Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Социальная значимость учителя

Состояние системы образования Северо-Западного федерального округа

Рувим Трипольский Ректор Мурманского государственного педагогического университета


Социально-экономические особенности СЗФО
Северо-Запад всегда занимал особое положение в структуре России, так как исторически сложилось, что основные угрозы ее национальным интересам преимущественно исходили от Запада, а продвижение на Север всегда приводило к укреплению ее государственности. С утратой Россией статуса великой державы в политическом, экономическом и военном отношении роль ее Северо-Западного региона как стратегического плацдарма для будущего прорыва в разряд ведущих стран мира усиливается. Это связано с его выгодным геополитическим положением, наличием больших сырьевых запасов, центров обработки промышленного производства, развитых транспортных коммуникаций с западными странами и высокого научного и образовательного потенциала. От того, насколько будут реализованы планы социально-экономического развития Северо-Запада, во многом зависит судьба самого российского государства: или возрождение на новой социально-экономической основе, или окончательное закрепление в качестве сырьевого придатка Запада и скатывание в разряд третьестепенных стран.
По своему социально-экономическому положению среди субъектов РФ СЗФО занимает второе место по реальным денежным доходам населения. Вместе с тем уровень иностранных инвестиций здесь один из самых низких, самые высокие (после Центрального федерального округа) стоимость минимального набора продуктов и уровень безработицы, наибольшие по стране смертность и естественная убыль населения. Из 11 субъектов округа наиболее развитыми в социально-экономическом отношении являются Санкт-Петербург, Вологодская, Ленинградская области, Республика Коми и Ненецкий автономный округ (НАО), которые относятся к так называемым регионам-донорам, остальные –дотационные.
В образовательной сфере СЗФО обладает широкими возможностями по сотрудничеству с приграничными странами – членами ЕС, развитию международных образовательных программ и межкультурного диалога, повышению привлекательности систем высшего образования в России и ЕС.
В условиях неоднородности расселения населения, социально-экономических, географических и климатических условий система образования СЗФО может рассматриваться в качестве своеобразного каркаса, объединяющего общество на исторической, моральной и культурной основе. В ряде случаев наличие образовательных учреждений определяет выживаемость небольших городов и сел округа и снижает уровень социальной напряженности в депрессивных районах.
В настоящее время СЗФО испытывает серьезные демографические проблемы: уровень смертности населения превышает уровень рождаемостив1,8-2 раза, существует устойчивая тенденция оттока населения из северных районов в южные.
В соответствии с демографическим прогнозом в течение следующего десятилетия численность населения округа уменьшится еще на 800 тыс. чел. и к 2016 г. составит около 12,8 млн чел. При этом, по некоторым оценкам, отдельные территории потеряют от 10 до 30% своего населения.
Демографическая ситуация, а также другие негативные факторы социально-экономического характера в ближайшие 10 лет окажут существенное влияние на все сферы жизнедеятельности в СЗФО и прежде всего – на сферу образования, где и так существует целый ряд нерешенных проблем.


