Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Динамичное развитие   большие перспективы

Владимир Пасечник Ректор Московского областного государственного университета

Московская область   ведущий и динамично развивающийся регион, по интеллектуальному потенциалу не имеющий себе равных в РФ. Немалая заслуга в этом принадлежит высшим учебным заведениям области.

Но до сих пор здесь не было вуза типа классического университета, способного решать проблемы подготовки кадров для региона и одновременно дающего возможность молодежи Подмосковья получать образование по большому кругу специальностей.

Классический университет должен иметь достаточно сильный профессорскопреподавательский состав, ряд базовых факультетов по основным необходимым для области специальностям, мощный научный потенциал. На звание классического университета может претендовать вуз, имеющий высокий рейтинг среди российских высших учебных заведений, обладающий солидной материальнотехнической базой, являющийся научнообразовательным и культурным центром региона.

Московский педагогический институт отвечал всем этим требованиям. Он занимал одно из первых мест среди вузов Подмосковья по всем параметрам, играл значительную роль в подготовке квалифицированных специалистов различного профиля для московского региона.

Учитывая его рейтинг, выставленный Министерством образования РФ (3е место среди 105 педагогических вузов страны), институт был в 1991 г. реорганизован в Московский педагогический университет, а в 2002 г. Постановлением Правительства Московской области МПУ был преобразован в Московский областной государственный университет (МГОУ).

Преобразование вуза в областной государственный университет послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию научноисследовательской работы. В настоящее время государственную регистрацию имеют 58 научноисследовательских тем, разрабатываемых учеными университета. Активно работают 6 научных центров и одна научноисследовательская лаборатория, выполняющие научноисследовательские работы для нужд Московской области и других регионов России: Центр новых педагогических технологий, Российский центр экономики образования, Центр стратегических разработок развития образования Московской области, Центр информационных технологий образования, Центр информационноиздательских и дистанционных технологий, Технический центр лингвистического факультета, экологическая лаборатория.

Университет готовит специалистов в области государственного и муниципального управления, социальных педагогов, филологов широкого профиля (славянские языки, журналистика, литературное редактирование, музейное дело, редактурареферентура со знанием иностранных языков), лингвистов (теория и практика межкультурной коммуникации, теоретическая и прикладная лингвистика), специалистов по разработке информационных систем, правоведов, специалистов по адаптивной физкультуре, школьных врачей, географов, почвоведов, геоэкологов, геохимиков, зоологов, ботаников, специалистов в области социальнокультурного сервиса и туризма, флористического и ландшафтного дизайна. Перечисленные и многие другие специалисты, которых будет выпускать Московский государственный областной университет, необходимы для социальноэкономического развития Московской области.

Докторантура и аспирантура университета являются одними из самых представительных среди аналогичных научных подразделений вузов России. В настоящее время на 47 кафедрах университета обучается 48 докторантов и соискателей по 22 специальностям и 790 аспирантов и соискателей по 47 специальностям. Все эти специальности лицензированы, а подавляющее большинство из них соответствует статусу классического университета. Предполагается расширить спектр специальностей аспирантуры и докторантуры.

За последние 5 лет в диссертационных советах МГОУ было защищено 124 докторских и 568 кандидатских диссертаций как сотрудниками МГОУ, так и соискателями практически из всех регионов России. В деле подготовки научнопедагогических кадров высшей квалификации для Московской области университет уже сейчас имеет большие возможности и реализует их. В дальнейшем сеть диссертационных советов МГОУ предполагается расширить.

Большинство кафедр привлекает студентов к научной работе. Система НИРС университета является важнейшим средством повышения уровня подготовки специалистов через освоение методов выполнения научных работ и позволяет реализовать дифференцированность подготовки специалистов.

В МГОУ имеются широкие возможности для совершенствования такого важного элемента непрерывного образования, как повышение квалификации и переподготовка кадров.

Университет способен осуществлять функцию координатора научных исследований вузов Подмосковья и является центром разработки и апробации учебнометодических материалов для всех этапов непрерывного образования.

Московский государственный областной университет становится интегрированным центром образования, науки, культуры и передовых технологий Московской области, а также одним из оплотов высшего образования в России. Являясь многопрофильным университетом классического типа, МГОУ базовый вуз в системе образования Московской области.

В университете разработана Программа развития Московского государственного областного университета, которая является научно-методологической и практической основой развития МГОУ на период 2004 2008 гг. и разработана с целью качественной трансформации образовательного процесса, повышения уровня профессиональной квалификации выпускников Московского государственного областного университета, совершенствования профессионального образования в Московской области и в связи с приданием МГОУ статуса "Классический университет".

Программа определяет цели, задачи, основные направления и перспективы развития университета на период 2004   2008 гг. Программа основывается на использовании накопленного в МГОУ интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов, предполагает стабильное функционирование МГОУ и возможность создания условий для его инновационного развития. Экономический механизм реализации Программы включает наряду с бюджетным (из областного бюджета) финансированием привлечение внебюджетных средств. Реализация Программы предполагает широкое взаимодействие МГОУ с образовательными учреждениями Московской области и научноисследовательскими институтами РАН, РАО, РАМН, ведущими вузами страны, участие в общероссийских и международных проектах.

Программа разработана с учетом Основных направлений социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты, цели, задачи и основные направления развития МГОУ.

Ключевыми идеями, задающими основные параметры Программы развития МГОУ, являются идеи и ценности гуманистической направленности образования, его фундаментальность, универсальность и ориентация на развитие внутренних сил общества.

