Суббота, 19 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Социокультурный феномен

Образование в условиях трансграничья

Иван Катанаев Ректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

В рамках дисциплины «социология образования» накоплен значительный материал, раскрывающий образование как социальный институт. Являясь базовой категорией этой отрасли знаний, понятие «институт» позволяет раскрыть сущностные, функциональные и структурные особенности любого социокультурного феномена, в том числе и образования. Прежде всего он определяется как «относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества». (Коростелева Е.А. Социальный институт. Социология: Энциклопедия). Это одно из широких определений, в котором институт рассматривается не только как государственное жестко детерминируемое учреждение, но и как наличие устойчивых социальных или культурных связей между членами общества, санкционируемых традицией, обычаем или сложившимися стереотипами. Его основные функции заключаются в удовлетворении членами данного института своих потребностей и интересов, регулировании действий членов общества в рамках социальных отношений, обеспечении устойчивости общественной жизни, координации стремлений, действий и интересов индивидов, социальном контроле.

Элементы существования института
Функционирование социального института как некой системы предполагает наличие определенных элементов, определяющих существование самого института. Среди данных элементов наиболее важными являются специфические социальные нормы, регулирующие соответствующие типы поведения, наличие социального контекста, который определяется наличием общества, наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.
Данное определение сущности и функций социального института позволяет рассматривать образование как институт. Ф.Э. Шереги отмечает, что образование «является базисным социальным институтом, определяющим уровень научно-технического, экономического и культурного прогресса общества». (Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования). Следовательно, образование является одним из узловых феноменов социального пространства, который позволяет реализовывать широкий спектр функций. Образование может выступать координирующим центром социальных процессов.
Определение образования как социального института, сформулированное Е.А. Недзвецкой, можно взять в качестве базового. Исследователь пишет: «В качестве социального института образование выступает как совокупность исторически сложившихся и закрепленных, устойчивых и самовозобновляющихся видов социальных взаимодействий, призванных удовлетворять потребности общества в передаче знаний от одних поколений к другим». (Недзвецкая Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления. Вестник РУДН) По мнению автора, основными функциями, которые выполняет институт образования, являются: экономическая, социализирующая, интеграционная и социально мобилизирующая.
Существование института образования как открытой системы предполагает наличие ряда подсистем, которые позволяют осуществлять ему самые разнообразные функции в обществе. В социологии основными категориями, позволяющими описать любой институт с функциональной точки зрения, являются социальная дистанция, социальная стратификация, социальные ценности и социальная мобильность.

Статус и социальная роль
Система социального родства предполагает наличие определенных социальных ролей и статусов, которые характеризуют различные отношения и определяют поведение людей в соответствии с ними.
Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». (Кравченок А.И. Социология.) При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.
В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». (Кравченок А.И. Социология.) Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. «Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем)» (Кравченко А.И. Социология).
«Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении». (Радионова С.А. Социальный статус. Социология: Энциклопедия). Это предполагает наличие в образовании системы ценностей, которая формируется по аксиологическим параметрам, определяющим общество, но в тоже время обладает своего рода автономными характеристиками. Они основаны на том, что образование как специфическая социокультурная деятельность направлено не только на воспроизводство готовых ценностей культуры, но и на конструирование, продуцирование и трансляцию новых.
Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации». ( Терещенко О.В., Сивуха С.В. Социальная мобильность. Социология: Энциклопедия). Данная подсистема в структуре образования вызывает немало споров. Так, ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.
Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.
Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.
Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

