Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Самостоятельная ценность

Проблемы подготовки специалистов

Виктор Демин Президент Союза директоров среднего профессионального образования РФ

Факторы развития
Образование и наука являются важнейшими факторами развития ведущих стран мира, которые вступили в эпоху постиндустриального общества с экономикой, основанной на знаниях, фактором, влияющим на качество жизни.
Россия вступила в ХХI век с развитой системой профессионального образования, которая должна стать основой создания качественного кадрового потенциала страны и проводимых в нашей стране преобразований, фундаментом сильной и процветающей России, ключевым условием развития конкурентоспособной экономики и повышения благосостояния.
Сегодняшним выпускникам, учащимся и студентам предстоит строить «общество знаний» – общество, свободное от войн и антагонизмов, общество гармонии, мира и процветания. Устойчивое развитие российского общества, основанное на приоритетах «Обучение в течение всей жизни» и «Образование для всех», устремлено в будущее, к нашему молодому поколению.
Сегодня сфера профессионального образования с новой силой востребована обществом и экономикой, все более становится самостоятельной ценностью и способом социализации молодежи.
За последнее десятилетие в профессиональном образовании России произошли существенные изменения, многие острейшие проблемы образования были решены. Это нам хорошо известно.
Вместе с тем целый ряд объективных показателей говорит о том, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво.
Профессиональное образование еще не полностью восприняло требования современной экономики и новой хозяйственной модели.
Поэтому необходима корректировка, уточнение направлений реформирования подготовки конкурентоспособной личности, которая и обеспечит конкурентоспособность страны. Безусловно, для их реализации, необходимы продуманные, взвешенные политические и организационные решения, значительные экономические, социальные, культурные затраты.
Приоритеты развития начального и среднего профессионального образования не раз обозначались Президентом РФ на Госсовете, на встречах с бизнес- и педагогическим сообществами, на заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.


Приоритет государства
Этот приоритет государства определяется рядом причин.
Во-первых. Становится очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач, в том числе по удвоению ВВП, напрямую зависит от эффективного использования труда, изменения структуры и развития качества рабочей силы, а, следовательно, качества профессионального образования.
Во-вторых. Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – это самый большой сегмент производительных сил общества. Их доля в общей структуре занятых в экономике равна почти 70 % (с НПО – 20,7%, с СПО в реальном секторе – до 32%, а в непроизводственной сфере – до 48%). Примечательно, что такая кадровая структура экономики России близка к странам Евросоюза.
В-третьих. Подготовка современных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом будет определять темпы экономического роста страны и качество жизни, дефицит кадров и уровень их компетенции грозит стать в ближайшие годы основной проблемой экономики.
Уже сегодня дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в различных секторах экономики становится реальным и ежегодно возрастает.
Мы понимаем, что заканчивается сорокалетняя тенденция роста численности трудовых ресурсов и Россия в условиях демографической ситуации уже в этом году вступает в период резкого сокращения трудовых ресурсов. В ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 20%. На этом фоне происходит катастрофическое старение кадров трудоспособного населения, недопустимо низкой становится квалификация, особенно рабочих. Даже на высокотехнологичных предприятиях доля рабочих высшей квалификации составляет около 15% их общей численности. Это вдвое меньше, чем мы имели раньше и что имеют сегодня развитые страны мира (США – 43%, Германия – 56%, Франция  – 38%).
В четвертых. Необходимость приоритетного и опережающего развития НПО и СПО обусловлена наличием устойчивого стремления молодежи к обучению в колледжах, техникумах, училищах, так как в них создаются условия для 6 миллионов молодых людей России для более раннего включения в профессиональную деятельность, приобретения базовых профессиональных компетенций, социализации личности и ее гражданской зрелости. Многие семьи, молодые люди, в том числе и с ограниченными социально-экономическими возможностями, рассматривают эти уровни образованиякак необходимые и достаточные, позволяющие им жить и работать в мире, в котором многие профессии не нуждаются в высшем образовании.
Многие недостатки, присущие системам НПО и СПО, зафиксированные в Концепции модернизации, остались нерешенными. До настоящего времени не были разработаны механизмы опережающего развития НПО и СПО на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Тенденции
Первая. Деформация структуры и объемов подготовки кадров, которая не соответствует реальным потребностям рынка труда и социальным, карьерным ожиданиям молодежи, сохраняется нерациональное использование молодых специалистов по полученной специальности.
Недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг в условиях складывающейся демографической ситуации, стандартизация уровней образования, особенно общеобразовательной школы, только под задачи высшего образования, рост некачественного платного профессионального образования в филиалах и представительствах вузов и ссузов усиливает деформацию кадровой структуры, приводит к росту притока иностранной рабочей силы, углубляет проблемы профессионального образования.
Вторая. Содержание обучения, кадровый потенциал, состояние учебно-материальной базы не в полной мере соответствуют современным потребностям развития экономики, что снижает конкурентоспособность специалистов, приводит к нерациональному их использованию, росту затрат работодателей на их переподготовку. В учебных заведениях слабо реализуются инновационные формы и методы обучения, в т.ч. открытое и неформальное образование. Все это делает профессиональное образование, по-прежнему, неэффективным, затратным и способствует росту безработицы.
Третья. Отрицательное влияние оказывает несовершенство механизмов социального партнерства, сохраняющийся разрыв связей с работодателями, социальными партнерами, отсутствие системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки специалистов.
Четвертая. Темпы роста и объемы бюджетного финансирования на всех уровнях, по-прежнему, остаются низкими и недостаточными, слабо используются финансовые возможности российских и международных образовательных программ.
Все это существенно снижает эффективность подготовки кадров.
Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального образования невозможно обеспечить инновационное развитие экономики страны.


