Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








«Нестоличные» проблемы

Будни регионального университета

Вячеслав Гвоздев Ректор Курского государственного университета

Понимание того, чем живет университет, расположенный в «субъекте Федерации», важно и интересно в той же степени, в какой важно и интересно понимание различий в жизни столицы, мегаполиса, и рядового областного центра в глубинке России. Безусловно, часть проблем и задач столичного и регионального университетов совпадают, но есть и специфические для провинции проблемы. На некоторых из них я хотел бы остановиться, повествуя о будничной, в общем-то, работе одного из провинциальных университетов, Курского государственного университета.


Актуальные проблемы
Изменение в 2003 году статуса нашего университета с профильного, педагогического, на классический поставило перед нами задачу подготовки преподавательских кадров для новых, университетских, специальностей, в том числе через собственную аспирантуру. Это повлекло за собой изменения в структуре контингента аспирантов. Общее число аспирантов за эти годы возросло в 1,6 раза.
В этой связи следует отметить существенную разницу между столичными и «нестоличными» вузами. Для региональных университетов уход преподавателей в иные, более доходные, сферы деятельности не слишком актуален из-за не столь заметного, как в мегаполисе, наличия таковых. По крайней мере, в Курском госуниверситете вот уже несколько лет существует конкурс в аспирантуру практически по всем специальностям, а уход молодых кадров практически не отличается по количественным показателям от ситуации 70-80-х годов. Мы видим в этом как стремление молодежи реализовать себя в преподавательской и научной работе, так и подтверждение психологически комфортного климата в коллективе. Сегодня в КГУ оптимальный по возрастным показателям преподавательский коллектив, где представлены опытные преподаватели, ученые («мэтры»), специалисты среднего возраста и молодежь, осваивающая основы профессионального мастерства. Тем не менее важно не просто сохранить и пополнить преподавательский состав, но и вывести его на качественно иной уровень профессиональной компетентности. Безусловно, основной формой подготовки молодых преподавателей остается аспирантура, и прежде всего – собственная аспирантура КГУ.
Подготовка собственных научно-преподавательских сил обеспечивается не только наличием аспирантуры с 37 специальностями, не только действующими в вузе диссертационными советами. Она начинается, пусть это утверждение и носит несколько банальный характер, на студенческой скамье. Вуз, в котором активно и заметно действуют именитые научные школы, неизбежно разбудит интерес и желание удовлетворить свою потребности в поиске новых научных знаний хотя бы у части своих студентов.
Участие студентов в научных исследованиях служит важным фактором улучшения качества подготовки выпускников, отбора кандидатов в аспирантуру, пополнения преподавательского состава университета. Научное студенческое общество объединяет более 1000 студентов, работающих в 36 научных кружках, творческих группах, лабораториях, ВНИКах. Результатами научной студенческой работы являются выступления на конференциях, участие в конкурсах, выставках, научные публикации, заявки на гранты.
Для нас очень актуальна проблема подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по относительно новым для нас специальностям, прежде всего естественно-научного направления. Подготовкой таких специалистов занимается как профессура КГУ, так и ведущие специалисты крупнейших вузов и научно-исследовательских институтов России. Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Воронежский государственный университет оказали и оказывают нам неоценимую помощь в подготовке научных кадров высшей квалификации. Это сотрудничество ценно для нас и тем, что общепризнанные исследовательские центры делают для нас более ясными направления развития собственных исследований.
Меня очень волнует недостаточное владение нашими студентами нефилологических специальностей иностранными языками. Это становится очень ощутимым препятствием в осуществлении прежде всего научных проектов, связанных с международной кооперацией. Уже невозможно представить ученого, особенно молодого, не просто читающего литературу на иностранных языках по своей специальности, но и общающегося лично или по переписке со своими коллегами за рубежом. Сейчас, когда большинство университетов установили разнообразные и многочисленные связи с зарубежными вузами, у наших студентов, аспирантов, преподавателей есть достаточно широкие возможности стажировок, научных командировок в вузы-партнеры. Если финансовые и организационные вопросы, связанные с этим, решаются относительно легко, вопросы языковой подготовки не решишь за несколько месяцев. Один из путей преодоления этой трудности в нашем университете выглядит следующим образом. В КГУ на факультете актуальных направлений реализуется программа дополнительного образования «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Естественно, эта форма обучения доступна для всех желающих, но мы считаем обязательным прохождение через нее тех студентов и преподавателей, которых университет целенаправленно готовит для зарубежных поездок с научными или профессиональными целями.
Мы готовы направлять лучших студентов-старшекурсников для завершения образования и поступления в аспирантуру как в лучшие российские вузы, так и в известные университеты Европы, беря на себя соответствующие расходы. Самым сложным вопросом в этой деятельности остается гарантия возвращения студента или аспиранта для работы в КГУ. Пожалуй, наиболее надежным средством получить обратно аспиранта, прошедшего подготовку в зарубежном университете, является создание для него привлекательных условий работы в России. Причем речь идет не только о научной работе, но и о возможностях карьерного роста, в том числе в университетской администрации.


