным вмешательством государства в экономику, но и с ограничением доступа компаний к ресурсам развития   кадровым, финансовым, интеллектуальным.

Результаты научных исследований государственного сектора науки не должны оставаться на полках. Необходимо провести инвентаризацию технологических заделов, чтобы отобрать то, что может быть вовлечено в хозяйственный оборот. Нужно продумать, каким образом, с помощью каких государственных и общественных инструментов способствовать доступу компаний к интеллектуальным ресурсам государства.

Построение национальной инвестиционной системы, рынка интеллектуальной собственности нацелено на создание максимально благоприятных условий для развития новых высоко технологичных бизнесов, осваивающих новое направление и ресурсы.

Повышение спроса российских компаний на инновации, постоянное обновление станет ключевым условием успешности ведения бизнеса. Востребованность научных результатов экономикой даст значительные ресурсы для развития науки.

Однако, чтобы такая система заработала, необходимо не сидеть сложа руки, а активно идти навстречу экономике, пропагандировать перспективные научные разработки, тормошить бизнес, тормошить Правительство.

Со своей стороны, Правительство может взять на себя функции посредника в налаживании такого диалога. Например, в рамках создаваемого в настоящее время совета по конкурентоспособности и предпринимательству, куда целесообразно, на наш взгляд, включить и представителей академической науки.

Ключевое значение в современных условиях играет правовая защита интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Правительство считает целесообразным передачу организациям прав на результаты научнотехнической деятельности, полученных ими за счет государственных средств. Это положение необходимо закрепить соответствующими нормативноправовыми актами. Это касается и правового поля академической науки в целом. Здесь у нас пока еще много прорех.

Есть поручение Президента Правительству принять необходимое решение по уточнению правового положения и нормативноправовой базы Российской академии наук. Академии необходимо активно включиться в эту работу и подготовить совместно с Министерством образования и науки предложения по совершенствованию нормативноправового обеспечения деятельности не только Академии наук, имеющей государственный статус, но и всего государственного сектора науки. Тем же поручением Правительству предложено разработать и утвердить порядок финансирования и нормативноправовые акты, обеспечивающие подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в организациях РАН. Российская академия наук должна иметь большие права по подготовке специалистов с высшим образованием.

В свою очередь ведущие университеты должны активнее участвовать в проведении фундаментальных исследований. Пришло время для устранения барьеров между академической и вузовской наукой, стимулирования объединения академических организаций с ведущими университетами. Конечно, здесь нельзя действовать по шаблону. Необходимо внимательно смотреть где это целесообразно с точки зрения государственных интересов.

Еще в 20е годы прошлого века великий русский ученый В. Вернадский ввел в ряд фундаментальных составляющих наших знаний новый элемент, это человеческое измерение. Не могу не сказать о комплексе гуманитарных и социальноэкономических исследований, об их востребованности в сегодняшней ситуации. К сожалению, в 90е годы такие исследования оставались по большей части недооцененными. Сейчас мы испытываем дефицит креативных идей, зачастую продолжаем вертеться в кругу привычных представлений об экономике, не замечаем многих принципиально новых тенденций социальной жизни, демографической ситуации.

Убежден, что именно сегодня нам нужно активизировать сотрудничество с наукой, опереться на ее аналитический потенциал, чтобы находить верные ответы на те вопросы, которые ставит жизнь. Правительство должно пользоваться широкими возможностями, которые предоставляет Академия наук, выполняя очень серьезные, актуальные на сегодняшний день исследования.

Необходимо глубже заняться этим, подключить заинтересованных министров с тем, чтобы они ознакомились и приняли во внимание в своей работе результаты деятельности российских ученых.

наверх