Суббота, 14 июля 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Позитивная селекция

Национальный проект «Образование»

Ярослав Кузьминов Ректор Государственного университета – Высшая школа экономики

Существуют три базовых задачи реформирования любого социального сектора – это обеспечение его необходимым ресурсным наполнением, включая выделение ресурсов на обновление технологий, это необходимые организационно-экономические преобразования и, наконец, принцип отбора лучших.

Отбор лучших
Очень важно, что национальный проект начался не с организационных преобразований и не с повышения зарплаты всем, потому что нынешнее состояние образовательного сообщества очень разнородно. Наряду с настоящими подвижниками, великолепными примерами лучших учителей,   сравнимыми с международными лучшими университетами и школами, у нас, к сожалению, качество преподавательского корпуса в ряде случае оставляет желать лучшего. Закреплять не лучших работников, закреплять «серых» работников, не давать школе, университету обновлять их более эффективно – это крайне опасно в нынешнем состоянии образования. Поэтому мне кажется, что принцип отбора лучших и позитивная селекция – это самый лучший старт национального проекта.
Реализацию данного направления следует продолжить. В частности, следует уделить особое внимание вузам-лидерам, способным выступить локомотивами развития образовательной системы и обеспечивать международную конкурентоспособность российского образования. Иногда в этой связи говорят о ведущих вузах, иногда – об исследовательских университетах. Однако вне зависимости от названия несомненны как необходимость их приоритетной поддержки, так и необходимость не просто признать их роль и заслуги, а побуждать их к развитию и самосовершенствованию, обеспечивать ресурсами именно для развития.
Исследовательские университеты не должны превратиться в замкнутую группу привилегированных вузов. Чтобы избежать этого, финансирование на конкурсной основе программ развития вузов должно стать постоянной практикой.


Финансирование
Мы опробовали инновационный проект именно как новый инструмент в финансировании российского образования – это финансирование программ развития учебных заведений. Очень важно, чтобы такого рода инструмент не остался единичным, а будучи отработан в течение полутора-двух лет реализации первой очереди приоритетного национального проекта был бы доработан и стал бы регулярным инструментом в руках Министерства образования, в руках регионального руководства образовательным сектором.
Исследовательским университетам, по нашему мнению, целесообразно предоставить большую, чем ныне, автономию в определении программ обучения, а также право самостоятельно, без последующего утверждения, присуждать ученые степени.
.        Академическая автономия должна дополняться экономической. Важную роль в данном случае способно сыграть формирование ресурсного капитала, так называемых эндаумантов вузов. Вместе с тем расширение автономии вузовских коллективов должно быть в необходимой степени уравновешено более активным общественным контролем. В частности, управление эндаумантами и, возможно, бюджетными средствами вуза в целом целесообразно по образцу зарубежных университетов, которые осуществляют  подконтроль сформированных для этого общественных наблюдательных советов.
В Госдуме готовится к принятию во втором чтении законопроект, предусматривающий введение нового типа государственных муниципальных учреждений, автономных учреждений. Был предложен ряд поправок к законопроекту «Об автономных учреждениях». Среди них ключевую роль, на наш взгляд, играют поправки, направленные на усиление гарантий бюджетного финансирования автономного учреждения, в том числе предусматривающие финансовое обеспечение учредителям программ развития автономного учреждения и финансирование его материально-технической базы. Я надеюсь, что реализация таких поправок поможет снять те страхи, в ряде случаев не обоснованные, а в ряде случаев обоснованные, которые есть у наших коллег-ректоров. Должен вам доложить, что по результатам нашей экспертизы никакой опасности приватизации учебных заведений, как и других учреждений, этот закон не несет.