Растим кадры
В управлении университетом одной из самых важных и сложных остается задача воспитания современных менеджеров-управленцев. В Курском госуниверситете сложилась очень сильная команда управленцев. Проректоры, большинство деканов, руководители подразделений – это люди, действительно соответствующие представлению о менеджере высокой квалификации, и вместе с тем проблема подготовки и обучения управляющего персонала является сегодня одной из самых актуальных. Наши молодые и способные к управленческой деятельности сотрудники порой не видят для себя перспективы карьерного роста, что приводит или к уходу некоторой части из них в другие учреждения, или к состоянию, которое я называю «перегорел». Вместе с тем замещение вакансий руководителей среднего звена остается порой серьезной проблемой, поскольку требует от претендента не только желания руководить, но и соответствующих навыков, которые могут сформироваться только в практической деятельности.
Что можно предложить в этой ситуации? Создавать новые зоны ответственности, где претенденты на руководящие должности в вузе могли бы испытать себя, набраться опыта, показать и доказать свою способность к управлению людьми. Понятно, что в вузовской системе с ее достаточно стабильной, в чем-то консервативной организацией, найти новые зоны ответственности непросто. Факультеты и кафедры не появляются ежемесячно, создание даже одного такого подразделения всегда событие для университета. Все же, наблюдая за карьерным ростом руководителей наших структур, я вижу, что часть их вышла из образований общественно-полезного свойства, прежде всего объединений студентов на основе профессиональных интересов. Участие в этой неформальной работе – научные студенческие кружки, самодеятельность, реализация творческих проектов – раскрывает в преподавателях качества лидеров, качества управленцев. И дело ректората – не проглядеть, поддержать таких преподавателей, вовремя направить их на тот участок работы, где требуется руководитель-профессионал.
Проиллюстрирую создание таких новых зон ответственности следующими примерами.
В 2002 году ученый совет КГУ принял решение об открытии нового структурного подразделения: НИИ археологии юго-востока Руси. Его директором был назначен доцент В.В. Енуков, закончивший МГУ и там же защитивший кандидатскую диссертацию. Открытию НИИ предшествовала длительная работа коллектива специалистов, сложившегося на базе организованной в 1988 г. Посемьской археологической экспедиции КГУ. За прошедшие пятнадцать полевых сезонов были проведены стационарные исследования ключевых памятников региона, в том числе и древнейших городов – Курска и Рыльска. Полученные материалы позволили существенно уточнить картину истории Курской земли в эпоху Средневековья.
Становление научного коллектива пришлось на сложный период новой экономической ситуации в жизни страны, что изначально потребовало отказа от традиционной опоры на бюджетное финансирование изысканий. Процесс адаптации к изменившимся условиям прошел успешно. В послужном списке коллектива гранты Минкультуры, Минпромнауки, Минобразования России, РГНФ, многочисленные хоздоговорные работы. В результате Посемьская экспедиция стала одной из крупнейших в Центральном Черноземье.
В настоящее время в штате НИИ семь человек, из них три сотрудника имеют открытые листы. В 2004 г. в составе института был открыт сектор фондов и музейной работы. В ближайших планах НИИ – дальнейшее проведение археологических исследований на территории Липинского комплекса и подготовка полученных материалов к публикации в виде монографии, организация издания трудов НИИ, вступление в Государственный музейный фонд.
Понятно, что организация и развитие подобного института требует от его руководства не только соответствующей научной квалификации, но и больших организаторских способностей, без которых победы в конкурсах на научные гранты, решение огромного количества вопросов при организации полевых экспедиций были бы просто невозможны.
Еще один пример создания условий для реализации возможностей молодых преподавателей и для подготовки кадрового резерва в КГУ – открытие лаборатории паразитологии. Лаборатория открыта в 2002 году, прошла лицензирование и аккредитацию в Федеральном центре госсанэпиднадзора Минздрава Российской Федерации, в ходе которых была утверждена область аккредитации (определение паразитарной зараженности продукции мясной промышленности; рыбной пищевой товарной, рыбы и рыбопродуктов; клубнеплодных, овощных, бахчевых культур и плодоовощной продукции; санитарно-паразитологические исследования воды плавательных бассейнов, открытых водоемов, питьевой воды централизованного и нецентрализованного водоснабжения, воды хозяйственно-бытовых стоков, осадков, сточных вод, почвы земельных участков, почвы открытого и закрытого грунта). Научный консультант лаборатории – профессор Н.А. Романенко, зав. отделом медицинской гельминтологии с Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова. Научным руководителем лаборатории паразитологии была назначена доцент кафедры зоологии и теории эволюции Н.С. Малышева. Становлению научного подразделения способствовало тесное сотрудничество с Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского, ММА им. И.М. Сеченова, с Всероссийским научно-исследовательским институтом гельминтологии им К.И. Скрябина, с центрами госсанэпиднадзора Курской области.
«Увидеть» будущего руководителя и подобрать ему соответствующую должность – полдела. Как сформировать необходимые на этой должности собственно навыки руководителя, как поддерживать их в рабочем состоянии? Знание психологии общения, основ конфликтологии, работа на компьютере, владение иностранными языками – это далеко не полный перечень качеств современного руководителя.
Нам чрезвычайно помогло бы централизованное обучение руководителей среднего звена – деканов, заведующих кафедрами. Общение с психологами, специалистами в области вузовской экономики, организаторами высшего образования – все это наиболее целесообразно, на мой взгляд, проводить в специализированных учебных центрах Министерства образования и науки или Федерального агентства по образованию, причем это повышение квалификации должно занимать достаточно заметное время и проводиться с отрывом от основной работы. Практические же навыки, такие, как компьютерная грамотность, изучение иностранных языков, если это необходимо, можно пививать по основному месту работы без отрыва от производства.
К счастью, количество студентов и преподавателей в КГУ пока еще позволяет ректорату видеть коллектив в целом и его самых ярких представителей. Это становится все трудней и трудней из-за бурного роста структурных подразделений. Дальнейшее увеличение числа факультетов чревато усложнением управляемости университетом. Перед нами стоит задача создания учебных институтов в университете, например, института педагогики. Укрупнение учебных подразделений, в том числе и через создание институтов, должно оптимизировать систему подготовки специалистов, систему управления вузом.

