Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Информационная среда науки и образования

Интервью с Сергеем Мироновым, Председателем Совета Федерации РФАлександр Спорков
Какие цели ставит перед собой Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России», работая над своими программами?

Сейчас в России живет 12% ученых всего мира, и они владеют половиной мирового уровня знаний во многих областях. Но в то же время мы производим всего 0,3% от мировой наукоемкой продукции. Если мы не сможем превратить знания в производство продукта и услуг, то будем продолжать терять рынки.

Наши программы будут отвечать потребностям общества, иметь общенациональный масштаб и носить системообразующий характер. Комитет начинает свои практические шаги с образования, проводит анализ развития информационной инфраструктуры страны, и того, как она влияет на качество и доступность образования и далее на эффективность науки.

Кроме анализа ситуации, сложившейся в образовании, вы намерены предпринять какие-то практические шаги для ее развития в нужном направлении?

Одна из задач, которую мы ставим перед собой, это формирование долгосрочной национальной стратегии развития высшего образования, создание единого образовательного пространства. Нас интересуют новые формы обучения, новые вузы, построенные на использовании электронных технологий доставки знаний учащимся в место их проживания или работы.

В настоящее время выход в глобальные информационные сети для получения необходимой информации учебного назначения стал обычным делом. Но та быстрота, с которой сегодня происходят качественные изменения в информационных и коммуникационных технологиях, не имеет аналогов.

Новые информационные технологии послужили основой концепции «открытого» образования, с широким набором профилированных программ и факультативов, с возможностью персонального выбора. По мнению ряда экспертов в XXI веке публичное образование будет более индивидуализированным, будет меньше привязано к конкретному месту и расписанию, акцент будет сделан именно на электронном образовании.

На чем основан Ваш прогноз?

Традиционные вузы сейчас не могут удовлетворить всё возрастающую потребность в получении высшего образования. Известно, что в нашей стране ежегодно порядка полутора миллионов абитуриентов остаются за пределами вузов. Общество должно поддержать тягу молодых людей к знаниям, к высшему образованию, дать им возможность овладеть выбранной профессией. Это особенно важно сейчас, когда престиж высшего образования в обществе заметно снизился, когда у молодежи не без влияния средств массовой информации формируются иные ценностные ориентиры.

Быть может, все дело в том, что за последнее десятилетие большую часть знаний многие получали на практике, а не в стенах учебных заведений?

Современному человеку необходимо учиться всю жизнь. Это утверждение стало аксиомой. Возникла концепция непрерывного образования, образования на протяжении всей жизни человека. Образовательная программа индивида охватывает не только овладение им специальными знаниями, но и формирование у него уровня образованности, дающего возможность адаптироваться к новым видам деятельности и соответствующим им средствам коммуникации.

Если говорить о практической стороне дела, то в области развития информационной среды образования необходимо решать следующие задачи:

  • Распространение современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями.
  • Организация электронных библиотек и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам.
  • Развитие единой телекоммуникационной образовательной сети в регионах и городах.
  • Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
  • Создание сервисных служб, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных информационных средств образовательных учреждений разного уровня.
  • Мониторинг информационных ресурсов региона, города.
  • Организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии.
  • Создание центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.

Что Вы можете сказать по поводу качества и эффективности электронного обучения.

Полагаю, что в этом отношении пока рано делать какие-либо выводы. Как известно, прямые критерии оценки качества образования не разработаны. Теоретически работу того или иного вуза оценивает рынок труда через спрос на его выпускников и спрос на его услуги абитуриентов (конкурс). Но, насколько мне известно, соответствующие исследования систематически не проводились. Мы можем поставить задачу оценки качества и эффективности электронного обучения Комитету.

В последнее время довольно часто говорят о рынке образовательных услуг. Какую позицию мы занимаем сегодня в этой области?

Полагаю, что мы могли бы вернуть стране утраченные позиции на рынке образовательных услуг. И, в первую очередь, в бывших советских республиках, где существует большой спрос на российское образование. Это позволит продвигать не только знания, но и наши идеи, наш менталитет, наш дух, нашу культуру и таким образом поступательно формировать российский сегмент мирового рынка интеллектуальной продукции.

Один из путей формирования рынка образовательных услуг  это создание российскими вузами своих филиалов в других странах. Но есть и другой путь  удовлетворение спроса через дистанционные формы образования.

Что касается создания информационной базы науки и образования. Какую приоритетную задачу вы ставите перед собой в этом направлении?

Полагаю, всем понятно, что без своевременной научной информации не может плодотворно работать ни ученый, ни инженер, ни преподаватель, ни студент. Развитие информационных технологий, интернета, стимулировали выпуск как электронных версий традиционных журналов, так и чисто электронных изданий. Это, в свою очередь, дало толчок к созданию электронных библиотек.

Примером такой библиотеки является Научная электронная библиотека, созданная в 1997 году под руководством академика М.В. Алфимова. На базе этой библиотеки наш Комитет начинает разработку программы «Национальная научная электронная библиотека». Цель программы  превратить эту библиотеку в общероссийский информационный научно  образовательный ресурс инновационного развития.  



наверх