Четверг, 13 сентября 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Этап инноваций

Вуз – центр и катализатор инновационного развития региональной экономики

Вячеслав Александрович Ректор Орловского государственного технического университета

Ведущие страны мира переходят к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом и основным источником экономического роста. Инвестиции в интеллектуальный, человеческий капитал превращаются в наиболее эффективный канал расходования средств.


Новая модель
Россия также сделала выбор на переход к новой, инновационной модели экономики, которая невозможна без качественной модернизации образования. Обеспечение повышения его качества с целью подготовки специалистов, сочетающих в себе фундаментальность, широту подготовки и способность гибко реагировать на потребности практики, требует организации обучения в университетах на основе интеграции научной, учебной, инновационно-производственной и менеджерской компонент.
Основными факторами обновления профессионального образования являются запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники и технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. В соответствии с этим необходимо выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, многоуровневую структуру профессионального образования, отработку различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечить непрерывное обновление содержания профессионального образования.
Характерной особенностью структурных преобразований в экономических системах как развитых стран, так и государств с переходной экономикой, к которым относится Россия, является все более выраженная территориальная концентрация экономической деятельности, появление новых форм интеграции предпринимательских структур-кластеров, ориентированных на развитие регионов и тесно связанных с образовательной сферой.
Создание инновационных учебно-научно-производственных, а в широком смысле – и финансово-кредитных комплексов должно стать главным звеном в региональной научно-технической политике.
Эту концепцию университет целенаправленно разрабатывает и реализует в жизнь с конца 80-х годов.
Более чем пятнадцатилетний опыт функционирования инновационного учебно-научно-производственного комплекса (УНПК) ОрелГТУ показал, что стратегический путь, основанный на переходе на новую ступень интеграции образовательного процесса, научной деятельности и производства, дающий невиданный ранее синергетический эффект, верен и полностью совпадает с генеральной линией государства на данном этапе развития общества.
Наша уверенность в правильности выбранного вектора развития базируется на объективных процессах, происходящих в обществе. Ныне не только образовательное пространство, но и вся экономика находится под влиянием новых мировых тенденций развития: глобализма, регионализма, интеграции и международного сотрудничества. Эти процессы осложняются неуклонно надвигающейся демографической проблемой, международной конкуренцией в области науки и борьбы за таланты. Унифицируются образовательное и экономическое пространство, формируются новые образы жизни и поведения, мотивации и устремления, происходят изменения техники и технологии, образования и культуры, ценностных установок и многих других факторов развития. Отгородиться от происходящих в мире явлений и процессов, протекающих к тому же с громадной скоростью, просто невозможно, да и не нужно. Необходимо искать и находить адекватный запросам времени ответ, причем в условиях ограниченных материальных, финансовых, временных и трудовых ресурсов.
На наш взгляд, создание интегрированных структур обеспечивает единство триады «образование-наука-производство» и является оптимальным решением проблемы. В комплексе как нельзя лучше сочетаются получение новых знаний, идей и технологий, проведение фундаментальных исследований, и на их основе создание конкурентоспособных образцов новой техники, их дальнейший трансферт в реальный сектор экономики, подготовка конкурентоспособных специалистов для региона, обладающих творческим инновационным мышлением и способных быстро адаптироваться в рыночной экономике, специалистов, не только умеющих работать в динамично изменяющейся среде, но и способствующих формированию новых эффективных высокотехнологичных кластеров.