Особенности развития
В нынешних сложных условиях центральная задача модернизации начального и среднего профессионального образования – обеспечение его конкурентоспособности на основе современного качества, выстраивание эффективной системы экономики и управления на федеральном и региональном уровнях, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства.
Цели образовательной политики в области НПО и СПО такие.
В политическом плане. Определение активной роли государства в сфере начального и среднего профессионального образования. Определение политики и стратегии его развития с учетом определения функций федеральных и региональных органов власти и управления образованием.
Опыт последних десятилетий доказал, что образование в своем развитии получило активную поддержку большинства регионов. Они и дальше будут играть решающую роль в инновационном развитии образования. Передача учебных заведений с федерального на региональный уровень – процесс объективный и необходимый, но проводить его следует открыто, с осторожностью, по мере того как организационно, методически и главное – экономически регионы будут к нему готовы. Нежелание учебных заведений переходить с федерального на региональный уровень состоит в страхе перед снижением качества управления, т.к. в основном ранее регион занимался только НПО.
Вместе с тем во многих регионах успешно начался процесс интеграции образовательного потенциала, создания целостных региональных систем образования, тесно связанных с потребностями региональных рынков труда, направленный на укрепление единого образовательного пространства субъекта Федерации.
Должны быть сформированымеханизмы определения потребностей и распределения молодых специалистов, создания условий по повышения статуса молодых специалистов и их эффективного использования – как основы эффективности профессионального образования и трудовых гарантий для молодежи, социальной стабильности регионов.
Усиление роли регионов, полноправное паритетное партнерство государства и гражданского общества, социальных партнеров, работодателей в инновационном развитии систем.
В социальном плане. Обеспечение конституционных гарантий доступности качественного образования для всех граждан, гарантий их права профессионального выбора и защиты от некачественного образования. Вместе с тем формирование в общественном сознании государственной и социальной значимости, карьерной перспективности начального и среднего профессионального образования, повышение престижа и мотивации молодежи в его получении.
В экономическом плане.Обеспечение единства интересов и потребностей граждан, общества и государства в высоком качестве подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов, востребованных и мобильных на рынке труда, способных к постоянному повышению своего профессионального уровня в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества.
В образовательном плане: Переход к устойчивому инновационному развитию системы НПО и СПО, ориентированных на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам. Создание условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни.
Предложенный комплекс мер основан на пяти приоритетах Концепции модернизации российского образования.

