Суббота, 14 июля 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Образовательное гетто: как бороться?

Права человека и образовательное законодательство

Олег Смолин первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ

К сожалению, должен констатировать, что проблема прав человека в сфере образования стоит достаточно остро, несмотря на относительное благополучие и темпы экономического роста в стране. Права человека в сфере образования нарушаются буквально на всех уровнях и практически во всех аспектах. Если взять в качестве примера высшее профессиональное образование, то в последнее время приняты как минимум два решения, которые ограничивают доступ к этому уровню образования. С одной стороны, сокращение бюджетного набора. В 2005 году – на 4,3%, в 2006 году (с 1 сентября) – еще на
10,2%. Если тенденция не изменится, если даже больше не будут сокращать набор, то через четыре года мы недосчитаемся полумиллиона бюджетных студентов.
Параллельно вводятся налоги на имущество и на землю. Тем самым этими налогами облагаются прежде всего негосударственные учебные заведения. Это означает, что плата за обучение в этих учебных заведениях будет повышаться. Это касается в первую очередь высшего профессионального образования.
Россия – чуть ли не единственная европейская страна, где не принят специальный закон об образовании для взрослых, и я думаю, что люди взрослые, в том числе люди третьего возраста, вправе предъявить претензии к государству за нарушение их прав на образование. К слову, в последнее время устаревают не только профессиональные знания, но даже общее образование. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы каждый человек мог стать в хорошем смысле «вечным студентом».
До сих пор не принят закон о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья, хотя новая версия закона подготовлена.


Начальник Управления российского уполномоченного по правам человека Елена Середа
Образование – это одна из тех немногих сфер, которая затрагивает интересы и права буквально каждого человека. До сих пор основной из главных проблем российского образования, на наш взгляд, остается его хроническое недофинансирование. Если в 2000 году расходы на образование составляли 2,8% от ВВП, то в 2005 году расходы составили уже 4%. В развитых странах на образование ассигнуется не менее 5,3-5,5%, а в таких странах, как Япония, Китай, – 15-25% от ВВП идет на финансирование образования.
Но в последнее время государство делает кое-какие шаги в этом плане, и в частности в 2005 году заработная плата преподавателей повысилась на 20%. Однако я думаю, что это не решает проблемы в корне, недостаточно будет и повышения в два раза заработной платы, которое планируется осуществить к 2008 году.
Во-первых, необходимо законодательно закрепить объемы ежегодного государственного финансирования образования на уровне не менее 6-8% от ВВП. Это позволит хоть как-то улучшить заработную плату преподавателей, материально-техническое оснащение вузов, средних учебных заведений и всей системы образования в целом.
У нашего управления есть такое своеобразное предложение, с которым не все при обсуждении согласились, мы предлагаем внести поправку в Налоговый кодекс РФ, которая выражается в том, чтобы предусмотреть введение единого образовательного налога с дохода физических лиц в размере 1%.
Наряду с этим предлагается предусмотреть категории лиц, которые освобождаются от уплаты налога. Я понимаю, что это предложение очень спорное, но оно выносится на обсуждение, и если здраво рассуждать, то, я думаю, 1% не столь много, но при этом каждый гражданин заинтересован в том, чтобы его дети, внуки имели качественное образование.
Необходимо разработать и ввести систему налоговых льгот для спонсоров и инвесторов учебных заведений, а также вернуть ранее существовавшие налоговые льготы образовательным учреждениям. Мы знаем, что в соответствии со 122-м законом очень многих налоговых льгот учебные заведения лишились.
Необходимо внедрить программу образовательных кредитов для молодежи. Причем кредитов не грабительских, как мы знаем –
20-15 %, а кредитов, которые бы реально молодежь могла выплатить по прошествии, может быть, 5-7 лет после окончания вуза, рассчитывая только на себя, а не на помощь родителей или спонсоров.
На практике комплексная реализация этих предложений, на наш взгляд, сможет оздоровить финансовое положение российских образовательных учреждений. Помимо этого поможет в решении производных проблем. Это ликвидация дефицита педагогических кадров, повышение квалификации преподавателей и современное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений.
Сейчас средний возраст педагогов (с учетом всех ступеней образования и начальных и высших) – 40,1 года. Если говорить только о высшем образовании, то возраст гораздо выше. Степень износа основных фондов учебных заведений в настоящее время составляет более 37%, а коэффициент их обновления примерно 1,2% в год, и если такими темпами двигаться дальше, то буквально через 10 лет мы потеряем всю материально-техническую базу учебных заведений.
Серьезные опасения, с точки зрения обеспечения качества получаемого образования, вызывает коррупция в образовательном процессе. Наряду с уже проводимыми мероприятиями по искоренению этого явления предлагается ввести в образовательных учреждениях всех уровней институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Надо сказать, что такой институт действует в ряде вузов, в частности в МГИМО.
Кроме того, уполномоченный предлагает ввести в государственные образовательные стандарты высшего, среднего, специального и общего образования дисциплину «права человека», а также курс обучения основам российской Конституции как предметы, обязательные для изучения.
Реализация этапов реформирования российского образования в ряде случаев ведется без широкого привлечения педагогической общественности, и в этом аспекте предлагается внедрить практику, в соответствии с которой все нормативные акты, регулирующие вопросы в образовательной сфере, на этапе их разработки, принятия проходили бы общественное обсуждение и так называемую общественную экспертизу. На наш взгляд, это будет способствовать вовлечению в процесс реформирования тех общественных институтов, которые действительно заинтересованы в совершенствовании образования в нашей стране.
Необходимо внести поправки в Закон РФ «Об образовании», устанавливающий категории граждан, которым предоставляются льготы для поступления в высшие учебные заведения на бюджетные места. Это относится преимущественно к таким категориям, как дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды 1-й и 2-й группы, дети из сельской местности, участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу по призыву и контракту, лица, пострадавшие от террористических актов. Для подростков из малообеспеченных семей необходимо предусмотреть бесплатное обучение также и на подготовительных курсах.
На наш взгляд, желательно было бы создать также так называемую ярмарку вакансий на всей территории России. Мы знаем, что по определенным регионам такая ярмарка создается, но она не охватывает всю Россию. Для этого необходимо разработать единый реестр требуемых специальностей и вакансий для претендентов, что позволит абитуриентам иметь информацию о востребованности той или иной специальности и вакансиях по всей стране и даст возможность им планировать свое дальнейшее образование и жизнь. Необходимо определить перечень вузов, которые будут получать государственный заказ на подготовку специалистов. Обучение в этих учебных заведениях необходимо осуществлять за счет бюджетных средств, а в остальных вузах тогда можно ввести обучение на коммерческой основе.