Региональные особенности
Когда поднимается тема глобализации в сфере образования, то прежде всего имеют в виду процессы, происходящие в контексте Болонского договора. Однако не следует забывать, что данный процесс предполагает не просто интеграцию через нивелирование различий, но, наоборот, постулируется идея единства в многообразии национальных систем образования. Таким образом, региональные особенности систем образования не только не противоречат логике развития интеграции, но в какой то мере работают на нее.
Здесь будет уместно вспомнить историю становления Европейского союза, где интеграционные процессы начинались на региональных уровнях. Приоритетная роль в региональной интеграции отдавалась проектам, направленным на сближение пограничных регионов. С этой целью создавались особые территориальные образования, которые назывались еврорегионы. Еврорегионы выступают одной из форм «малой европейской интеграции». «Их роль постоянно возрастает с передачей в европейских государствах все новых компетенций с национального на региональный и местный уровень». (Кузнецов А.В. Российское участие в еврорегионах. Регион сотрудничества).
Регионализация – это сложный процесс системной, структурной интеграции. Интеграция содержания образовательного процесса, а также направлений работы учебных заведений должна развиваться с учетом социокультуных запросов, потребностей региона, то есть должна сопровождаться постепенной интеграцией с «производственной», социальной, организационной инфраструктурами развития пространства. На современном этапе особую актуальность обретает интеграция деятельности субъектов образования, отвечающего потребностям развития социальной и экономической сфер. Необходимость регионализации образования связана с эффективным использованием имеющихся ресурсов конкретного района, которое способствовало бы оптимизации его развития. Регионализация образования является ключевым понятием образовательной политики; средством развития всего жизнеустройства региона, призванной выстроить систему взаимосвязей образования с социокультурной средой. Эффективное проектирование образовательного пространства с учетом социальной специфики региона, локальной реальности – важнейший путь сохранения и развития других отраслей экономики, образование формирует основные системы ценностей, социальной динамики и в целом обеспечивает социальную и политическую стабильность общества.
В настоящее время разрабатывается новое понятие «трансграничье», которое призвано раскрыть специфику взаимодействий, происходящих между сопредельными регионами двух или нескольких стран. Территориальное образование подобного рода является продуктом трансграничного взаимодействия в течение нескольких лет и охватывает несколько уровней (экономической, социальной, политической, культурной и т.д.) жизни регионов.
В науке предлагается различное понимание трансграничья. Так,
А.И. Неклесса уверенно провозглашает весь наш мир одним сплошным Трансграничьем: «Мир, в который мы вошли, – Трансграничье. Трансграничье, к которому подошло человечество, глобально, как театр действий. Что происходит? Людское половодье сливается в некий безбрежный океан, бурлящий «водный мир», знаменуя пришествие новой реальности, которая так или иначе проникает в мир и с черного, и с парадного входа».. (Неклесса А.И. Трансграничье, его ландшафты и обитатели). В данном случае этот термин понимается скорее как характеристика современного информационного общества. Это новая эпоха в развитии человеческого общества, обозначаемая в литературе как столкновение цивилизаций.
Однако для социологии более продуктивным является определение, которое бы позволило раскрыть механизмы интеграции. Трансграничье можно определить как области, «части территорий, находящихся по обе стороны границы и вовлеченных наиболее активно в непосредственную межкультурную коммуникацию, под которой в данном случае надо понимать не только языковой и культурный аспекты, но также и экономический, политический, этнографический и т.д». (Сергеев Д.В. Трансграничье в изменяющемся мире). В приграничных регионах происходит наиболее быстрое и эффективное взаимодействие в экономической, культурной и других сферах, что ведет к образованию особой территориальной системы, которая и может быть обозначена как трансграничье. Данное взаимодействие идет как в горизонтальной плоскости и может быть обозначено как беспрепятственное движение людей через границу, так и в вертикальной, что означает сотрудничество на разных уровнях общества.

Роль образования
По нашему мнению, значительную роль в развитии интеграционных процессов на региональном уровне играет образование.
Прежде всего образование как система обладает достаточными средствами институционализации интеграционными процессами, с одной стороны, и механизмами его налаживания, поддержания и оптимизации – с другой. Имея в своем распоряжении готовые подсистемы, оно практически не нуждается в дополнительных затратах на формирование каких-либо новых структур. По сути, речь идет о расширении функциональных возможностей самой системы. Оптимизирующим фактором в данном процессе выступает развитие современных технологий, с их мощной инфраструктурой, делающей доступным для информации практически любой регион, универсализирующей содержание высшего образования, обеспечивающей трансляцию знаний, обучение из ведущих мировых образовательных центров.
Образование – наиболее подходящее средство для выстраивания общего пространства, которое способно стать основой для других видов интеграции. На сегодняшний день образовательные системы различных стран подошли к созданию общих критериев, в которых должны развиваться национальные системы образования. Данная сфера как никакая другая движется в сторону единого содержания при различных формах его достижения. Динамично набирающей силу является тенденция интернационализации образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. В современном информационном обществе, где скорость накопления и обновления знания постоянно увеличивается, возникает необходимость формирования специалиста нового типа. Прежде всего это должен быть человек, способный ориентироваться в огромном потоке поступающей и все увеличивающейся информации. Он должен быть психологически готов продолжать обучение или, точнее, самообучение в течение все своей жизни. Современный человек должен обладать фундаменатальными знаниями в сочетании с умением учиться, поскольку актуальная ситуация на рынке труда, возможно, потребует от него смены профессии. Таким образом, можно говорить о том, что новое социальное бытие ставит перед мировым сообществом новые требования к подготовке высококвалифицированного специалиста, что позволяет выстроить единую платформу интеграции, не ущемляя интересов каждого участника в этом процессе.
Готовая система ценностей не потребует пересмотра его основных компонентов, поскольку ценность как характеристика знаний обладает универсальностью. Речь идет не о том, чтобы сформулировать новые ценности интеграции, а о том, чтобы найти те, которые могли бы стать общим условием ее оптимизации. Это будет способствовать осуществлению межкультурного диалога, поскольку будет направлено на поиск общих аспект, тех моментов, которые способствовали бы единению.

 

Необходимо отметить также, что интеграционные процессы работают на улучшение функционирования самого института образования. Формирование единого образовательного пространства повысит уровень академической мобильности системы вообще и каждого его отдельного участника.

 

наверх