Четверг, 27 марта 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Питательная среда и "болезненное отступление"

Виталий Фукин Ректор Московского государственного университета дизайна и технологии

Питательной средой для возникновения, становления и развития Высшего профессионального образования в сфере производств текстильной и легкой промышленности в России послужили прежде всего фундаментальные науки: химия, физика, механика, математика и др., а также активно развивающиеся производства этой сферы.

Сегодня в Московском государственном университете дизайна и технологии (МГУДТ) обучение основывается на собственных научных исследованиях, результаты которых используются в учебных курсах. Тематика научных исследований, выполняемых подразделениями университета, определяется лицензированными для нее учебными специальностями и направлениями, по которым ведется подготовка специалистов разного уровня. В соответствии с перечнем учебных направлений научные исследования кафедр и проблемной лаборатории проводятся в рамках 7 научных направлений, среди которых:

¤ Научно-технические исследования в области создания технических средств для легкой промышленности

¤ Исследования проблем функционирования хозяйственного механизма и производственного менеджмента в легкой промышленности

¤ Создание научных основ и технических решений Совершенствования экологического обеспечения, оптимизации процессов производства и повышения качества полимерных материалов, производстве искусственных кож, кожи и меха

¤ Развитие научных основ конструирования и технологии производства швейных изделий и изделий из кожи с применением информационных систем и новых материалов

¤ Дизайн в легкой промышленности: творчество, наука, образование

¤ Социальная теория как форма интеграции и междисциплинарного синтеза социально-гуманитарных наук.

¤ Проблемы научного, научно-методического и информационного обеспечения системы непрерывного образования.

Результаты исследований по тематике плана создают необходимый задел для работ прикладного характера и находят непосредственное отражение в создаваемых кафедрами учебно-методических материалах и технических предложениях для промышленности.

Научно-исследовательская работа студентов в университете служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Занятия научной деятельностью является непременной составной частью учебного процесса в университете. Учебный процесс в университете представляет собой синтез обучения, воспитания и научно-исследовательской работы.

Основной задачей выполнения студентами научно-исследовательских работ, встроенных в учебный процесс, является последовательная активизация процесса их обучения, что требует увеличения доли самостоятельной работы студентов. Такие работы выполняются в соответствии с учебными планами в обязательном порядке и обеспечиваются методическими пособиями, разработанными по конкретным учебным дисциплинам. Примером организации такого вида научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) является написание рефератов, выполнение домашних заданий, расчетно-графических работ на кафедрах гуманитарных, экономических, математических и естественнонаучных дисциплин. На профилирующих кафедрах большое значение уделяется домашним заданиям, курсовым и дипломным работам с элементами научных исследований. НИДС во внеучебное время подразумевает большую самостоятельность работы студентов и индивидуализацию учебного процесса. Она включает выполнение индивидуальных научных исследований под руководством преподавателей, участие в работе научных кружков и групп. Такую деятельность успешно осуществляют профилирующие кафедры университета.

В университете ежегодно проводятся конференции по итогам научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых «Молодые ученые  XXI веку».

Студенты университета принимают также участие в научно-технических конференциях родственных вузов, таких как Московский государственный текстильный университет, Костромской государственный технологический университет, Ивановская государственная текстильная академия, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Радомский политехнический университет (Польша) и др.

За 1999-2003 гг. студенты университета приняли участие в 17 студенческих и научно-технических конференциях и выступили с 675 докладами. По результатам исследований опубликовано 540 статей и тезисов докладов, в том числе 476  без соавторов-преподавателей. Привлечению молодых исследователей к научно-исследовательской работе способствуют ежегодные конкурсы на лучшую студенческую работу.

Студенты принимают и не безуспешно активное участие в российских и международных конкурсах молодых дизайнеров, выставках и показах моделей: Адмиралтейская игла (Санкт-Петербург), Fashion assembly (Рига), Мосшуз (Москва), Смирнофф (Санкт-Петербург), Фестиваль российской моды (Копенгаге), Дни высокой моды-2000 (Калининград), Новая Россия  XXI век (Москва), Кремлевские звезды (Москва), Фестиваль русской моды (Париж), Кредо (Страсбург).

В университете регулярно проводятся выставки творческих работ студентов. В период с 1999 г. по 2003 г. студенты университета приняли участие в 148 выставках и конкурсах, в том числе в 51 международной, с представлением 948 экспонатов. За три последние года по результатам Всероссийского конкурса на лучшую студенческую работу было представлено 92 работы по разным разделам. 11 студентов награждены медалями и 35 -дипломами Минобразования.

