Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Интеграция в действии

Опыт интеграционной политики университета и педагогического института

Дмитрий Прохоров Директор педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Издавна учительские кадры готовились и в педагогических институтах, и в университетах. В новейшие времена многие педагогические вузы назвались университетами, другие с упрямой гордостью хранят прежние названия. Есть и иные модели реформирования. Так, в конце 90-х годов прошлого столетия Саратовский государственный университет присоединил к себе прежде самостоятельные педагогические институты: Балашовский, получивший статус филиала СГУ, и Саратовский, превратившийся в структурное подразделение. В чем же сходство, и какие отличия происходят от внешне невинной смены имиджа.

Фундаментальное образование
Учителя с университетскими дипломами традиционно пользуются в школах повышенным уважением. В некоторой степени объяснение можно найти в аттестационных нормативах Федерального агентства по образованию, которое устанавливает различные планки требований: для университетов – повыше, для институтов – пониже. Тем не менее каждое образовательное учреждение ориентируется на высокое качество обучения, в основе которого находится фундаментальное образование. Поэтому все реформы должны иметь в виду незыблемость главного содержательного критерия качества.
В первое время после присоединения новых структур рейтинг Саратовского госуниверситета покатился вниз из-за более низких показателей новичков. Такова была «жертва», принесенная на алтарь идеи объединения. «Искупление» длилось постепенно, но спустя несколько лет положение изменилось. Окрепла система воспитания кадров высшей квалификации. К сентябрю 2006 года, моменту очередной аттестации, в педагогическом институте СГУ количество докторов и кандидатов наук превосходит уровень требований для университетов. Только за первое полугодие 2006 года состоялось пять защит докторских диссертаций. Рост стал возможным благодаря расширению влияния на институт университетских школ по лингвистике, философии, социологии, политологии. Смешанные научные группы, экспедиции, лаборатории, совместные гранты создали общую научную среду, в которой быстро вырастали научные кадры педагогического института. Во встречном движении традиционно сильные научные школы педагогического института по русскому языку и литературе, педагогике, искусствоведению привлекли в свои коллективы молодых и маститых сотрудников университета, появились совместные гранты под руководством ученых института. Взаимная мобильность профессорско-преподавательского состава стала естественным процессом.
Научное взаимодействие структур сопровождается соревновательными инновационными проектами в образовании. Высокие технологии, современные средства коммуникации стремительно врываются в учебный процесс. Привычные понятия лекции, семинара, практического занятия, урока наполняются новым содержанием. Сегодня каждый факультет педагогического института имеет мультимедийные средства показа и звукового сопровождения. Преподаватели не дают оборудованию пылиться в шкафах. Начальные попытки сводились к фрагментарному использованию высокотехнологичных средств демонстрации имеющегося в распоряжении материала. Убедившись в высокой эффективности новых образовательных методов, лекторы стали создавать собственные продукты на магнитных и электронных носителях. Изменилась роль библиотеки. Теперь в ассортименте ее закупок наряду с учебной, научной и периодической литературой все большее место занимают компакт-диски, DVD, аудио- и видеопродукция.
Научные интересы преподавательского состава, как правило, имеют непосредственное отношение к общим и специальным курсам в учебной аудитории. В этом случае новое научное знание вместе с классическим знанием формируют фундаментально и современно образованного человека.

Факторы развития
Развитие факультетов и специальностей вуза редко бывает равномерным. Конъюнктура текущего момента, массовая мода, объективные или субъективные факторы дают импульсы роста по отдельным направлениям. Периоды становления или интенсивного расширения сменяются временами стабильного состояния. В педагогическом институте СГУ так происходило и происходит с новыми специальностями по педагогике и психологии, иностранным языкам, дошкольному и начальному образованию, народному художественному творчеству и другими.
Остановимся здесь на одном ярком примере – факультете коррекционной педагогики и специальной психологии. Факультет был создан 15 лет назад. Сравнительно небольшой коллектив во главе с энтузиастом деканом Н.А. Удовиченко преодолевал трудности первых лет. Через некоторое время выдвинулся явный научный лидер, специалист по психолингвистике профессор Седов К.Ф. На сегодняшний день на факультете работают пять докторов наук и профессоров, до конца 2006 года состоятся еще две защиты докторских диссертаций, на следующий год планируются еще две докторские защиты. Факультет вырос качественно и количественно, в его стенах ведется подготовка специалистов по трем дефектологическим и двум педагогическим специальностям. Своеобразие факультета состоит в том, что он не может ограничиться лишь образовательной деятельностью по подготовке учителей, работающих с детьми, страдающими от физических или умственных отклонений. Следует готовить специалистов, способных одновременно и комплексно решать сложнейшие задачи, требующие педагогических, психологических, медицинских, социологических, социальных, специальных знаний. Будущие учителя станут участниками программ государственной важности по адаптации инвалидов в гражданском обществе, их интеграции в общественной жизни, формированию их социальной компетенции.
Подобные проблемы заботят социологов, политологов, правозащитников всего мира. Не случайно факультет коррекционной педагогики и специальной психологии педагогического института СГУ стал широко известен в России и мире, к нему обращено внимание зарубежных коллег. Только в первом полугодии 2006 года институт принимал двух авторитетных американских профессоров. Сначала с трехмесячным визитом приехала стипендиатка программы Фулбрайт Эрин Марц, профессор университета Мемфиса, специалист по адаптации взрослых инвалидов. Затем с 10-дневным визитом приехал профессор университета штата Вайоминг Мартин Агран, известный в мире специалист, автор ряда монографий по коррекционной работе с детьми. Он прочитал несколько лекций саратовским студентам, посетил школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей и детей с нарушениями слуха, встречался и беседовал с учителями и родителями, делал анализ анкетирования. Подготовлены совместные статьи М. Аграна и саратовских ученых, поданы заявки на международный грант по совместному проекту университета Вайоминга и педагогического института СГУ. Аналогичные заявки готовятся с европейскими университетами, в частности, университетом Штутгарта в Германии. Среди действующих международных программ отметим совместное с Институтом исследования здоровья университета Ланкастера (Великобритания) волонтерское движение.
Большие достижения порождают грандиозные планы. Всякий факультет желал бы продлить стадию своего роста как можно дольше. Так, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии в ближайшее время планирует лицензировать пакет документов по дефектологическим специальностям, не представленным в Поволжском регионе, – тифлопедагогике, сурдопедагогике, специальной дошкольной психологии и педагогике. Есть желание создать коррекционный психолого-педагогический центр, научную лабораторию патопсихологии и нейропсихологии детского и подросткового возраста, логопедическую лабораторию для оказания дополнительных и профессиональных услуг.
Естественно, спрос на выпускников факультета коррекционной педагогики и специальной психологии педагогического института СГУ превышает предложение. Заявки на специалистов поступают из разных российских регионов. Большинство выпускников работают по выбранной специальности. Некоторые из них принимают участие в работе специального олимпийского комитета «Special Olympics». Хорошая репутация привлекает много желающих учиться на факультете. На протяжении последних лет конкурс абитуриентов не опускается ниже трех человек на место.

