Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Инновационная модель подготовки

Учебно-научно-инновационный комплекс

Анатолий Петрик ректор Кубанского государственного технологического университета

Необходимость быстрого реагирования на институциональные преобразования в российском высшем образовании, экономические и социальные изменения в регионе привели к внедрению в практику управления КубГТУ элементов стратегического менеджмента, рассчитанных на мотивационный эффект. Разработаны Миссия и Видение, позволяющие сплотить коллектив вуза разных уровней управления вокруг общих ценностей и конкретных задач.


Миссия и программа развития вуза
Производство и передача обществу знаний и инноваций в виде образовательных услуг, результатов научно-исследовательской деятельности, постоянное совершенствование этой деятельности на основе оценки удовлетворенности потребителей – главная цель, которую ставит перед собой и персоналом высшее руководство КубГТУ.
Миссия университета сформулирована в широком понимании предназначения вуза, смысла его существования – «Формирование интеллектуального потенциала России в интересах личности, общества и государства».
Видение – общая стратегическая цель университета, которая определена как «Привлекательное место для работы, обучения, научных исследований и вложения инвестиций с развитой инфраструктурой и прочными международными связями».
В основе принципов, в соответствии с которыми университет намеревается реализовать свои Миссию и Видение, лежат социальные и культурные традиции вуза, а также принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя и результат, постоянное стремление к улучшению путем раскрытия творческого потенциала работников, командный дух, доверие, честность, лидерство, социальная защищенность работников. Вышеприведенные принципы и ценности сформулированы в виде политики руководства в области качества.
Стратегическая цель вуза трансформируется по иерархии, переходя в отдельные Стратегии и Целевые программы. Общий стратегический план – «Комплексная программа развития университета» (КПР) включает 6 Стратегий и 14 Целевых программ, составляющих основу для текущего планирования. В ней учитываются Миссия, Видение, Политики и Концепции развития вуза, целевые установки и программы развития факультетов, филиалов, НИИ и других структур Университетского комплекса.
Стратегия развития Университетского комплекса КубГТУ является базовой корпоративной стратегией на протяжении последних пяти лет и направлена на достижение полноты охвата всех потенциальных потребителей путем реализации предложения потребителю различных видов и форм получения образования.
Приоритетным направлением Стратегии увеличения доли вуза на рынке образовательных услуг является наращивание конкурентного преимущества за счет эффективного проведения приемной кампании, а также внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Результатом Стратегии вхождения в мировое научно-образовательное пространство ожидается создание востребованных и признаваемых на международном рынке образовательных программ различного направления и уровня, а также языковых центров, развитие академической мобильности студентов, интеграция вузовской науки с наукоемкими бизнес-компаниями с целью привлечения инвестиций в создание инновационных научных технологий.
Согласно Политике и Стратегии в области качества создание системы менеджмента качества (СМК) рассматривается как элемент совершенствования общего менеджмента вуза с целью достижения новых стратегических целей.
Основной целью Стратегии менеджмента качества определено создание основ для постоянного совершенствования и применения инноваций в целях обеспечения удовлетворенности потребителей посредством непрерывного обучения персонала университета всех уровней управления как в области менеджмента качества, стратегического менеджмента и менеджмента инноваций, так и создания эффективных процессов управления и обмена знаниями. Установления четкой регламентации ответственности и полномочий в области качества, создания и развития СМК вуза и ориентации ее на требования стандарта ГОСТ РИСО 9004-2001. Создания системы сбалансированных показателей деятельности вуза.
Результатом реализации СМК ожидается поэтапное и постоянное внедрение технологических и организационных инноваций в пределах Миссии, укрепление лидирующего положения вуза в области качества не только в регионе, но и на федеральном и международном уровнях.
Стратегия оптимизации организационной структуры и затрат направлена на структурную реорганизацию факультетов и кафедр в целях поиска новых возможностей для расширения масштабов деятельности укрупненных кафедр и факультетов.
Стратегия технического переоснащения инфраструктуры направлена на модернизацию инфраструктуры, обеспечивающей наиболее перспективные образовательные программы, организационные инновации, а также обеспечение прорыва в области Дистанционных образовательных технологий.


