Понедельник, 7 мая 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Правильные задания

Без создания систем управления качеством и мощных компьютерных комплексов поддержки процессов обеспечения, контроля и совершенствования качества невозможна реформа высшего образования

Владимир Нуждин Ректор Ивановского государственного энергетического университета

Эту статью я предлагаю рассматривать как откровенный отчет профессора, который 20 лет руководит вузом, и все эти 20 лет занимается изучением и решением проблем качества в образовании. Заранее прошу прощения за некоторые резкие фразы. Я никого не хочу обидеть. Но решить задачи, поставленные в национальном проекте реформирования образования, не так просто и, боюсь, нам не скоро придется кричать «ура», если не научимся интегрировать реальный потенциал высшей школы, а не многочисленные статьи ректоров по вопросам инновационной политики.
Мы привыкли работать по устоявшимся инструкциям и моделям, которые устанавливают границы и показывают нам, как добиться успеха при разрешении сложных вопросов внутри этих границ. Но существует разница между правильным выполнением заданий и выполнением правильных заданий.
Почему необходимо совершенствовать систему управления качеством в образовании?


Устаревшие принципы
Во-первых, во многих вузах продолжает действовать устаревший принцип управления, когда администрация решает возникающие проблемы, не пытаясь исправить процессы, порождающие эти проблемы (образ действий пожарной команды).
Во-вторых, вузы очень много занимаются подготовкой информационного хлама: данных об учебных площадях, фондах библиотеки, статистических сведений для вычисления рейтинга и т.п. Мы тратим гораздо меньше времени на анализ наших процессов. Большая часть сотрудников университетов привыкла работать по принципу: «Если не сломалось – не трогай», тогда как сердцевиной непрекращающегося улучшения является другой известный принцип: «Стоять неподвижно – значит двигаться назад».
В-третьих, в вузах слабо распространена культура удовлетворения запросов клиентов (студентов, сотрудников, потребителей кадров и др.). Все сотрудники и все подразделения передают, как правило, «продукт» своей деятельности вместе с его дефектами (не применяется прозрачная технология измерения качества), многие из которых обнаруживаются слишком поздно.
В-четвертых, в последние годы стало модным получать аккредитацию в различных международных агентствах и ассоциациях. Насколько мне известно, в этих процедурах основное внимание обращается на наличие соответствующего документационного обеспечения процессов управления качеством в образовании. При этом остается в стороне вторая важнейшая часть – технологии учения и обучения, учитывающие традиции высшей школы РФ и лучшую международную практику. Сохраняя эти тенденции, мы можем получить большое количество аккредитованных вузов, соответствующих международным стандартам в сфере менеджмента качества, но не обеспечивающих требования к качеству процессов и результатов обучения с позиций предприятий-работодателей, студентов и общества.
В-пятых, преподавательские составы вузов с трудом переходят к методам объективного контроля качества ресурсов, процессов и результатов обучения, к внедрению систем обеспечения качества образования и систем непрерывного совершенствования качества образовательных процессов (не работает система мотиваций).
Наконец, в большинстве вузов не распространена технология стратегического развития на основе известной системы сбалансированных показателей, технология развертывания стратегических планов по подразделениям и сотрудникам вуза с целью повышения эффективности использования ресурсов системы образования.
Можно сформулировать миссию, видение и политику развития вуза, можно подготовить необходимые документы для комитетов по аккредитации систем менеджмента качества. Но это не решение истинных проблем качества образования.

