Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Слово редактора

Денис Комолов Главный редактор журнала "Экономика и Образование сегодня"

Мы живем, как всегда, на этапе перемен, одним из таких в 2004 году является смена кабинета министров, в том числе замена Филиппова на Фурсенко. Многие из ректоров и общественности связывают с этим надежды на некие изменения в стратегии образовательных реформ, что логично, т.к. смена, подразумевает привнесение нового, особенно, если учитывать тот факт, что новый министр провозгласил максимально внимательное выслушивание наших точек зрения

Именно таким и призван стать наш журнал, который предоставляет возможность высказаться всем: министрам, ректорам всех регионов, главам субъектов и многим другим, кому небезразлично образование в нашей стране. Тем самым формируя путь, по которому министр и его команда будут проводить эти изменения.

Этот номер необычный   он не только подводит итоги реформы образования в России, которая длится уже более 10 лет, но и пытается нарисовать картину ее сегодняшнего состояния.

В России и ее экономике появляются новые черты современного государства   кредитование, ипотека и т.д. Нам кажется, что все новое будет находить отражение и в системе образования   отрасли в которой должны работать те же рыночные законы, что и в остальных отраслях экономики.

Многие из авторов этого и последующих номеров журнала анализируют отдельные составляющие, которые должны происходить в образовании, и мы во многом с ними согласны, но главное, в образование должны прийти новые люди, новые силы, молодые управленцы, способные совершить поворот на новый курс, который в тактике военноморского флота выполняется только при наличии слаженной команды и называется "поворот все вдруг".

Образование   это прежде всего люди, то есть те преподаватели, та команда единомышленников, которая в силу увлеченности своим делом, с целью самореализации или по какимто другим причинам пришла в конкретное образовательное предприятие. Организация вуза   это, как и во многих других случаях, в основном процесс набора команды профессионалов.

Существуют три проблемы подготовки работников для рынка труда.

Вопервых, учреждения начального профессионального образования выпускают в основном рабочих 23 разряда вместо необходимых промышленности 45. Примерно в 4050% выпускники ПТУ фактически выполняют на рынке роль неквалифицированной рабочей силы.

Вовторых, имеет место перепроизводство специалистов с высшим образованием. В России на сегодняшний день менее 30% рынка труда составляют люди с высшим образованием. А должностей для них еще меньше   чуть больше 20%. Но 45% пополнения рынка труда составляют именно люди с вузовскими дипломами.

Наконец, втретьих, не совпадает структура подготовки специалистов и потребностей рынка.

Экономический рост заметно обострил ситуацию. Доля трудоизбыточных предприятий снизилась с середины 1998 года с 45% до 12% в 2003 году. Одновременно увеличилось   с 10 до 25%   количество предприятий, испытывающих недостаток рабочей силы. По мнению президента Торговопромышленной палаты Евгения Примакова, трудоизбыточные предприятия больше не могут выступать серьезным источником пополнения трудовых резервов. И в этом принципиальная новизна момента.

Из 2,2 миллиона человек оканчивающих девятый класс, 1,3 миллиона идут в полную среднюю школу и затем получают высшее образование. Это 60% всех двадцатилетних. В структуре занятости людей с высшим образованием   меньше 30%, то есть чуть ли не для половины выпускников вузов рабочих мест нет.

Процент трудоустройства выпускников по специальности крайне мал: среди педагогических вузов   2030%, в медвузах и сельхозинститутах   40%, не более 50% технических университетов. Это структурная проблема.

В 2003 году количество новоиспеченных бухгалтеров в 70 раз превысило потребность в них, парикмахеров   в 50 раз, секретарей   в 40 раз, портных и закройщиков   в 30 раз, операторов ЭВМ   в 25 раз, поваров и кондитеров   в 10 раз, официантов и барменов   в 2 раза.

Рыночные отношения довольно неравномерно входят в сферу профессионального образования в России. Пока еще слабо работает один из главных регуляторов рыночных отношений   конкуренция. Качество образования реже выступает параметром конкуренции, нежели цена, особенно на высоких уровнях профессионального образования. Ценовая конкуренция является негативным фактором развития ведущих вузов, поскольку их конкуренты, демпингуя, отводят от них средства.

Цены на платные образовательные программы и услуги в большинстве учебных заведений пока еще формируются в соответствии с затратным механизмом   покрытие издержек на основе калькуляции расходов. Повидимому, руководителям таких учебных заведений легче объяснить, что данные образовательные программы не могут стоить меньше, нежели убеждать в оптимальном соотношении цены и качества этих программ в сравнении с продуктом конкурентов. Тем не менее, набирает обороты рыночный принцип   соответствие платежеспособному спросу, он регулирует цены в 20% учебных заведений.

Необходимо отметить высокую активность учебных заведений в расширении спектра форм образовательных услуг и выходе на сопредельные рынки профессионального образования благодаря реализации программ других уровней обучения. Они используют практически каждую рыночную нишу, которую видят. Так, 66% вузов реализуют или собираются в ближайшее время внедрить программы дистанционного обучения, причем 42% вузов реализуют их на практике. Н рынке дополнительного образования уже работают 70% вузов.

В то же время образовательные стратегии слишком оптимистичны. Дело в том, что большинство учреждений системы профессионального образования активно открывают новые программы, закрывать же неэффективные планируют только 12% вузов и техникумов и 18% ПТУ и лицеев, тогда как сохранение каждой программы стоит денег. Происходить "размазывание" бюджетов учебных заведений и падение качества всех учебных программ. Готовность к расширению деятельности и одновременно неумение сокращать ее размах приводят к распылению средств.

На повышение квалификации преподавателей идет в среднем лишь 45% внебюджетных средств вуза, в итоге средняя обеспеченность средствами на переподготовку   5070%, что, естественно, сказывается на качестве образования.

Остро ощущается недостаток средств для увеличения оплаты труда преподавателей, который порождает кадровую проблему. Средняя обеспеченность составляет 40% от необходимого уровня в учреждениях начального и среднего профессионального образования, тогда как в вузах   60%. Даже используя внебюджетные средства, 2/3 учреждений НПО не могут обеспечить конкурентоспособную зарплату своим педагогам.

Анализируя ситуацию в целом, можно констатировать и проблему с высшими кадрами, то есть топменеджментом вузов, которые принимают кардинальные решения. Стиль управления многих руководителей неадекватен рыночным условиям, а их средний возраст старше 50 лет, в НПО   55%, СПО   65%, ВПО   68%. Количество министров в новом Правительстве старше 50 лет составляет 49%. Управление вузом не менее сложный процесс, чем управление страной и экономикой, но направление на омоложение кадров   это необратимый и необходимый процесс.

Октябрь 2004 г.


наверх