Инновационная образовательная программа
В последнее время все чаще говорят о непрерывности образования, о необходимости постоянного обновления знаний по причине их быстрого устаревания, особенно это относится к инженерному образованию. Процесс приобретения знаний начинает занимать все возрастающую долю индивидуальной жизни людей, а потребности общества все растут.
Выход из сложившегося положения следует искать в таких методах обучения, при которых задача увеличение объема приобретаемых знаний решалась бы не за счет увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг.
В нашем университете в рамках одной из 14 образовательных программ – «Электронные обучающие комплексы» – реализуется Инновационная образовательная программа, направленная на разработку новых информационных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.
В рамках инновационной образовательной программы реализуются следующие задачи:

  • Создание нового поколения интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения.
  • Внедрение мультимедийных учебников, учебных пособий, интерактивных тренинговых обучающих комплексов, обучающих и контролирующих тестов.
  • Внедрение виртуальных обучающих производственно-технологических комплексов, моделирующих реальные производства в различных отраслях промышленности и др.

Поставленные задачи были положены в основу планов стратегического развития КубГТУ на период с 2000-го по 2005 год. В рамках которых на кафедре Пищевой инженерии и высоких технологий факультета Инженерии, экспертизы и компьютерного моделирования высоких технологий создана уникальная учебно-научно-производственная база опережающей подготовки специалистов по двум специальностям:
«Технология хранения и переработки зерна»; «Пищевая инженерия малых предприятий».
Выбор кафедры обусловлен тем, что она является ведущей кафедрой России. По результатам рейтинговых оценок она в течение последних 9 лет устойчиво занимает первое место среди профильных кафедр. Имеет тесные контакты с промышленностью, самостоятельно разрабатывает и внедряет инновационные образовательные программы в учебный процесс.
Кафедрой создана уникальная структура организации науки,
обеспечивающая разработку инновационных технологий для предприятий пищевой промышленности и их промышленное освоение, а также разработку проектно-технической документации, проведение монтажных и пусконаладочных работ, экспертизу производств по критериям пожаровзрывобезопасности.
Научно-технические разработки кафедры являются конкурентоспособными на мировом рынке наукоемких технологий.
За последнее  десятилетие по научно-техническим разработкам сотрудников кафедры построено или реконструировано более 80 крупных зерноперерабатывающих предприятий в России и за рубежом.
На кафедре Пищевой инженерии и высоких технологий разработана инновационная модель подготовки специалистов с использованием электронных образовательных ресурсов.
Инновационная деятельность кафедры в промышленности позволила разработать новые принципы организации и ведения образовательного процесса, обеспечить их практическую реализацию в рамках единой образовательной программы опережающей подготовки специалистов, одновременно обладающих фундаментальной теоретической подготовкой, практическими навыками по организации и внедрению технологических процессов и комплексных производств.
Имеются тесные учебные, научные и производственные контакты с ведущими российскими и мировыми производителями оборудования для предприятий пищевой промышленности, фирмами и холдинговыми компаниями, активно работающими на мировом рынке.
Сотрудники кафедры включены в составы ассоциаций и общественных структур по профилю профессиональной деятельности.
Заведующий кафедрой профессор А. Шаззо является почетным мукомолом России, членом Правления Президиума Союза мукомольных и крупяных предприятий, где курирует вопросы образования и инновационной деятельности более чем на 200 предприятиях – членах Союза, объем производств продукции которых составляет 85% от общероссийского.
В ходе реализации Инновационной образовательной программы проведена модернизация кафедры, созданы уникальные лаборатории, отвечающие современным требованиям:

  • Технохимического контроля и безопасности продуктов питания;
  • Товароведения зерна и продуктов его переработки;
  • Сенсорных методов оценки качества продуктов питания;
  • Тепломассообменных процессов в технологиях пищевых производств;
  • Тренинговый комплекс «Техники и технологии зерноперераба-тывающих производств;
  • Тренинговый комплекс «Техники и технологии пищевых производств малых предприятий»;
  • Комплекс САПР «Курсового и дипломного проектирования предприятий пищевой промышленности».