Общество и педагог
Национальный проект должен дополняться направлением, которое ведет к  подъему общего уровня российского образования, отбраковку устаревших образовательных программ, технологий. В качестве ключевой меры здесь должно быть обеспечение эффективного контракта между обществом и педагогом, в первую очередь школьным учителем. Зарплата учителя крайней низка. Она почти в два раза ниже зарплаты работников с аналогичным уровнем образования, работающих в других секторах экономики.
В этих условиях нарастает негативная тенденция в формировании учительского корпуса. В школы идут заведомо не лучшие выпускники высшей школы, честно говоря, заведомо не лучшие выпускники и педагогических вузов. В результате крайне быстро снижается качество отечественного образования.
Я, как ректор, по совету с другими коллегами-ректорами, должен вам доложить, уважаемые участники слушаний. С каждым годом в течение последних пяти-шести лет у нас снижаются результаты, причем в элитных вузах страны, которые элиту собирают, результаты по русскому языку, результаты по математики, особенно результаты по истории. Более-менее держится только английский язык, по всем остальным предметам монотонно, немного, но каждый год результаты в нашей высшей школе падают.  Это очень опасная ситуация, и я думаю, что необходимое обновление учительского корпуса, стимулирование учительского корпуса должно стать приоритетной национальной задачей.
Предусмотренные национальным проектом меры позволяют снизить остроту ситуации. Но это меры первоначальные, стартовые,  их недостаточно для решения главной на сегодня проблемы: обеспечение эффективного контакта между учителем и обществом. Недостаточно для повышения заработной платы учителя социально-приемлемого уровня. При этом зарплата учителя не должна отставать от заработной платы врача.
В результате реализации нацпроекта по здравоохранению повышаем врачам зарплату примерно до 500 условных единиц, т.е. до 15 тысяч рублей в месяц,  а это в два – два с половиной раза,   в зависимости от региона, будет превосходить зарплату учителя. Учитель и врач постоянно друг друга сравнивают. Зарплата и учителей, и врачей должна быть соразмерной труду и подняться в течение трех ближайших лет в среднем до 20-21 тысячи рублей.
Указанные цифры характеризуют средний российский уровень. Вместе с тем принципиально важно отметить, что эта зарплата должна различаться по субъектам РФ в соответствии с региональными особенностями рынка труда. В качестве ориентира может быть взята средняя зарплата по экономике региона в целом.
Существенное повышение зарплаты учителей должно сопровождаться переходом на новую систему оплаты учительского труда. Существующая и??? урочнопочасовая система стимулирует высокую нагрузку в ущерб качеству, игнорируются важнейшие аспекты воспитательной внеурочной работы учителя. Целесообразны следующие меры.
Первое, это перевод учителей с почасовой на платную систему оплаты труда, включение воспитательной внеурочной работы в оплачиваемую деятельность учителя.
Второе, существенное увеличение от 30 до 50% тарифной части заработной платы, что должно сыграть важную роль в построении системы оплаты за качество.
Третье, разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности учителей. Включение в них обязательного внешкольного консультирования отстающих учеников, введение внеклассной???, организация кружков для лучших учеников, в том числе методическо-воспитательной работы и регулярного повышения квалификации.

 

  Работа над повышением качества образования не может вестись только поощрением лучшим. Нужно что-то делать с «хвостом» нашего образования и, откровенно говоря, псевдообразованием. Заслуживают всяческой поддержки меры Минобрнауки РФ по закрытию программ профанирующих образований. В 2005 году ликвидировано 720 филиалов вузов, не обеспечивающих минимальное приемлемое качество образования. Однако индивидуальные решения по каждому филиалу и программе – путь долгий и не самый эффективный. Гораздо рациональней ускорить давно уже подготовленные институциональные преобразования в отрасли, в первую очередь, переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ, к активному выбору учебных заведений учащимися и их родителями. Но это нужно сочетать, и мы давно об этом говорим, министр об этом говорит неоднократно, с обязательным пакетом нормативных требований к прозрачности учебных заведений. Каждое учебное заведение должно иметь пакет информации, ясный и проверяемый, какие в нем программы, сколько получают преподаватели, кто преподаватели, все биографии преподавателей должны быть вывешены в Интернете. Вот именно этот обязательный пакет необходимо иметь и как ориентир для поступающих и их семей, и как объект постоянного мониторинга и контроля со стороны органов контроля и качества образования.  

наверх