Проблемы качества образования
Недостаточно подготовить организационное обеспечение процессов управления качеством, необходимо создать еще программное обеспечение этих процессов, при котором студенты и сотрудники не будут чувствовать громадных объемов обрабатываемых данных. Нашей системе образования давно пора отказаться от оценки знаний только в балльной шкале. Мы должны писать настоящие портреты выпускников вуза, а не примитивные мозаики из троек, четверок и пятерок.
Недостаточно подготовить анкеты для оценки работодателями качества знаний и компетенций выпускников вуза, необходимо еще автоматизировать процессы анкетирования с использованием дистанционных средств передачи данных. Более того, необходимо заинтересовать работодателей в объективной реакции на электронные запросы вуза, желательно в режиме on-line.
Недостаточно автоматизировать процесс подготовки расписания учебных занятий. Необходимо еще, чтобы это расписание соответствовало требованиям и желаниям студентов и преподавателей вуза. Я убежден, что в нашей системе образования мы бесцельно тратим около 50% своего времени: «окна» в занятиях; нет современной автоматизации в библиотеках, не говоря уже об отсутствии современной учебной и научной литературы; дистанционные консультации – редкость для большинства вузов и т.п.
Недостаточно создать библиотеку гипертекстовых учебников. Необходимо эту библиотеку обновлять ежегодно. Необходимо к ней добавить современные мультимедийные учебники, имитационные системы, решатели задач. Необходимо дать возможность студенту свободно общаться с такими учебниками в любое удобное для него время.
Недостаточно объявить о введении рейтинговой или иной системы оценки знаний. Необходимо еще обеспечить объективность и прозрачность процедур оценки. В вузах США и Франции в качестве эксперимента я сдавал за студента пробные экзамены – списать нельзя, консультацию у компьютера получить невозможно. Почему в нашей системе образования мы закрываем глаза на сплошные обманы и шпаргалки? Да, ЕГЭ – первый шаг решения проблем в этом направлении. Но нечто аналогичное должно быть и в высшей школе. Не следует отказываться от устных экзаменов. Они развивают навыки общения. Но нельзя оставлять только устный экзамен для оценки знаний и компетенций студента по конкретной учебной дисциплине. Необходим еще микс из письменных экзаменов и контрольных испытаний в компьютерных системах.
Можно еще много примеров привести того, что нам всем необходимо сделать для совершенствования системы образования. К чему эти достаточно очевидные заключения?
Многолетний опыт изучения сотрудниками Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) систем менеджмента качества в учебных институтах ведущих корпораций США, в университетах США, Франции и Германии позволяет утверждать, что в системе образования России задачу радикального повышения качества образования вуз в одиночку решить не может.
Необходимо создать национальную систему интегрирования лучших разработок в сфере обеспечения и совершенствования качества образования с учетом требований разнообразных групп клиентов высшей школы, в сфере обмена информационными технологиями и информационными ресурсами. В противном случае каждый вуз будет вынужден тратить огромные финансовые средства на создание реальных, а не фиктивных систем управления качеством образования. Дополнительные сложности у вузов возникнут в связи с необходимостью ежегодного совершенствования систем менеджмента качества.


Методы улучшения качества образования
Легко посчитать, что федеральный бюджет не сможет обеспечить все государственные вузы необходимыми ресурсами. Большая часть вузов не сможет войти в состав будущих национальных университетов. Более того, появится существенная разница в объемах финансирования новых и «старых» вузов. Есть ли альтернативные варианты улучшения ресурсного обеспечения деятельности вузов и радикального улучшения качества образования? Несомненно.


Вариант 1. Виртуальная интеграция вузов, структурных подразделений вузов и преподавателей вузов на основе идей внешнего бенчмаркинга (поиск партнеров для взаимного обмена лучшими идеями, методами, программными и информационными средствами). Организационно ИГЭУ предлагает это сделать через новую ассоциацию юридических и физических лиц, внедряющих системы и элементы систем управления качеством (ассоциацию «TQM»). Головной вуз этой ассоциации должен решать всего две задачи. Во-первых, вести базу данных, может быть, информационный портал с условным названием «Лучшие продукты и услуги в сфере контроля, обеспечения и совершенствования качества образования». Наш вуз, например, может поставить в эту базу свыше ста программных продуктов и около двухсот методических пособий. Уверен, что 70-100 вузов захотят произвести «бартерный» обмен. В итоге ИГЭУ и другим вузам не придется тратить десятки млн рублей из бюджетных и внебюджетных фондов. Во-вторых, содействовать установлению партнерских отношений между преподавателями конкретного учебного курса, между руководителями образовательных программ, между разработчиками программного и методического обеспечения процессов управления качеством образования, между руководителями вузов. То есть головной вуз должен способствовать поиску партнеров по бенчмаркингу без извлечения прибыли из этих операций.


Вариант 2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предлагает создать при исполнительных органах субъектов Федерации независимые межвузовские структуры для объективного и непрерывного в течение всех пяти лет контроля качества ресурсов, процессов и результатов обучения в высших учебных заведениях, оказания помощи вузам в использовании базы данных бенчмаркинга. Может быть, на первом этапе организации объективного контроля качества образования эти обязанности включить в перечень полномочий президента университета (отдельного структурного подразделения при президенте университета).