Форма учебного процесса
При реализации намеченных планов качественно изменилась форма организации учебного процесса, где преобладающей стала дидактическая система личностно-ориентированного обучения с собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной деятельностью студента.
Формы традиционного обучения, основанные на вербальном представлении учебной информации, приоритетами преподавания над учением и прямого управления учением качественно усовершенствованы и дополнены к преобладающей системе обучения.
Комплексное решение указанных задач позволило создать и внедрить в образовательную практику новые и качественно усовершенствованные образовательные программы.
Применение новых образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения позволило достичь уровня подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям качества.
Сочетание активных форм обучения и высокого качества подготовки специалистов достигается путем создания инновационных образовательных программ, объединенных в единый программно-методический комплекс (ПМК) специальностей.
Разработка ПМК специальностей осуществлялась на базе образовательных стандартов с использованием принципиально новых методов и технологий обучения.
При разработке инновационных учебно-методических комплексов дисциплин, входящих в структуру ПМК специальностей, предложена принципиально новая архитектура обучающих программ.
Их основу составили принципы: высокого качества визуализации, приближенного к реальным объектам обучения или анализа;
моделирования состояния изучаемых объектов в динамике;
интерактивности при реализации образовательных программ.
С использованием указанных принципов разработаны программно-методические комплексы: виртуальные кафедры;
интерактивные мультимедийные учебники и учебные пособия;
обучающие и контролирующие, тестирующие комплексы и др.
В каждом из элементов программно-методического комплекса решаются специфические образовательные задачи.
Виртуальная кафедра создана в интерактивной версии. Она имеет универсальную архитектуру, позволяющую оперативно получать необходимую учебную информацию по дисциплинам, входящим в структуру ПМК специальности.
В случае необходимости из виртуальной кафедры студент может войти в любой элемент обучающего комплекса, например в виртуальный производственный комплекс, получить необходимую информацию, а затем вернуться в исходную систему.
Многолетний опыт работы подтвердил высокую эффективность интерактивной версии виртуальной кафедры при решении образовательных задач со студентами очной и заочно-дистанционной форм обучения.
Разработанные версии интерактивных мультимедийных учебников и учебных пособий имеют уникальный набор анимационных эффектов. Учебно-методические материалы увязаны с обучающими и контролирующими тестирующими комплексами, виртуальной кафедрой и производственными комплексами. Качество методических материалов гарантирует получение знаний и навыков любого уровня сложности.
Обучающие и контролирующие тестовые комплексы составлены с трехуровневым коэффициентом сложности, которые могут работать в автономном режиме, в режиме дистанционного обучения, в качестве элементной структуры электронных образовательных ресурсов (учебников, учебных пособий, виртуальных кафедр и производственных комплексов).
Особенность инновационной системы обучения состоит в создании иерархической структуры представления информации по циклам дисциплин, что позволяет в случае некачественного усвоения учебных заданий и отсутствия необходимого уровня остаточных знаний по предшествующим дисциплинам получать необходимую учебно-методическую информацию. Причем, что очень важно, студенту предлагается самостоятельно принять любую образовательную программу для продолжения образовательного процесса.
Анализ показывает, что созданная инновационная система изучения технологического оборудования предприятий пищевых производств, не имеет аналогов. Впервые весь спектр современного оборудования, выпускаемого ведущими мировыми и российскими производителями, воспроизведен с использованием Flash-технологий, 3D-Max и других программных средств, позволяющих получить точные копии основных узлов и механизмов. Анимационные эффекты включают технологии сборки оборудования, монтажа и пуско-наладки в реальных производствах, технологические схемы с показом движения продуктов, визуализацей товарных признаков качества, информацию о происхождении продукта, биохимических и технологических свойствах, данные по безопасности потребления продукта человеком.
Для повышения качества усвоения учебных материалов реализованы анимационные эффекты, синхронизирующие в плоскости и объеме конструктивные решения технологического оборудования с эффектами перелета объемного решения в плоскостное. Последующее изучение устройства и принципа действия оборудования производится комплексно, путем маркировки изучаемых деталей, узлов и механизмов объемного решения в плоскости.
Тренинговые обучающие комплексы созданы и апробированы в учебном процессе и не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике. Отличие состоит в том, что студент решает ситуационные задачи по управлению технологическими процессами при производстве различных продуктов питания.
При решении поставленных задач обучаемый получает информацию в режиме реального времени об эффективности принимаемых решений по управлению технологическим процессом с визуализацией качества продуктов переработки.
Модифицированная версия данной программы реализована в изучаемых дисциплинах по технологическому проектированию предприятий пищевой промышленности, где студент осуществляет подбор типа и компоновки оборудования при построении технологических линий на зерноперерабатывающих предприятиях. В последнем случае система обучения по заложенным в программе критериям дает возможность оценить степень эффективности принимаемых проектно-технологических решений.
Как показал опыт, качество усвоения этих материалов в несколько раз выше традиционных методов обучения.
Для выполнения всех разделов в курсовом и дипломном проектировании разработаны методы объемного проектирования с визуализацией технологии монтажа промышленных зданий, порядка компоновки оборудования, проведения коммуникаций самотечного транспорта, аспирационных и пневмотранспортных сетей, распространения пылевоздушных смесей в производственных помещениях и по прилегающим территориям, а также моделирования критических ситуаций по разделам пожаро- и взрывобезопасности.
Используя принципы интерактивности, решается комплекс образовательных задач: изучается устройство, принципы действия, управление режимами работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования; самостоятельно проводится контроль уровня усвоения учебных материалов и т.д.