Единое образовательное пространство
В университетском учебно-научно-производственном комплексе концентрируются материальные, финансовые ресурсы и научно-технический потенциал. Заметим, что УНПК ОрелГТУ создан не на ассоциативной или договорной основе, связи которой можно в любое время разорвать, а на базе единства собственности, права владения которой принадлежат университету. Университет владеет от 25 до 100% пакетов акций предприятий, входящих в УНПК. Это обеспечивает стабильность и эффективность функционирования и управления этими предприятиями и компаниями с целью повышения качества выпускников.
Конечно, вокруг УНПК мы способствуем формированию научно-технологических кластеров, в которых роль научного сообщества и образования является главной, доминирующей, ведущей.
Создание интегрированных структур, кластеров и т.д. является не самоцелью. Формирование особой научно-образовательной среды нового типа необходимо для обеспечения качества подготовки специалистов и конкурентоспособности вуза и его выпускников в условиях складывающейся сложной демографической ситуации как в стране в целом, так и в регионе.
Наиболее наглядно единое образовательное пространство университетского комплекса ОрелГТУ можно представить в виде многослойной пирамиды, в основании которой находится первый уровень - среднее (полное) общее образование, а каждый следующий, расположенный выше слой обозначает соответствующие уровни образования – начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Такая иерархическая, вертикально интегрированная многоуровневая образовательная система позволяет достаточно эффективно регулировать объемы подготовки специалистов необходимого уровня и квалификации, исходя из потребностей рынка труда и общества.
Следует отметить, что образовательная система ОрелГТУ буквально встроена в экономическое, социальное и интеллектуальное пространство региона. Подготовка кадров ведется в объемах, согласованных с регионом и конкретными заказчиками, что позволяет учитывать последствия складывающейся демографической ситуации.
Указанная система обеспечивает достижение высокого качества подготовки специалистов при минимальных финансовых и ресурсных затратах за счет использования на всех уровнях образования единой учебно-материальной и научно-производственной базы, интегрированных многоуровневых учебных планов, привлечения профессорско-преподавательских кадров высшей квалификации для ведения учебного процесса по программам среднего и даже начального профессионального образования.
Наиболее эффективное и динамичное развитие вуз получил в результате целенаправленной работы всего коллектива в последние 15 лет, когда в структуру вуза вошли НИИ, конструкторские и технологические бюро, финансовые, промышленные фирмы и предприятия.
С первых дней организации УНПК была определена ориентация на предоставление качественных образовательных услуг по широкому спектру направлений, обеспечивающих сочетание фундаментальности с практическими требованиями работодателей. При этом формируется соответствующая стратегия развития образовательной сферы университета, позволяющая ему с учетом осложняющейся демографической ситуации и перспектив потребностей рынка труда в регионе работать на опережение, лицензируя необходимые новые специальности и специализации подготовки кадров.