Генеральный директор Всероссийского союза средних специальных учебных заведений Ростислав Тихонов
Первый аспект, который наиболее важен сегодня и требует законодательного вмешательства, – это обеспечение доступности образования. Формула понятная, но, несмотря на законодательную базу, реально доступность образования для каждого молодого человека в той форме, в которой бы он хотел это сделать, сегодня нарушена. Прежде всего доступность связана с той самой коммерциализаций образования и коррумпированностью. Надо срочно принимать серьезные в этом отношении меры. Один из механизмов борьбы с коррумпированностью – это, безусловно, демократизация, открытость, публичность. Многие мероприятия образовательного характера должны иметь обязательный общественный контроль со стороны студенчества. Кроме того, необходимо быть ближе к средним специальным образовательным учреждениям, неправильно, что только высшее образование обеспечивает карьерную конкурентоспособность. Среднее и профессиональное начальное образование, поставленное и переданное с соответствующим качеством, также является достаточно конкурентоспособной интеллектуальной базой для любого человека.
Поэтому еще один момент, который бы я хотел отметить, – это конкурентоспособность образования, его качества.


Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Колганов
Сложилось такое мнение, что образование – это сфера, которая потребляет ресурсы, создаваемые в экономике. Отсюда следует вывод, сколько денег государство сможет выделить на образовательную сферу, в такой мере и будут реализованы права в сфере образования.
Надо сказать, что это полностью фальшивая логика. Дело в том, что образование не только потребляет ресурсы, создаваемые в экономике, но оно эти ресурсы и создает, и самый главный из них – это образованный, культурный, воспитанный человек, без которого никакого подъема экономики быть не может.
Надо сказать, что подход к сфере образования как к чистому потребителю государственных ресурсов в значительной степени и определяет тот принцип финансирования, из которого исходит наше государство. До сих пор не удается переломить мнение по этому вопросу и убедить государственных чиновников, что без опережающего вложения средств в развитие сферы образования невозможно обеспечить укрепление экономических позиций РФ.
Совершенно очевидно, что без реализации права на образование невозможна реализация политических и гражданских прав человека. Не может быть демократического общества с необразованными людьми. Если какие-то группы, категории людей отсекаются от получения качественного образования, они тем самым отсекаются и от участия в политическом процессе, и фактически отстраняются от реализации своих гражданских прав, которые гарантированы им Конституцией.
Реализация права на образование в значительной мере предопределяет реализацию социально-экономических прав человека. Уже давно установлено, что в современном обществе от уровня полученного образования в огромной степени зависит и уровень получаемых доходов. Мы можем по экономической статистике проследить на примере наиболее экономически развитой, наиболее мощной страны мира – Соединенных Штатов, как там развивалась динамика доходов людей в зависимости от получаемого образования. Лица, получившие только среднее профессиональное образование и неполное высшее, в значительной мере потеряли за последние 20-30 лет свои доходы, а лица, получившие полное высшее образование, увеличили их.
Именно этот процесс отсечения части людей от полноценного образования привел к тому, что в Соединенных Штатах за последние 20-30 лет дифференциация доходов резко выросла, и вырос слой так называемых новых бедных – людей, которые не являются безработными, и маргиналами, но которые не достигают прожиточного минимума. Вот такое «образовательное гетто» приводит к образованию гетто социального, из которого страшно сложно выбраться. Человек, не получивший полноценного образования, не получает полноценную работу, не имеет доходов, не способен обеспечить образование своим детям, и его дети также остаются запертыми в этом гетто.
Для того чтобы сейчас занять достойное место в мировой экономике и использовать те шансы, которые предоставляет глобализация, а не быть объектом эксплуатации со стороны более развитых стран, нужны экстраординарные усилия по подъему уровня образования. Причем это образование ни в коем случае не может рассматриваться как некая элитарная услуга. Нам нужна не узко специализированная подготовка более или менее натасканной рабочей силы, нам нужна фундаментальная подготовка специалистов. Только фундаментальная подготовка обеспечивает человеку возможность гибко ориентироваться в меняющемся мире профессий, в экономике, в достижениях научно-технического прогресса, которые могут заставить резко поменять профессиональную ориентацию, требуют овладения новыми знаниями и так далее. Узко подготовленный специалист к этому не способен, он не гибок.
Наконец, специфической проблемой высшей школы является обязательная поддержка высшего образования со стороны науки. Без развития научных исследований в высшей школе невозможно обеспечить высокое качество высшего профессионального образования. А у нас сейчас ассигнования на науку в высшей школе реально сокращаются, выдавливаются научные организации, учреждения на научные коллективы из высшей школы. При этом идет постоянный разговор об интеграции науки и образования под аккомпанемент реальных решений, которые идут в противоположном направлении.

наверх