Общее образование
Группировка общеобразовательных учреждений (ООУ) в СЗФО насчитывает 5426 дневных и вечерних школ, школ-интернатов, детских домов и учреждений для детей с ограниченными возможностями по здоровью.  В них обучается свыше 1,5 млн учащихся .
Основу системы общего образования составляет сеть из 4643 дневных государственных и муниципальных ООУ, охватывающая 1519,5 тысяч человек.
Демографические и миграционные процессы, происходящие в течение последних 10 лет, привели к снижению численности обучающихся в дневных ООУ округа в среднем на 27%. Наибольшие потери понесли школы Новгородской (37,3%), Мурманской (36,1%), Архангельской (32,3%), Ленинградской (28,5%) областей и Республики Коми (28,8%). Только за последние 5 лет контингент обучающихся в дневных ООУ округа сократился на 21,5%, что привело к закрытию 422 школ, в основном начальных и основных, расположенных в сельской местности. В наибольшей степени этот процесс затронул Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую и Псковскую области, где из каждого десятка прекратили функционировать 3 школы.
Особую социальную значимость приобретает проблема сохранения сельских школ, так как в ряде случаев она является определяющей в выживании небольших сел и поселков. Например, в Республике Карелия из
95 общеобразовательных дневных школ только 100 являются крупными, остальные – небольшие сельские школы, где в отдельных классах обучается менее 10 человек. По расчетам специалистов Минобразования республики, содержание большинства из малокомплектных школ экономически не выгодно, однако их сохранение снижает уровень социальной напряженности в сельской местности, а в ряде случаев даже способствует улучшению демографической обстановки.
В соответствии с демографическим прогнозом, снижение численности контингента ООУ (возрастная группа населения 7-17 лет) будет наблюдаться вплоть до 2010-2011 гг., после чего ожидается период незначительного роста.
Наиболее динамично при этом будет сокращаться численность обучающихся в выпускных 10-11 классах, которая к 2016 г. уменьшится в 2 раза: с 420,4 тыс. до 213,8 тыс. чел.  
В ближайшие 6-7 лет будет сокращаться и численность обучающихся в 5-9-х классах, которая достигнет своего минимума к 2012 г., после чего ожидается ее незначительный рост.
Начиная с 2009 г. ожидается заметное увеличение численности контингента обучающихся в 1-4 классах, которая к 2016 г. возрастет в 1,3 раза и составит 575,5 тыс. чел.
Уменьшение численности контингента обучающихся и связанное с ним сокращение сети дневных ООУ вызвали отток из системы образования значительного числа педагогических кадров: только за период с 1999-го по 2003 гг. их общая численность по округу уменьшилась в 1,6 раза.
С учетом дальнейшей динамики изменения численности контингента обучающихся в ООУ можно предположить, что эти процессы будут продолжаться до 2011- 2012 гг. К этому времени прекратят функционировать
еще около 300 школ, из системы общего образования уйдут свыше 12 тыс. педагогов.

К 2016 г. в 2 раза сократится количество выпускных и в 1,3-1,5 раза 5-9-х классов дневных основных (полных) школ, что повлечет за собой соответствующее сокращение численности учителей-предметников. Вместе с тем положительная динамика роста числа начальных классов увеличит потребность в специалистах начального обучения.
Данный прогноз подтверждается исследованиями, проведенными в отдельных субъектах округа. Так, по данным Минобразования Республики Карелия, к 2008/2009 учебному году число учащихся дневных общеобразовательных школ число классов-комплектов сократится в 1,3 раза, что приведет к уменьшению численности учителей в 1,2 раза: с 6833 (2004/2005 г.) до 5615 человек.

Ротация педагогических кадров
Негативные тенденции в системе общего образования, вызванные объективными демографическими причинами, усугубляются проблемами высокой ротации и старения педагогических кадров, слабого притока молодых специалистов с высшим профессиональным образованием, продолжающейся феминизацией ООУ, недостаточностью уровня подготовки отдельных категорий учителей. Большинство из этих причин обусловлены низким социальным статусом педагога в современном российском обществе.
По официальной статистике, ротация педагогических кадров по стране в 2003 г. составляла 19,5% прибывших против 17,9% убывших работников от среднесписочной численности работников в отрасли «Образование». Региональная статистика по этому вопросу отсутствует, однако можно предположить, что в силу высоких миграционных процессов этот показатель в СЗФО имеет отрицательное сальдо, т.к. к началу каждого нового учебного года практически во всех субъектах округа ощущается дефицит педагогических кадров. Так, по некоторым данным, в Мурманской области из системы образования ежегодно увольняются до 850 педагогических работников, из них 80-85 человек (10%) – по сокращению штатов, 140-160 человек (20%) – в связи с выходом на пенсию, 590-605 человек (70%) – по собственному желанию или по переводу на другую работу. К концу каждого учебного года в школах и дошкольных ОУ области создается 250-300 вакансий, из которых к началу следующего учебного года молодыми специалистами заполняются лишь 40-45 %, остальные – из других источников, зачастую не связанных с педагогической деятельностью. В целом же показатель числа вакантных мест (из расчета на 100 учителей) в дневных ООУ СЗФО выше среднестатистического по РФ почти в 2 раза.
Наибольшее число вакантных мест учителей отмечается в школах Санкт-Петербурга, Ленинградской, Вологодской областей и в Республике Коми.
Наиболее востребованными являются учителя физики, математики, химии, географии, биологии, информатики и вычислительной техники, трудового обучения.