Университет формирует и поддерживает стремление студентов к непрерывному обновлению знаний, их интеллектуальную и социальную активность, потребность в служении обществу, осознание ответственности перед Россией.

Формирование новых политических и социально-экономических реальностей в России требует, в числе других важнейших задач, повышения уровня организации и продуктивного развития научной деятельности студентов вузов. Федеральная программа развития образования констатирует, что значение такой деятельности предопределено не только непосредственной заинтересованностью государства в использовании новых научных результатов, но и тем, что без участия студентов в научно-исследовательской работе не может осуществляться и подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников.

Отрадно, что за последнее время изменилась психология студента, его отношение к учебе, будущей работе. Участвуя в выставках и конкурсах, студенты тщательно к ним готовятся сохраняют свои творческие работы, проекты, собирая свои портфолио для последующих предложений трудоустройстве.

Если в начале 90х годов был заметен явный спад интереса к продолжению обучения после школы, то на сегодняшний день на протяжении 5 лет мы имеем постоянный конкурс 4-4,5 человека, а на специальности «Дизайн»  до 10 человек на одно место.

В начале 90х студенты, принятые в Вуз с оплатой обучения за счет родителей или спонсоров, порой нерадиво относились к занятиям. Позволяли себе заниматься на лекциях посторонними делами, а то и пропускать занятия. Сейчас же дисциплина и отношение к учебе существенно улучшились. Студенты стали более требовательными и к себе и преподавателям. Пропуски занятий происходят лишь по причине занятости на работе. Поскольку добрая половина студентов даже дневного отделения к 4-му курсу находит себе работу и не временную, а постоянную. Выпускники открывают свои малые предприятия и дизайнерские фирмы.

Научные исследования в Московском государственном университете дизайна и технологии начались практически одновременно с организацией в 1930 г. его предтечи  Московского института кожевенной промышленности. Их проведение было вызвано потребностями становления молодого вуза как центра подготовки квалифицированных инженерных кадров для быстро развивавшейся легкой индустрии. Это предопределило основные цели и содержание научной работы преподавательского коллектива в предвоенные годы: создание теоретической базы учебных дисциплин для впервые открываемых в вузе инженерных специальностей; подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации путем зашиты кандидатских и докторских диссертаций; решение научно-технических проблем совершенствования техники, технологии и организации производства на предприятиях легкой промышленности.

Результаты трех последних лет

В университете весьма важным является направление исследований по разработке конструкций изделий для социально-приоритетных групп населения. Так, образцы ортопедической обуви, затяжных колодок, вкладных ортопедических изделий для больных сахарным диабетом утверждены медико-технической комиссией Главортпомощи Минтруда России и рекомендованы к внедрению. Методика подбора, проектирования и изготовления малосложной ортопедической обуви в условиях массового производства передана и принята к использованию на ФГУП «Московская фабрика ортопедической обуви». Конструкции медицинской обуви и новый метод иммобилизации внедрены в 32 Центральном военно-морском клиническом госпитале. В продолжении НИР и использовании ее результатов заинтересованы Главное управление протезно-ортопедической помощи инвалидам Министерства труда и социальной защиты РФ, Эндокринологический Научный Центр Российской Академии Медицинских Наук, Московская фабрика ортопедической обуви и ООО «Аквелла». Конструкторско-технологическая документация и образцы колодок затяжных для малодетской обуви и обуви для ясельного возраста внедрены на Егорьевской фабрике детской обуви. По заказу спецпроизводства МПШО «Вымпел» разработаны и изготовлены образцы ботинок «МСК» для морского спасательного комплекта ВВС. Совместно с НПЦ «Реликт» разработаны компьютерные технологии проектирования одежды, обуви и кожгалантерейных изделий. По результатам промышленной апробации на ООО «Одежда от «Кристи» и ЗАО «Медведково» получен положительный эффект предложенных разработок.

Эти и ранее проведенные исследования послужили основой для создания конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках систем автоматизированного проектирования (САПР) одежды и автоматизированных настилочно-раскройных комплексов (АНРК), а также реализующих их программное обеспечение. В разработке АНРК принимали участие конверсионные предприятия авиационной промышленности. Разработанные САПР и АНРК внедрены и успешно эксплуатируются на Волжском и Горьковском автомобильных заводах, санкт-петербургском НПО «Спецматериалы» и других предприятиях.