  • Государственные гарантии доступности и бесплатности профобразования.
  • Современное качество образования, соответствующее потребностям страны и мировым стандартам.
  • Формирование эффективной экономики учебных заведений и их инвестиционная привлекательность.
  • Решение социальных проблем работников и обучающихся
  • формирование нового качества кадрового потенциала и менеджмента.

Эффективностьпрофессионального образования определяется результативностью специалистов на рынке труда а так же эффективной экономикой образования. Однако на решение отдельных проблем необходимо обратить внимание.
Первое. Реальное недофинансирование потребностей деятельности учреждений достигает 45%. Бюджетные расходы на начальное и среднее профессиональное образование по объемам и темпам роста в сравнении с другими уровнями образования значительно меньше. В ФЦПРО и других ведомственных программах развития образования, включая по тематике НИР, выделяются мизерные средства. За последние 10 лет не было построено практически ни одного учебного заведения, общежития. Основные фонды, учебно-лабораторное оборудование не обновлялось более 20 лет. Что не позволяет обеспечивать необходимое, опережающее качество подготовки кадров особенно по наукоемким техническим специальностям. Подготовка на платной основе, внебюджетная деятельность позволили в значительной мере решить вопросы информатизации, отдельные социальные проблемы, выйти в режим развития. Однако ресурсы семей и общества перенапряжены, да и в разных регионах они неодинаковы. В условиях демографической ситуации, роста неограниченных возможностей получения платного высшего образования рассчитывать на увеличение этих средств не приходится.
Второе. Мы предлагаем в ближайшие три-четыре года удвоить финансирование НПО и СПО. Это будет реальным подтверждением поддержки государства этих уровней образования. Одновременно в целях обеспечения экономической стабильности образовательных учреждений следует пересмотреть систему и порядок бюджетного финансирования, которое должно стать адресным, нормативным и осуществляться «одной строкой».
Третье. Крайне необходим пересмотр Бюджетного, Налогового, Гражданского кодексов, статьи которого должны, по-нашему мнению, вернуть ранее установленные Законом «Об образовании» налоговые нормы и льготы, особенно это касается налогов на прибыль, на имущество, на землю. Практика прошедших лет показала – именно они позволили образованию выйти в режим развития.
Четвертое. Образовательные кредиты, субсидии, гранты, увеличение стипендиального фонда (стипендия в НПО и СПО в два раза ниже, чем у студента 1-го курса вуза), жилищные сертификаты, ипотека – эти и другие экономические механизмы также в порядке эксперимента должны прийти в наши уровни образования.


Развитие социального партнерства
В целях укрепления связи невузовского профессионального образования с рынком труда, трудовыми коллективами предлагается.
Принять законодательные и нормативные решения для создания организационных и экономических условий для заинтересованного отношения бизнеса и образования в вопросах: определения объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы учебных заведений, формирования содержания, независимой оценки качества образования, предоставления баз практики, бронирования рабочих мест для демобилизованных из армии, создание условий, способствующих закреплению молодых специалистов. В третьих, сформировать нормативную базу по созданию базовых предприятий и организаций, а также для целевой контрактной подготовки специалистов и софинансирования учебных заведений.
Мы считаем, что, по существу, Закон  «Об образовании» должен способствовать модернизации образования, содействовать развитию инновационно-ориентированного, конкурентоспособного государства.
Разработка мер по поддержке и развитию начального и среднего профессионального образования должна охватывать весь комплекс проблем. Рабочей группе предстоит сформулировать меры по повышению воспитательной роли, молодежной политике, укреплению здоровья учащихся и студентов, улучшению качества питания, развитию международного сотрудничества, решению социальных проблем коллективов и др. вопросам.
Предложенный проект комплексного плана определяет стратегические направления деятельности. В дальнейшем, дополнив и скорректировав их, предстоит большая работа по определению конкретных действий, инструментов и механизмов реализации опережающего развития НПО и СПО, в том числе всех институтов гражданского общества, нашего Союза всех его отделений в регионах.

Я лишь обозначил основные проблемы образования, но это только небольшая их часть.

 

наверх