Вариант 3. Использование ресурсов региональных вузов для
информатизации процессов в средних школах, формирования общего банка мультимедийных учебников и тестирующих заданий для высших и средних учебных заведений.


Вариант 4. Если ни один из этих вариантов не будет воспринят системой образования России, ИГЭУ готов организовать бесплатное тиражирование основных элементов новой системы управления качеством образования в государственные и негосударственные вузы России.

Основные проблемы, которые могут возникнуть при переводе коллектива

вуза к организации своей работы в соответствии с принципами всеобщего управления качеством:

  • существенно возрастает нагрузка на ректора, который должен лично

участвовать в разработке идеологии и организационного обеспечения системы
менеджмента качества;

  • как минимум 50% сотрудников будут противодействовать внедрению

систем качества (дополнительная нагрузка, контроль со стороны компьютерной системы, сомнения в необходимости использования новых средств управления качеством образования). Для преодоления этих негативных моментов необходима новая система мотиваций;

  • идеи управления качеством достаточно очевидны. Изучай передовой

опыт и применяй цикл PDCA (планируй – действуй – контролируй – анализируй результаты и вновь планируй мероприятия по устранению дефектов). Но за этой очевидностью и простотой скрывается огромное море данных, которые надо собрать, проанализировать и принять решение. Если не автоматизировать эти процессы, то лучше не связываться с применением современных методов управления качеством.