Лицензии на право использования способов подготовки кроя к запуску в швейные (сборочные) производства и устройств для их осуществления были приобретены фирмами Pfaff и Durkopp (ФРГ), Aspens (Швеция), Texil (Италия). 16 САПР и 9 АНРК были поставлены в страны СНГ, Балтии и Восточной Европы.

Социальный эффект от реализации результатов работы выражается в автоматизации ручных работ при настилании и раскрое; создании дополнительных рабочих мест за счет повышения конкурентоспособности одежды российских производителей.

По ряду параметров разработанные технологии превосходят мировые стандарты, что создает реальные предпосылки для их масштабного экспорта:

¤ ресурсосберегающая технология обеспечивает снижение среднего уровня отходов при раскрое рулонных текстильных материалов до 20% (вместо 26%), то есть почти на четверть;

¤ созданные системы автоматизированного проектирования и автоматизированные настилочно-раскройные комплексы, имея практически идентичные технические характеристики, по цене в 1,5-2 раза ниже аналогичного зарубежного оборудования.

А это реальные предпосылки для производства на российских предприятиях одежды европейского класса для населения с невысоким уровнем доходов и насыщения российского рынка более качественными товарами отечественных производителей.

Существенный вклад в процесс совершенствования подготовки специалистов и образования в области легкой промышленности, в становлении новых механизмов обеспечения качества высшего профессионального образования внесло создано в конце 80-х годов Учебно-методическое объединение по образованию в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности (УМОЛегпром). Построенное на принципах добровольного участия, коллегиальности и равноправия, УМОЛегпром получило поддержку со стороны вузов, факультетов и кафедр, осуществляющих подготовку кадров по специальностям легкой промышленности. В настоящее время УМОЛегпром объединяет 26 вузов, факультетов, кафедр РФ, 9 вузов стран ближнего зарубежья, 8 средних профессиональных учебных заведений, научно-исследовательские институты; кожевенные, обувные и швейные предприятия. УМОЛегпром регулярно проводит заседания президиума в родственных вузах городов: Москвы, С-Петербурга, Костромы, Иваново, Орла, Казани, Шахт традиционные ежегодные конференции по проблемам качества образования и совершенствования научно-методической работы. Совместно с Министерством образования Российской Федерации, Международным союзом научных и инженерных общественных объединений, Российским союзом кожевником, Легпромобразованием проведено 5 Международных научно-методических конференций «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности».

Усилиями УМОЛегпром сформирована многоступенчатая структура высшего профессионального образования в области легкой промышленности и созданы два поколения (1-1997 г., П-2000 г.) Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Наш университет, поддерживая интеграцию в мировую образовательную систему, сотрудничает с вузами Великобритании, Германии, Польши, Чехии, Франции, Греции, Египта и почти десять лет является членом международной организации «Инженерная педагогика» (Internationale Gesellschaft «Ingeneurpadagogik»). Мы учитываем общемировые тенденции развития образования и науки, сохраняя и развивая традиции Российской системы. Год назад представилась возможность достаточно детально ознакомиться с системой высшего образования в вузах Финляндии, Швеции, Дании, Голландии, Германии.

Личное мнение

Я вполне солидарен с бывшим Первым заместителем Минобразования В. Жураковским, который на заседании «круглого стола» Федерального Собрания в феврале 2004 года сказал, что «не надо делать трагедии из «Болонского процесса», «просто надо помнить, для чего инициирован Болонский процесс  противостоять англо-саксонской системе образования, которая доминирует& надо все тщательно обсуждать, взвешивать, анализировать».

Действительно, в принципе ничего сверхъестественного: все принципы приемлемы для российского образовательного процесса и нами достаточно много сделано за годы его модернизации.

Многоуровневость образования сочетается с вариативностью и непрерывностью образования. Реализуя принципы Болонской Декларации, УМОЛегпром приступило в 2003 году к разработке ГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «технология и конструирование изделий легкой промышленности» с квалификацией бакалавр по специальности и магистр-инженер.

Московский государственный университет дизайна и технологии и на его базе Учебно-методическое объединение на протяжении более десяти лет накопили большой опыт по реализации непрерывной профессиональной подготовки для отраслей легкой промышленности. Унифицированы номенклатуры специальностей среднего и высшего профессионального образования, разработаны и утверждены Государственные образовательные стандарты. Реализуется подготовка бакалавров и магистров по новому направлению «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности» с получением соответственно квалификации бакалавр и магистр техники и технологии, а также подготовка дипломированных специалистов по направлению «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» с квалификацией инженер. Все эти направления могут быть реализованы на базе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в обычные сроки и по сокращенной программе.