Возможности инновационных разработок
Возможности разработанных инновационных образовательных технологий предельно высоки. Синергетические эффекты, получаемые при полном завершении инновационных разработок, более чем очевидны.
В КубГТУ создана инновационная система обучения, основанная на фундаментальности российского образования и современных технологиях обучения, принятых в ведущих европейских и американских университетах.
По существу, достигнут прорыв в интенсификации образовательного процесса и повышении качества подготовки специалистов для пищевой промышленности.
Используя данный опыт в рамках инновационной образовательной программы, планируется разработать программно-методические комплексы специальностей для направлений «Энергетика», «Строительство» и «Машиностроение», а также на базе факультетов, обеспечивающих подготовку по дисциплинам общественно-гуманитарным, естественно-научным и общепрофессиональным.
В целях повышения эффективности использования и внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий в университете проводится комплекс мероприятий по повышению квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персоналов.
Внедрение результатов работы в перспективе будут стимулировать процессы создания диверсифицированных образовательных учреждений, способных не только самостоятельно развиваться, но и инвестировать средства в развитие собственных проектов в области создания электронных образовательных ресурсов, фундаментальных и прикладных исследований, инновационных технических и технологических решений, «НОУ-ХАУ», инженеринговых центров, технопарков и экспериментальных производств.
Качественно изменится роль и место образовательных учреждений в экономике страны, т.к., обладая высоким инновационным потенциалом, на рынке труда будут предложены высококвалифицированные специалисты, а в реальный сектор экономики – наукоемкая продукция и «НОУ-ХАУ», доведенные до промышленного внедрения.
В предложенной системе подразумевается создание механизмов интеллектуального сопровождения профессионального роста выпускника.
В частности, планируется создание системы повышения квалификации и переподготовки выпускников с разработкой рейтинговых оценок и критериев подготовки специалиста. На их основе планируется создание электронных баз данных, в которых централизуется корпоративная информация по запросам работодателей и формируется рынок труда. Каждый выпускник университета, в зависимости от достигнутого уровня профессиональной подготовки, добровольно участвует в качестве активного оператора трансфертного рынка, где будет иметь возможность реализовать себя, свои знания и навыки, получая за это справедливое материальное вознаграждение.

 

Научная, инновационная и международная деятельность

Университет занимает ведущее место среди вузов РФ в научных исследованиях в области производства и переработки растительных масел, технологии производства сахаристых веществ, хранения и переработки зерна, пищевкусовых продуктов, эфирных масел, биохимии растительного сырья, создания экологически безопасных биостимуляторов, обработки с/х сырья сжиженными и сжатыми газами.