Большой проблемой кадрового обеспечения ООУ является стремительное старение педагогического состава. По официальной статистике, доля работающих пенсионеров в дневных ООУ СЗФО в среднем составляет около 15%. Вместе с тем реальные цифры по отдельным субъектам округа значительно отличаются от среднестатистических. Так, в дневных ООУ Мурманской области доля педагогов, имеющих стаж работы 20 и более лет, составляет 49,2% от общей численности (из них пенсионного возраста – 27,4 %). С другой стороны, доля учителей со стажем работы до 5 лет не превышает 8%. Аналогичная ситуация наблюдается и в Республике Карелия, где доля педагогов пенсионного возраста составляет около 27%.
По уровню образования педагогических кадров СЗФО занимает ведущее положение в РФ. В целом по округу наблюдается устойчивая тенденция повышения доли учителей, имеющих высшее образование. Вместе с тем по отдельным субъектам округа этот уровень крайне неоднороден.
Городские школы округа укомплектованы учителями начальных классов, имеющими высшее образование, лишь на 70,8%. Неблагополучными в этом отношении являются школы в НАО, Архангельской, Ленинградской областях в Санкт-Петербурге. Еще хуже положение в сельских школах, где лишь каждый второй учитель начальных классов имеет высшее образование, а сельские школы в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Псковской областях и в НАО находятся даже ниже указанного уровня.
По данным региональных комитетов по образованию, многие учителя округа не повышали свою квалификацию в течение 5 и более лет.
Таким образом, несмотря на положительную динамику охвата педагогических работников ООУ СЗФО высшим образованием, реальное положение дел в этом направлении во многих субъектах округа не соответствует современным требованиям.
Объективно оценить положение дел в школах сложно, т.к. существующие методики устарели и не способны отразить динамику процесса обучения. В этой связи возникла необходимость в создании единой региональной системы оценки уровня знаний, широко ориентированной на международные стандарты.

Таблица 1
Распределение учителей, имеющих высшее образование, в дневных
ООУ РФ и СЗФО

Регион

Городские 1-3(4) и подгот. кл., %,

Городские 5-11(12) кл.,
%,

Сельские 1-3(4) и подгот. кл.,  %,

Сельские 5-11(12) кл.,
%,

Российская Федерация

66,7

94,5

45,1

87,2

Северо-Западный федеральный округ

70,8

94,5

49,6

88,9

Республика Карелия

87,1

97,6

67,7

92,9

Республика Коми

73,2

96,6

55,3

92,4

Архангельская область (включая авт. округ)

68,5

93,9

37,2

79,3

Ненецкий автономный округ

55,1

89,2

20,2

77,0

Вологодская область

81,1

97,5

48,9

87,4

Калининградская

70,5

93,6

42,9

88,7

область

 

 

 

 

Ленинградская область

68,3

94,8

52,8

92,5

Мурманская область

81,6

97,0

64,6

94,2

Новгородская область

80,5

97,8

58,8

93,6

Псковская область

72,5

98,0

40,8

90,8

Санкт-Петербург

60,7

91,8

 

 

 

Источник: Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования
Жесткая административная система управления учреждениями общего образования на региональном уровне не позволяет обеспечить их функционирование в условиях полной прозрачности для общества. Публичная информация об уровне подготовки учащихся и учителей, благоустройстве учебных помещений, наличии и состоянии учебного оборудования, а также по вопросам финансирования, как правило, отсутствует или же представляется в обобщенном виде. Независимая от чиновников региональных органов управления образованием система мониторинга также отсутствует, что приводит к искажению реального положения дел, как правило, в сторону его приукрашивания.

 

 

 

 

наверх