В качестве примера рассмотрим опыт решения проблем качества образования в ИГЭУ.
Сегодня в вузе существует система менеджмента качества, в которой:
– используются адаптированные к нашим условиям методы и средства технологий всеобщего управления качеством – Total Quality Management (TQM), «Кайдзен» и менеджмента «Хошин»;
– модели контроля, обеспечения и совершенствования качества
образования соответствуют основным международным стандартам (EFQM, ENQA, АККОРК);
– применяется комплекс методов и средств оценки соответствия
международным стандартам технологии управления качеством на уровне ректора, структурного подразделения и конкретного сотрудника вуза (анкеты и программные средства оценки результатов анкетирования студентов, сотрудников, внешних экспертов);
– применяется технология стратегического развития вуза на основе
системы сбалансированных показателей (рост в финансовом секторе; обеспечение и совершенствование качества процессов в основных сферах деятельности вуза; качество удовлетворения запросов предприятий-работодателей, государства, студентов, сотрудников и других клиентов высшей школы; развитие ресурсов и непрерывное обучение персонала);
– применяются новые методы и средства обеспечения качества
(комбинированный вариант контроля качества процессов и результатов обучения на основе сочетания компьютерных контролирующих систем и традиционных экзаменов; распределенная в течение семестра процедура выявления интегральной оценки знаний и рейтинга студента; бездефектное обучение (реализация принципа «шесть сигма» на основе применения обучающих модулей со свободным доступом студентов к компьютерным комплексам тренажа и тестирования); взаимодействие преподавателей по схеме «поставщик-потребитель» с целью раннего выявления и устранения дефектов знаний и компетенций студентов;
– начали применяться методы бенчмаркинга для повышения качества
персонала и улучшения ресурсов и процессов в образовании;
– по требованию стратегических партнеров вуза мы стали развивать
по отдельным образовательным программам ключевые компетенции инженерных кадров: умение системно мыслить, умение обрабатывать информацию, умение общаться на иностранном языке и др.;
– функционирует специальный отдел по созданию мультимедийных учебников, контрольных заданий и тестирующих комплексов по всем учебным курсам университета.
Для поддержания новых подходов к управлению качеством образования ИГЭУ создал мощную компьютерную и лабораторную базу (см. информационную статью об ИГЭУ в этом номере журанала):
Сотрудники ИГЭУ разработали и ввели в опытную эксплуатацию:
– инструментальный комплекс РАДИУС в виде набора средств
визуального построения интерфейсных форм, меню и панелей инструментов, запросов к базе данных, отчетов, диаграмм и графиков, ролевых ограничений доступа, позволяющих непрограммирующему пользователю (менеджеру) формировать и настраивать среду управления;
– программно-информационный комплекс управления качеством
персонала, ведения личных дел студентов и сотрудников;
– программную подсистему оценки качества ресурсного обеспечения
учебных процессов по пяти направлениям: процессы общения преподавателя и студента, процессы развития образованности личности, процессы профессионального развития профессорско-преподавательского состава, процессы совершенствования содержания образования, процессы измерения результатов учения и обучения;
– программную подсистему сопровождения процессов стратегического и
тактического планирования, развертывания планов по подразделениям вуза, контроля и анализа результатов выполнения планов;
– программную подсистему вычисления кумулятивной оценки знаний и
рейтинга (показателя класса) студента;
– программную подсистему измерения качества кадров, технических,
методических, программных и информационных ресурсов вуза;
– программную подсистему управления данными в среде Oracle;
– программную подсистему измерения качества процессов, входных и
выходных факторов для каждого процесса в образовательной сфере деятельности вуза;
– программную подсистему вычисления показателей аккредитации вуза;
– элементы программной подсистемы выявления уровня компетенций
абитуриентов, студентов и выпускников вуза;
– программные средства анализа движения вуза к стратегическим целям в соответствии с системой сбалансированных показателей;
– программную подсистему «ГИПЕРТЕСТ» для разработки и
сопровождения программ дистанционного обучения и тестирования;
– программную подсистему «Автоматизированные рабочие места
ректора, декана и заведующего кафедрой»;
– программную подсистему «Библиотека мультимедийных учебников и
тренажеров»;
– программную подсистему «Дистанционный доступ к компьютерным
обучающим системам»;
– геоинформационную систему вуза;
– автоматизированную бухгалтерию – систему «Флагман» с
приложениями ИГЭУ;
– информационный портал вуза (миссия, видение, политика, стратегия,
структура вуза, тесты для студентов, гипертекстовые учебники, газета, учебное телевидение и др.).
Еще большие усилия коллектив вуза приложил к созданию учебного,
методического и организационного обеспечения процессов управления качеством образования (общий объем текста – свыше десяти тысяч страниц).
На все это ресурсное обеспечение процессов управления качеством
образования ИГЭУ израсходовал только за последние семь лет свыше 600 млн рублей из разных источников финансирования.
В 2007 году необходимо решить еще один блок больших задач:
– повысить вычислительные ресурсы центральных серверов для решения
задач вуза, предоставления услуг вузам региона, централизованного обслуживания вычислительной сети средних учебных заведений региона, взаимодействия с вычислительными структурами министерства и другими организациями;
– развить структуру серверного парка и разделить серверы по
функциям: сервер VPN и Интернет-шлюз для обеспечения студентов и сотрудников высокоскоростным и качественным доступом в сеть Интернет; почтовый сервер для обслуживания большого потока электронной почты; сервер приложений для централизации и удешевления использования специальных программных средств типа Matlab, AutoCad и т.п. в образовательных и научных целях; сервер видео-контента для размещения видео-библиотеки, библиотеки электронных учебников и различных электронных тестов; сервер Web-порталов ИГЭУ для расширения функций дистанционного обучения и создания новых узкоспециализированных образовательных порталов  и  порталов, содержащих материалы научных исследований; центральный сервер резервного копирования; сервер специализированных баз данных (кластер);
– развернуть полноценно управляемую сеть на основе гигабитных
магистралей (1 Гбит/с), установить конечные управляемые коммутаторы с волоконными оптическими линиями для снижения перегруженности трафиком узких сетевых направлений, повышения производительности сети при проведении видеоконференций. Это позволит улучшить качество преподавания всех учебных дисциплин;
– смонтировать дополнительные волоконные оптические линии,
установить DSL линии связи с целью создания высокопроизводительной общеобразовательной сети города Иваново, ресурсного обеспечения доступа в сеть Интернет для средних школ региона;
– приобрести технику для дистанционной презентации учебных
курсов, автоматизированного контроля результатов обучения и проведения удаленных интерактивных консультаций;
– создать высококачественный и скоростной доступ к российским
образовательным и научным ресурсам при взаимодействии с сетью RunNET;
– сформировать высокопроизводительный кластер вычислительных машин для математического моделирования сложных непрерывно-дискретных систем автоматического управления и сложных процессов в сплошных средах теплоэнергетики, электромеханики, экологии.
По самым скромным подсчетам, ИГЭУ должен искать в 2007 году еще не менее 150 млн рублей.

наверх