Социально-экономические процессы в регионе
Свое развитие УНПК ОрелГТУ ведет с учетом протекания и развития демографических и социально-экономических процессов в Орловской области и в сфере образования. Выстоять в такой сложной демографической ситуации может лишь тот вуз, который предложит не просто наиболее качественные образовательные услуги, а действующую многоуровневую систему качественных и доступных образовательных услуг, позволяющую студенту самому выбирать наиболее оптимальные для него траектории в образовательном пространстве вуза, обеспечивающую его вертикальную мобильность и возможность самореализации как личности, гарантирующую его успешность в последующей профессиональной деятельности.
Становится очевидной взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем развития образовательной среды и складывающейся демографической ситуацией в регионе. Так, само существование многопрофильного УНПК ОрелГТУ, имеющего к тому же сеть филиалов в районных центрах области, который предлагает абитуриенту широкий выбор качественных и доступных образовательных услуг, значительно снижает отток молодежи на учебу в другие регионы страны.
В свою очередь снижение темпов депопуляции, сохранение контингента абитуриентов в регионе позволяет УНПК ОрелГТУ устойчиво и динамично развиваться, усиливая свою роль стабилизирующего демографического фактора в регионе.
Синергию от интеграции получают от постоянного и последовательного взаимодействия студента, аспиранта, докторанта и профессора, работающих вместе с инженером, конструктором, технологом, которые являются непосредственными участниками созидательного процесса создания конкурентоспособного продукта с профессионалами как от науки, так и реального производства. Это очень важно для развития личности специалиста.
В свою очередь, это решает важнейшую задачу, которая стоит перед российским образованием, – воспитание квалифицированных кадров с высокой культурой мышления, широким кругозором и, что самое главное, с высокой предпринимательской инициативой, являющейся значимым фактором развития в инновационном обществе.
УНПК – это не только организация непрерывного образования, но и, что очень важно, интеграция образовательного процесса с прикладной и фундаментальной наукой и, конечно, с экспериментальным производством. Это позволяет обеспечивать не только качественные образовательные услуги, но и высокие темпы развития прикладных научных исследований, по-новому формировать структуру прикладной науки, что очень важно для сегодняшнего дня России.
Структура УНПК очень динамично развивается и меняется, происходят слияния, поглощения, создание новых структур.
В УНПК ОрелГТУ ныне входят свыше 50 только инновационных экспериментально-промышленных структур и компаний научно-производственного характера деятельности. Все они являются базовыми предприятиями для факультетов, кафедр, специальностей и направлений подготовки. Студенты и аспиранты не только учатся и проводят исследования на базовых предприятиях, но имеют возможность подработки на них, улучшая как свое материальное состояние, так и практическую подготовку.
Кроме того, в структуру УНПК входят 3 НИИ отраслевой науки, 17 испытательных центров и проблемных лабораторий, 8 научно-исследовательских лабораторий, ставших основой инновационного развития образования, экономики и социальной сферы региона и являющихся базовыми предприятиями для кафедр и специальностей вуза.
Все это позволило создать мощную единую научно-производственную, экспериментальную и инновационную базу университета, открывающую уникальную возможность использования объединенного потенциала ученых, аспирантов, студентов и инженерно-технических работников для решения актуальных образовательных, научно-технических и экономических проблем области и региона, а также обеспечить престиж, имидж и привлекательность вуза для абитуриентов региона.

Комплекс наук и знаний
Научно-производственные структуры УНПК ОрелГТУ являются одними из ведущих поставщиков уникального научного и учебного оборудования для выпускающих кафедр многих вузов России. Они стали главной опорой прикладной науки в регионе, заменив исчезнувшие отраслевые НИИ, а также включив оставшиеся в свою структуру. Университет является одним из лидеров разработок учебно-научно-лабораторных комплексов на базе новейших программных продуктов для выпускающих кафедр.
По проектам университета в городе и области строятся высотные дома, происходит модернизация и реконструкция объектов тепло- и газоснабжения, социальной сферы, ЖКХ, строительства, машиностроения, дорожного хозяйства и других отраслей промышленности. Многие сорта хлебобулочных изделий, известных широкому кругу россиян, разработаны учеными ОрелГТУ.
В университете учатся участники Олимпийских игр, чемпионы мира и Европы, России, мастера спорта международного класса. Студенческие команды ОрелГТУ являются участниками и победителями различных международных и российских олимпиад и конкурсов, в том числе и РАН.
В вузе активно разрабатываются и внедряются новые инновационные образовательные технологии по всем специальностям и направлениям подготовки специалистов, ряд из которых тиражируется во многих университетах страны.
Уже сейчас свыше половины студентов обучаются по специальностям, относящимся к гуманитарным и социальным наукам, культуре и искусству, экономике и управлению. Университет стал социально-культурным центром региона. В структуре ОрелГТУ имеются радиостудия, радиостанция, телестудия и телеканал круглосуточного вещания, народный театр сатиры, театр моды и дом моделей, институт эстетического воспитания, многочисленные спортивные команды и художественные коллективы и др. Создана информационная сеть и центр дистанционного образования, объединяющие все его филиалы. Создается корпоративная образовательная сеть с включением в нее всех учебных учреждений и библиотек области.
Большая группа ученых ОрелГТУ стали лауреатами Государственной премии в области науки и техники, Премии Правительства РФ в области науки и техники, в области образования.
За научно-практическую разработку для системы профессионального образования и научно-инновационной инфраструктуры регионов «Университетский учебно-научный производственный комплекс как основа развития образования, экономики и социальной сферы региона» группа ученых ОрелГТУ удостоена Премии Президента Российской Федерации в области образования.
В процессе развития УНПК ОрелГТУ был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на совершенствование системы предоставления образовательных услуг в условиях осложняющейся демографической ситуации в регионе.
Повышение уровня профессорско-педагогического состава на всех этапах непрерывного профессионального образования:

  • Развитие научных школ, повышение эффективности их работы;
  • Обновление и развитие материальной базы.

Это несколько интегральных показателей, включающих в себя практически все аттестационные параметры вуза.
Первое, постоянное и планомерное увеличение предложений на рынке образовательных услуг, т.е. системное расширение спектра специальностей и направлений подготовки кадров с учетом потребностей и перспектив развития регионального и федерального рынка.
Кроме того, расширение образовательной сферы университета ведется за счет качественных, т.е. структурных ее изменений, таких как:

  • открытие подготовки кадров по новым для вуза группам специальностей;
  • открытие подготовки бакалавров и магистров к уже имеющимся специальностям подготовки дипломированных специалистов;
  • открытие подготовки кадров по новым для вуза уровням образования, сопряженным с уже имеющимися уровнями, например, открытие подготовки по программам среднего профессионального образования, увязанным с уже имеющимися программами высшего профессионального образования и наоборот;
  • развитие дополнительного и послевузовского профессионального образования по новым направлениям подготовки.

Реализация этого принципа позволила создать в УНПК ОрелГТУ достаточно сложную и привлекательную для молодежи многопрофильную и многосвязную образовательную среду, обеспечивающую непрерывную многоуровневую подготовку кадров и удовлетворяющую запросам человека в его стремлении к успешности и саморазвитию за счет выбора соответствующей образовательной траектории.

 

Тем не менее необходима дальнейшая системная и конкретная работа по интеграции различных уровней профессионального образования, разработке сквозных многоуровневых образовательных программ для расширения адаптационных возможностей студентов в вузе.
Именно такая схема «концентричного» расположения вокруг базового университета филиалов и образовательных уровней подготовки позволяет реально обеспечить непрерывную многоуровневую подготовку кадров, делая одновременно доступными образовательными услуги для значительного числа граждан, проживающих в отдалении от университета.
Еще одно направление работы ОрелГТУ по совершенствованию предоставления образовательных услуг – это конкретная системная совместная работа с работодателями по целевой подготовке кадров. Так как потребителями образовательных услуг являются не только отдельные граждане, но и общество в целом, то работодатель (предприятие, организация или учреждение) становится активным участником на рынке образовательных услуг и, участвуя совместно с университетом в целевой подготовке кадров, направляет абитуриента на учебу, берет на себя обязательства по трудоустройству выпускника и решению его социально-бытовых проблем, что также положительно сказывается на демографической ситуации в регионе.
Следующее направление деятельности ОрелГТУ по совершенствованию образовательных услуг – это непрерывная (круглогодичная) системная работа по формированию контингента абитуриентов, которая в условиях осложняющейся демографической ситуации требует особого внимания и профессионального подхода.
Качественно новый уровень подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров в условиях УНПК, активизация и развитие научных исследований и инновационной деятельности, повышение их результативности и эффективности для нужд реального сектора экономики на основе системного взаимодействия университета с предприятиями региона и другими субъектами рыночной экономики, воспитание специалистов с высокой культурой мышления, широким кругозором, активным и сознательным отношением к жизни, преобразование вуза в современный учебно-научно-производственный комплекс, превращение его в базовые институциональные структуры инновационного развития образования, экономики и социальной сферы региона, в центр духовного и культурного развития региона обеспечивает ему конкурентное преимущество в условиях складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.

 

наверх