Планы и перспективы
Педагогический институт СГУ насчитывает 6 факультетов, 32 кафедры, 4 научно-исследовательские лаборатории. Все они с надеждой смотрят в будущее и строят свои планы. Подробный рассказ об одном из факультетов дополним картиной перспектив института в целом. В 2006 году в СГУ была принята концепция развития всего университетского комплекса, в котором каждое структурное подразделение нашло свое место.
Доминирующая тенденция последних лет заключается в интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство, научном и образовательном обмене, участии в Болонском процессе. Международные связи педагогического института СГУ существуют давно и на разных уровнях общения. Например, действуют договоры с университетом Эссена и Немецким обществом ГТЦ Эшборна (Германия), посвященные творческому содружеству по проблемам билингвизма, языковых и культурных контактов. На факультете иностранных языков к занятиям со студентами нередко привлекаются иностранные специалисты – носители языка. В рамках программы INTEL «Новые информационные технологии в образовании» студенты института обучаются основам информатики, специалисты проходят дополнительную подготовку в центрах компании INTEL, которая к тому же поставляет институту современное оборудование.
В то же время институт получает договорные предложения от многих зарубежных университетов, суть которых сводится к рекламе продолжения образования за границей, зачастую на коммерческой основе. Отношение администрации института к таким инициативам скептическое, если не настороженное. Известно, что в первые годы перестройки подобные договоры подписывались массово в надежде на получение иностранной помощи, весьма необходимой в 90-е годы. Результат обернулся миграцией молодых ученых и талантливых выпускников. Ныне положение изменилось, и оно требует иного подхода. Мы не возражаем против обменных программ и стремимся к участию в совместных грантах, в том числе финансируемых иностранными фондами. Однако мы надеемся на паритетность в международных отношениях. Если речь идет о научном проекте, то вклад должен быть взаимным. Если студенческая мобильность, то примерно равное количество студентов должно двигаться в том и  другом направлении. Понятно, что иностранные студенты, пожелай они к нам в гости, легко найдут стипендии на поездку, например, по фонду ERASMUS, Наши же студенты станут все оплачивать из своего или родительского кошелька. Тем не менее тенденция студенческой мобильности выглядит неотвратимой, а материальные проблемы так или иначе станут разрешимыми с течением времени.
Летом 2006 года с делегацией университета Вайоминга заключены соглашения по библиотечному проекту и дистанционному образованию. Проект сбалансирован, в нем предусмотрена американская помощь педагогическому институту в библиотечном доступе к информационным массивам и сотрудничество саратовских специалистов в обучении американских студентов русскому языку. Для обмена специалистами будут найдены грантовые средства.
Помимо международных программ еще более важно для вуза вхождение в федеральные и региональные проекты. Педагогический институт СГУ продолжит участие в областной целевой программе по развитию образования. Для решения кадровых проблем региона будет составлен прогноз потребности учителей на перспективу, на базе института организована переподготовка учителей, специалистов дефектологического направления, педагогов-психологов, социальных работников. В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки учителей курсы повышения квалификации особенно важны для бакалавров с малым педагогическим стажем. Органы образования получат рекомендации по направлению выпускников школ на целевое контрактное обучение. Региональная система контроля качества образования не может обойтись без помощи профессорско-преподавательского состава педагогического института. Областные олимпиады по русскому языку и литературе, иностранным языкам и другим дисциплинам всегда проводились его сотрудниками, равно как и творческие конкурсы по художественному воспитанию. Концепции билингвального обучения и раннего приобщения к иностранным языкам становятся основами предложений для регионального министерства образования. Традиционным для педагогического института является руководство профильными классами в школах, сотрудничество с гимназиями, лицеями, колледжами. Новой формой стала организация постоянной связи с выпускниками, участие в их послевузовской судьбе, привлечение наиболее успешных из них к попечительской и спонсорской деятельности.

наверх