Проблемы трудоустройства и бизнес-сотрудничества
Основной отличительной чертой регионального университета является то, что он работает на удовлетворение потребностей – кадровых, научных, интеллектуальных, культурных – своего региона. В этом есть преимущества по сравнению с вузом, выпускающим специалистов в свет без учета специфики региона, где им придется работать, есть и отрицательные, проблемные моменты. К последним я бы отнес неопределенность ситуации на рынке рабочих мест, связанную с неустойчивым положением формирующихся предприятий малого и среднего бизнеса, да и значительно более крупных предприятий. Если в случае с бюджетными организациями можно хотя бы в принципе говорить о плановой подготовке специалистов, рассчитанной на среднесрочный период, то для рыночной экономики такие планы просто неосуществимы, поскольку нестабильность законодательства, принятие законов, порой существенно изменяющих условия работы, приводят к тому, что предприниматели сориентированы на получение готовых специалистов, чем на их целевую подготовку.
Надежда на участие представителей бизнеса в поддержке регионального университета невелика. Бизнес в регионах еще не поднялся до осознания необходимости использовать научный потенциал вузов в своей деятельности. Впрочем, это относится не только к регионам. Если хоздоговорные исследования в определенной мере ведутся, соответствующие договоры, исходя из нашего опыта, в основном заключаются с бюджетными организациями. Сегодня единственное реальное направление сотрудничества вуза с частными структурами – это все же вопросы, связанные с подготовкой кадров. Но пока коммерческие структуры не начнут развиваться стабильно, не смогут планировать свое развитие хотя бы на несколько лет вперед, сотрудничество с ними для регионального вуза не будет носить планомерного характера.
В этих условиях Курский госуниверситет ищет эффективные способы оказания помощи в трудоустройстве своим выпускникам. В университете создана система работы по трудоустройству, которую возглавляет Региональный центр профессиональной ориентации, содействия занятости и социально-трудовой адаптации молодежи. Положение о центре и концепция его развития на период до 2008 года были утверждены Ученым советом КГУ. Центр подключен к Всероссийской распределенной информационной системе поддержки трудоустройства молодых специалистов. На базе КГУ функционирует информационно-консультационный пункт для студентов и выпускников вуза, созданный совместно с Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Курской области, нашим эффективным партнером в этой работе. Центр реализует следующие программы: «Профессиональная ориентация», «Организация временной занятости», «Трудоустройство выпускников университета». С 2005 года организована работа по четырем новым проектам: «Школа промоутеров», «Волонтерство», «Служба психологической поддержки», «Аукцион молодых специалистов».
КГУ заключает договоры о сотрудничестве с организациями о прохождении студентами производственной практики с перспективой их дальнейшего трудоустройства. По нашим наблюдениям, значительная часть студентов, успешно прошедших производственную практику, продолжает работу в тех же структурах и по завершению практики, а по окончании обучения часть из них трудоустраивается на этих предприятиях на постоянной основе.

Возможно, наш вуз несколько специфичен по сравнению со старыми, сложившимися университетами. Три с половиной года активно идет процесс формирования классического университета. Ежегодно открываются новые специальности, развивается аспирантура, идет процесс создания новых диссертационных советов, меняется инфраструктура вуза. Эти процессы развертываются на фоне традиционных для любого учебного заведения задач: развитие материальной базы, обеспечение высокого качества обучения как по традиционным, так и по новым специальностям. Максимальное использование преимуществ регионального вуза – стабильный кадровый состав, приток молодежи в аспирантуру, развитые связи с региональными предприятиями и учреждениями – гарантия дальнейшего устойчивого развития университета.

наверх