Особое внимание уделяется непрерывной практической подготовке в период прохождения различного вида практик (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной). На завершающем этапе подготовки специалистов проводится Государственный экзамен по специальности и выполняется выпускная квалификационная работа в виде дипломного проекта или работы, которые позволяют оценить качество подготовки выпускников университета. Разработаны методические рекомендации по определению качества подготовки специалистов.

Система подготовки кадров для различных отраслей легкой промышленности в настоящее время не в полной мере соответствует стратегии профессионального образования, запросам развития экономики и социальной сферы, науки, техники технологии, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективным потребностям. В соответствии с этим необходимо выстроить оптимальную модель непрерывного профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру среднего, высшего и послевузовского образования, что позволит:

¤ повысить уровень профессионального образования и сократить их сроки;

¤ обеспечить возможность выбора обучающимся траектории профессиональной подготовки, в наибольшей степени отвечающих их возможностям;

¤ выбрать единую образовательную политику в рамках университетского комплекса, исключить дублирование разделов дисциплин и обеспечивать преемственность в преподавании путем интеграции рабочих учебных планов и рабочих программ дисциплин, установить требования к оценке качества знаний студентов.

Для решения указанных проблем назрела необходимость в разработке единого государственного образовательного стандарта, предусматривающего интеграцию образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования с разветвленной многоуровневой структурой. Новый единый государственный образовательный стандарт должен предусматривать:

¤ сопряжение всех уровней профессиональной подготовки в рамках единой после школьной образовательной программы;

¤ сохранение целостности каждой основной образовательной программы и в тоже время их объединение;

¤ завершенность каждого уровня профессионального образования с приобретением специальности и присвоением квалификации;

¤ поэтапное усложнение основных образовательных программ от одного уровня к другому;

¤ обоснованные последовательность и преемственность в изучении дисциплин по циклам и этапам обучения;

¤ использование различных форм и методов подготовки, в том числе новые информационные технологии;

¤ необходимое педагогическое, материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса;

¤ возможность расширения профиля подготовки специалиста на базе универсальной образовательной системы.

Таким образом, инновационные изменения в сфере образования касаются всех аспектов подготовки специалистов: организационной; образовательных технологий; процессов интеграции обучения, воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью, методического информационного и кадрового обеспечения.

В завершении не могу не вернуться к важному вопросу, который волнует не только руководителей вузов, но и все вузовское сообщество. Как будет развиваться Российская высшая школа по мере сближения с Европейской?

Переход к принципам Общеевропейского образования неизбежен, так же как неизбежной была свершаемая сегодня модернизация высшего образования России.

Воспринимая положительные моменты Болонского процесса мы невольно вынуждены будем совершать отступления и делать односторонние уступки от традиций Российского образования. А они у нас прочные, проверенные временем и во многом превосходят европейские и американские.

После недавнего празднования 300-летия Российского инженерного образования трудно привыкнуть к мысли о вытеснении из нашей жизни квалификации «инженера», «специалистом», а сообразуясь с Болонскими принципами, инженера, суть которого с латинского трактуется как «способность, изобретательность»  мы потеряем.

Снижение фундаментальности в сторону самостоятельности образования это следующая уступка.

И еще одно очень болезненное отступление. Это система подготовки кадров высшей квалификации. Наша двухступенчатая, а с введением магистратуры уже и трехступенчатая превосходит западную, где наш «кандидат» наук по названию хотя и повышен до «доктора наук», но наша аспирантура низводится до магистратуры.

Это явное принижение нашей российской системы и мне, кажется, излишне показывать в данной статье насколько фундаментальнее и весомее кандидатские и докторские диссертации, выполнение которых требует большого напряжения и профессионализма. Это преимущество мы не должны потерять ради звания «phd»  доктор философии.

Мы входим в Болонский процесс? Да! Нам нужна экономическая эффективность и высокое качество образования, нужен европейский диплом, но с Российскими преимуществами, которые позволяли и позволяют нашим специалистам решать нестандартные задачи и проблемы. Сохраним же положительные черты Российского образования.

Ноябрь 2004 г.


наверх