С целью трансформации университета в региональный научно-исследовательский комплекс в КубГТУ разработана долгосрочная программа (всего 5 этапов). В соответствии с которой в 2003 году на основе действовавших в вузе научных школ, отдельных научных коллективов, лабораторий, центров сформировано 10 научно-исследовательских институтов.
Профиль деятельности каждого НИИ соответствует приоритетным направлениям и критическим технологиям развития науки федерального и регионального уровней.
Основная задача НИИ – объединение усилий ученых КубГТУ для решения комплексных научных задач и повышения эффективности участия в конкурсах и программах федерального, регионального и муниципального уровня. Создание условий для наиболее полной реализации научного потенциала КубГТУ, увеличения количества и объема финансируемых НИР, эффективного развития инновационной составляющей научной деятельности и увеличения внебюджетной составляющей в консолидированном бюджете вуза.
Разработана стратегия привлечения к научной деятельности стратегических партнеров – внешних научно-исследовательских, производственных и инновационных организаций и учреждений с целью повышения эффективности участия в целевых региональных, федеральных и других программах, а также объединения производственных, научных и инновационных ресурсов для решения комплексных задач, концентрации усилий на перспективных направлениях.
Сформирована партнерская сеть, объединившая на различной правовой основе 39 ведущих научно-исследовательских, инновационных и производственных учреждений и предприятий края. Определены направления сотрудничества и созданы структуры, их обеспечивающие. Налажено взаимодействие при решении комплексных задач с профильными и смежными НИИ, факультетами и кафедрами, структурами управления НИИД.
В 2006 году планируется завершить трансформацию университетского комплекса в региональный научно-исследовательский комплекс, а в 2007-2009 гг. предусмотрена интеграция регионального научно-исследовательского комплекса с отраслевыми и федеральными структурами для формирования наиболее перспективных федеральных кластеров экономики и объединения усилий инновационных структур федерального и регионального уровня на прорывных технологиях завтрашнего дня.
В результате проведенных мероприятий объем научных исследований за последние три года увеличился в 3,25 раза, в том числе из бюджетных источников финансирования в 2,7 раза (на фундаментальные НИР – в 4 раза), из внебюджетных источников – в 4,4 раза. По данным Роспатента, опубликованным в 2005 г. в журнале «Профиль», КубГТУ признан самым крупным патентообладателем в России за период 1993-2003 гг.Университет регулярно принимает участие в международных выставках и форумах, в числе которых: Московский международный салон инноваций и инвестиций, Международный салон промышленной собственности «Архимед» (г. Москва), Международный экономический форум «Дни Краснодарского края в Германии» (г. Ганновер), Международный экономический форум «Кубань» (г. Сочи), Всероссийская агропромышленная выставка с международным участием «Золотая Осень» (г. Москва). Развитие и совершенствование международного
сотрудничества в университете осуществляется в рамках Концепции КубГТУ в сфере международной деятельности на период до 2009 года.
Под международным сотрудничеством понимается установление, поддержание и развитие деловых, партнерских, дружеских связей с образовательными учреждениями иностранных государств аналогичного профиля.
Установление связей не является средством для достижения целей и задач, направленных на дальнейшее совершенствование системы подготовки специалистов, соответствующей современным мировым требованиям, и развитие экономически обоснованной научно-исследовательской и инновационной деятельности университета.
Такое сотрудничество позволяет находиться в курсе современных мировых тенденций развития системы высшего профессионального образования, способствует более гармоничному вхождению в Болонский процесс и служит основой для развития сотрудничества в образовательной и научно-исследовательской деятельности университета.
В этом плане целесообразно установление и развитие сотрудничества с образовательными учреждениями как стран СНГ, так и наиболее развитых стран Западной Европы, Северной Америки и Азии.

Динамичное развитие науки, производства, техники, технологий, общественных отношений возможно при опережающем развитии уровня и содержания подготовки специалистов, что требует поиска его новых форм и методов. Это проблема не только нашего государства. Сегодня в центре внимания инициаторов и участников Болонского процесса находится европейское высшее образование, главная содержательная задача которого состоит в сохранении и обеспечении требуемого качества профессиональной подготовки специалистов и поиска механизмов его повышения.
Процессы глобализации экономики, вхождения РФ в международное пространство диктуют необходимость решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза. Особая роль при этом отводится техническим вузам, способствующим развитию наукоемких инновационных производств и, как следствие, национальной экономики и интеллектуального потенциала страны.
Реализуемые в КубГТУ мероприятия в рамках Учебно-научно-инновационного комплекса позволяют обеспечить высшее качество подготовки своих выпускников по любой образовательной программе, а следовательно, их социальную и профессиональную мобильность, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда XXI века.

 

наверх