Воскресенье, 26 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Прогнозы на будущее

Конкурс по отбору инновационных вузов: перспективы национального проекта «Образование»

Андрей Фурсенко Министр образования и науки РФ

Завершены первые конкурсы по поддержке образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Эти программы представили на конкурс более 200 вузов и около 8 тысяч школ. Это примерно 20% от вузов страны и примерно 10% от школ страны. Списки победителей – это 17 вузов и 3 тысячи школ – опубликованы на сайте нашего министерства.
Что важно? В экспертизе программ и вузов, и школ принимали очень большое участие общественность, граждане страны, общественные структуры, крупнейшие промышленники, предприниматели, видные ученые, авторитетные представители общественных организаций.  На всех этапах конкурсов инновационных школ проявили высокую заинтересованность региональные и гражданские институты.
Вначале были опасения, что общественные организации не будут слишком активны в этом конкурсе. К счастью, реальность оказалась гораздо лучше. При том минимуме, который мы определили, не менее пяти общественных организаций должны были принимать участие в каждом регионе в оценке ведущих школ. В ряде регионов в 2-3 раза это число было превзойдено, и очень важно, что активно участвовали в конкурсах, получили большую общественную поддержку сельские школы, их попечительские школьные советы.
В августе во всех регионах будут завершены конкурсы лучших учителей. Эти конкурсы также предполагают широкое общественное участие в оценке педагогического труда, и по их итогам к Международному дню учителя получат поощрение 10 тысяч лучших учителей во всех регионах страны.
С нашей точки зрения впервые в масштабах страны оценка качества  образования вышла за отраслевые рамки. Сделан важный шаг по формированию его общественных критериев. Сегодня уже можно сказать, что выработанные и апробированные конкурсные процедуры – это эффективный механизм ориентации образования на запросы общества, на запросы граждан. Поэтому мы намерены применять, развивать их в последующие годы, продолжать поддержку на конкурсной основе лучших учителей инновационных школ и вузов.
Кроме того, мы предлагаем начать поддержку ресурсных центров начального и среднего профессионального образования, а также регионов РФ, наиболее успешно внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Вопрос поддержки начального и среднего профессионального образования давно назрел, он поднимался практически в каждом обсуждении. Обеспечение организации начального и среднего профессионального образования современным оборудованием позволит готовить квалифицированные, востребованные на рынке труда кадры, нехватка которых сегодня сдерживает развитие нашей экономики.
Благодаря национальному проекту «Образование» и этот проект был дополнен уже на этапе формирования, по предложению депутатов Государственной думы в 5 раз возрос федеральный бюджет развития отрасли. В 2005 году он был около 7 млрд рублей, сейчас – более 35. Существенные средства выделены на мероприятия по современному материально-техническому оснащению школ. В рамках проекта тысяча образовательных учреждений получат новые автобусы и комплекты учебного оборудования.
Совместно с регионами, при сохранении нынешних темпов, к 2009 году удастся снять наиболее острые вопросы безопасной доставки учащихся в школы и выполнения образовательного стандарта. Я имею в виду, что мы сумеем в основном укомплектовать практически лабораторные работы по предметам естественно-научного цикла. При этом на федеральном уровне удалось разработать и реализовать прозрачные принципы распределения ресурсов, в их основе – подушевой подход, в зависимости от количества городских и сельских школьников. Мы учитывали особенности сельских школ, а также уровень бюджетной обеспеченности территорий.
Национальный проект «Образование» позволит к концу 2007 года решить также одну из важнейших задач – это обеспечить всем учителям и учащимся качественный доступ к информационным образовательным ресурсам, размещенным в сети Интернет. К настоящему времени определен перечень общеобразовательных учреждений, которые не имеют доступа к широкополосному Интернету, это примерно 54 тысячи образовательных учреждений. Дорабатывается техническое задание по их подключению к Интернету, и кроме этого мы надеемся, что в 2007 году, если наши предложения по бюджету будут поддержаны, не менее 12 тысяч школ получат дополнительно к тому, что имеется, современные компьютерные классы.
1 июля в трех армейских учебных центрах началась экспериментальная реализация программ начального профессионального образования для солдат. Также подготовлен проект закона, обеспечивающего доступность высшего профессионального образования для лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту. Планируется, что в июле он будет рассмотрен на заседании правительства и затем внесен в Думу. Эти меры, на наш взгляд, сделают службу в армии более привлекательной для граждан, повысят мобильность и конкурентоспособность отслужившей в армии молодежи на рынке труда и образования.
В соответствии с президентским указом увеличено количество премий талантливой молодежи до 5 тысяч 350 рублей в год. Тем самым для молодых людей повышаются шансы и стимулы исследовательской, творческой и социальной активности. Эти премии будут распределяться по итогам федеральных и региональных конкурсов в самых разных направлениях.
Наиболее значительные суммы в национальном проекте «Образование» направлены на выплату дополнительного вознаграждения за классное руководство. Впервые эта важная воспитательная функция закреплена нормативно. Я могу сказать, что, когда мы внесли в соответствующие методические документы понятие, что такое классный руководитель и какие обязательства должен нести классный руководитель, оказалось, что этих норм в наших документах не было. Сейчас они закреплены, разработаны нами, и применяются в регионах методические рекомендации по выполнению.
Повысилось внимание органов власти, педагогов, родителей, общественности к вопросам воспитания детей. Чтобы вознаграждение выплачивалось классным руководителям не только в школах, Правительство России приняло постановление о расширении типов и видов образовательных учреждений, педагогическим работникам которых полагается данная выплата. Соответствующие выплаты будут произведены после внесения Думой необходимых поправок в Закон «О федеральном бюджете», мы этот закон ждем.
Вознаграждение за классное руководство, поощрение лучших учителей за высокое качество труда, мероприятие национального проекта способствует ликвидации прямой зависимости труда учителя от количества уроков, стимулирует регионы к переходу на новую систему оплаты труда, в основах которой качество. Повышение доходов и мотивация учителей, достигаемая благодаря этим мерам, – это ключевой фактор повышения качества образования.
Планируемая поддержка на конкурсной основе регионов, о которой я сегодня упоминал, усилит предпринимаемые шаги, станет еще одним мощным стимулом для введения новой системы оплаты труда, повышения доходов учителей, так как именно это направление выбрано ядром поддерживаемых региональных комплексных проектов модернизации образования.
Все компоненты приоритетного национального проекта образования существенно повышают потенциал структурных реформ в отрасли. Я назвал бы несколько из них – это рост финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и соответственно – их ответственность за качество. Это масштабный переход к нормативному подушевому финансированию образовательных учреждений, при котором бюджетные средства следуют за учеником, введение оплаты труда в зависимости не от количества уроков, а от качества, от результатов работы и, наконец, что очень важно для нас, – это активное участие граждан в оценке качества образования. Я считаю, что на первом этапе это главный результат, который мы получили от национального проекта, действительно, общественность начала активно принимать участие в такой не «кухонной», а реальной оценке работы в сфере образования и получила возможность влиять на эту сферу.
Более того, предлагаемая в рамках приоритетно-национального проекта мера не только содействует развитию самой системы образования, но нацелена на решение важнейших стратегических задач социально-экономического развития РФ – это повышение качества и доступности образовательных услуг, уровень удовлетворения образовательных потребностей и расширение образовательных возможностей, а также развитие научного потенциала и фундаментальных исследований по приоритетным направлениям.

наверх