Основным принципом содержания и организации образовательного пространства в университете является сочетание фундаментального образования с ориентацией на формирование общей и профессиональной культуры личности обучаемого, в том числе культуры здоровья, с учетом перспектив будущей профессиональной деятельности выпускников. Цель содержания, образования определяемого подобным образом,   обеспечить широкую профессиональную подготовку студентов, аспирантов, докторантов.

Основная цель профессионального образования в МГОУ   подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.

Программа развития МГОУ базируется на том, что доступная для всех социальных слоев система профессиональной подготовки будет определять социальный и культурнообразовательный уровень населения Московской области, являясь средством развития культуры, науки, промышленности и экономики региона. В связи с этим, стратегия развития МГОУ опирается на следующие концептуальные положения:

  эволюция культуры полезности, рассматривающей образование как непроизводительную сферу услуг, в культуру достоинства, определяющей образование как средство социализации личности, её эффективной самореализации в обществе;

  эволюция учебного процесса, направленного на механическое репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, в обучение, направленное на формирование личности, способной к решению сложных жизненных и профессиональных задач, основанное на развитии продуктивного творческого мышления;

  от обезличенного образования   к вариативному, обеспечивающему индивидуальное развитие каждого студента, предоставляющее ему возможность выбора в учебном процессе.

Целевые установки и приоритеты Программы являются условиями создания многоуровневой системы образования в Университете, позволяющей обеспечить достаточную социализацию личности студента, способного нести ответственность за личное благополучие, благополучие семьи, региона, страны.

В качестве основных направлений реализации Программы выделяются следующие:

1. Создание в Университете оптимальных условий для обеспечения гармоничного развития личности будущих специалистов, их физического и нравственного здоровья.

2. Создание в Университете условий для обеспечения учебного процесса для всех форм обучения и всех категорий обучаемых в соответствии с мировым уровнем с привлечением и закреплением высококвалифицированных профессоров и преподавателей, а также развития адекватных технологий обучения.

3. Превращение Университета в ведущий научнообразовательный центр Московской области.

4. Интеграция Университета в российское и международное образовательное пространство на основе развития сотрудничества с университетами России и мира, расширение собственных баз знаний и вхождения в мировую сеть таких баз.

Для интегрирования в мировое научное и образовательное пространство необходимо:

  подготовить необходимую базу для взаимного признания партнерами курсов, экзаменов и дипломов в рамках Болонского процесса;

  развивать систему приглашений профессоров и преподавателей ведущих зарубежных университетов и научных центров для чтения лекций в Университете;

  разработать и реализовать программу переподготовки и повышения квалификации преподавателей экономических дисциплин, учителей экономики общеобразовательных школ Московской области и России на базе отделения института экономического образования Ольденбургского университета (Германия) при МГОУ;

  создать в Университете условия для прохождения иностранными студентами, аспирантами и преподавателями включенного и полного курсов обучения, языковой стажировки и научнопедагогической работы;

  активизировать сотрудничество со странами СНГ и Балтии в сферах образования, культурного обмена и использования накопленного в Московской области опыта преподавания русского и иностранного языков для соотечественников в данных странах;

  расширять обмен студентами и преподавателями из Московской области в рамках программы сотрудничества с гимназией "Лимес" (г.Вельцхайм, Германия), Мюнхенским институтом иностранных языков (г.Мюнхен, Германия), Карловым университетом (г. Прага, Чехия), Бургундским университетом (г. Дижон, Франция);

  разработать и реализовать план дальнейших совместных научных исследований с Ольденбургским университетом (г. Ольденбург, Германия), университетом г. Падеборна (Германия), Бургундским университетом (г. Дижон, Франция) и другими университетами;

  ежегодно принимать участие в международных художественных выставках студенческих работ в Малайзии, Исландии, Германии, Болгарии и других странах;

  практиковать выездные художественные практики за рубежом;

  внедрить факультативную подготовку студентов различных факультетов по редким и малоиспользуемым иностранным языкам;

  принимать участие в работе международной Сети университетов, сотрудничающих с Ольденбургским университетом в области экономического образования;

  организовать образовательный процесс подготовки специалистов в области экономического образования по программе "Мастер делового администрирования" совместно с Институтом экономики города Падеборна (Германия);

  развивать систему образования российских и иностранных студентов по очно-заочным, заочным и дистанционным формам обучения;

  осуществить введение (совместно с Ольденбургским университетом (Германия) на экономическом факультете образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по специальностям "Управление образованием", "Управление малым бизнесом", "Преподавание экономических дисциплин";

  регулярно участвовать и проводить всероссийские и международные конференции, симпозиумы, семинары, олимпиады, выставки;

  развивать сотрудничество с ведущими культурными центрами зарубежных стран в Москве (институт им. И.В. Гете, ДААД, Британский и Американский советы и др.) и обеспечить участие студентов Университета в семинарах и культурных программах;

  разработать и реализовать план участия Университета в проектах ЮНЕСКО по направлениям "Экология и права человека" в качестве "Ассоциированного учебного заведения ЮНЕСКО".

В настоящее время проводится большая работа по реорганизации структуры университета. Эти преобразования направлены на повышение эффективности работы как отдельных подразделений, так и университета в целом. Уже в 2004   05 учебном году в составе университета начнут работать новые институты, факультеты, научные центры. Проводится работа по дальнейшему улучшению материальнотехнической базы университета и внедрению в учебный процесс современных технологий обучения. Все это дает основание говорить о динамичном развитии университета и его больших перспективах в будущем.

Октябрь 2004 г.


наверх