Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Специалисты нового типа

Особенности подготовки будущих юристов

Сергей Суровов Ректор Саратовской государственной академии права

Цель и миссия
Миссия Саратовской государственной академии права заключается в удовлетворении потребности общества и рынка труда в качественном юридическом образовании, подготовке высококвалифицированных специалистов-правоведов широкого профиля на основе фундаментальных и практически направленных образовательных программ в системе непрерывного образования, активное участие в становлении правового государства.
Нашей основной целью является подготовка специалистов нового типа, соответствующего потребностям времени, обладающего выраженными адаптированными способностями для работы в новых условиях.
Данная цель предполагает ориентацию образовательной деятельности на формирование качеств компетентного специалиста, куда входят высокий уровень знаний, навыков, соответствующих современным кадровым потребностям; профессиональная мобильность, которая предполагает способность к росту, смене занятий, корректировки специализаций и повышению квалификации. Большое значение здесь имеют: способность к самостоятельному наращиванию необходимых знаний, поисковой творческой деятельности; умение работать в разнообразных сегментах информационной среды; открытость к усвоению нового теоретического и практического опыта; высокие морально-этические качества, преданность идеалам и ценностям новой России.
Процесс подготовки такого специалиста предполагает использование лучших традиций образования, носителями которых выступают научные и педагогические школы академии, существующие по всем отраслям юридического знания; активное включение инновационных методик и технологий подготовки специалистов; развитие различных связей с практическими органами; учет потребностей рынка труда; формирование у студентов навыков самостоятельного мышления. Большое значение имеет создание условий для непрерывности образования, возможностей повышения квалификации и профессионального роста в академии; высокий уровень качества подготовки преподавателей; их активная научная работа, приобщение к ней студентов, передача им навыков поисковой деятельности; участие преподавателей в различных формах повышения квалификации, возможность освоения передового и зарубежного научного и методического опыта. Это предполагает включение в разнообразные информационные сети, доступность литературы по разнообразным аспектам отраслей юридической теории и практики; вхождение вуза в систему взаимовыгодных связей с потребителями и заказчиками его продукции, которые складываются из участия в законотворческой работе, нормативном обеспечении деятельности государственных органов, экспертной деятельности, консультирования, повышения квалификации, переподготовки кадров, проведения научно-исследовательской работы по заказам практических органов.
Выполнить все эти задачи может учебное заведение с солидной материальной базой, выпускающее специалистов, востребованных на рынке труда, оказывающее своими научными разработками мощное влияние на законотворческую и правоприменительную практику, имеющее высокий престиж в стране и за рубежом.
Приоритетами развития академии являются: повышение качества образовательной и научной деятельности, обеспечение высокого уровня востребованности результатов этой деятельности на практике и на рынке труда, интеграция в мировое образовательное и научное пространство.


Повышение качества образовательной и научной деятельности
В академии разрабатывается и готовится сертификация единой системы контроля качества образовательной деятельности, которая предполагает создание службы контроля качества учебного процесса, обеспечение внешних и внутренних гарантий качества образовательных услуг, внедрение балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, повышение их заинтересованности в освоении учебного материала.
За счет внебюджетных средств вводятся разнообразные формы стимулирования качественной работы преподавателей и сотрудников.
Для усиления практической ориентации обучения будет продолжено создание филиалов кафедр при правоохранительных органах и ведомственных организациях.
Применение интенсивных форм и технологий обучения предполагает разработку по всем дисциплинам электронных учебно-методических комплексов, модернизацию учебных и учебно-вспомогательных помещений, приобретение современного криминалистического оборудования, создание сети аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием, учебных комнат и полигонов для проведения практических занятий, расширение такой формы подготовки студентов для их будущей профессиональной деятельности, как юридическая клиника, увеличение количества компьютеров и компьютерных классов, создание в академии единой корпоративной компьютерной сети,     увеличение объема финансирования на приобретение научной и учебно-методической литературы для библиотеки академии, обучающих образовательных программ и тестирующих материалов.
Учитывая рост потребности в получении второго высшего юридического образования у значительной категории граждан, уже в настоящее время расширяется номенклатура предоставляемых образовательных услуг по повышению квалификации и дополнительному образованию, происходит подключение к этой работе большего числа кафедр.
В новых условиях принципиально важно развивать условия для вовлечения студентов академии в общественную, спортивную, культурно-массовую и научную деятельность вуза, поощрять активное взаимодействие студентов с государственными, муниципальными органами власти и управления и общественными организациями.


Повышение уровня востребованности результатов
учебной и научной деятельности
Для этого предусматривается наращивание целевой подготовки специалистов на основе договоров с правоохранительными ведомствами, совершенствование работы центра содействия трудоустройству выпускников и студенческого кадрового агентства. Это создает возможность обеспечения мобильности в структуре специализации студентов в зависимости от потребностей рынка труда, изучения и прогнозирования такого рода потребностей.
В своих научных исследованиях сотрудники Саратовской государственной академии права все более четко ориентируются на потребности законотворческой и правоприменительной практики. Подписана серия соглашений о сотрудничестве с палатами Федерального собрания РФ, федеральными ведомствами о сотрудничестве и участии академии в экспериментальной и законотворческой деятельности. Такого рода деятельность рассматривается и как площадка для подготовки специалистов нового типа.
Интеграция образовательной, научной и консультационной деятельности, приобщение к работе студентов осуществляется благодаря действующей в академии системы научных центров, занимающихся исследованием проблем борьбы с организованной преступностью и коррупцией, финансового права, муниципального права местного самоуправления, экологического права, политических исследований, римского права, медицинского права.


Интеграция в мировое образовательное и научное пространство
В Саратовской государственной академии права обучаются студенты более чем из 50 регионов РФ, а также граждане стран СНГ и Балтии, в том числе студенты, принятые по квотам Министерства образования и науки РФ в соответствии с международными договорами. Студенческий состав многонационален. Никаких проблем на национальной почве в студенческой среде никогда не возникало. В настоящее время в СГАП проводятся семинары, на которых реализуется программа толерантности, тематические встречи по знакомству с бытом, характерными особенностями, культурными и историческими традициями различных народностей. Структурное подразделение академии – Поволжский региональный информационный центр Совета Европы активно задействует студентов в пропаганде программ по правам человека и толерантности в других вузах и школах Саратова.
В СГАП работают кафедры английского языка и межкультурных коммуникаций, английского и испанского языков, немецкого и французского языков, русского языка и культуры. Структурными подразделениями академии являются Российско-Американский центр межкультурных коммуникаций и Лингвистический учебно-переводческий центр «Референт». Специалисты кафедр и структурных подразделений обладают высокой квалификацией, позволяющей осуществлять обучение иностранных студентов русскому языку и иностранным языкам.
Академия имеет научные связи, в том числе и на основе двусторонних договоров о сотрудничестве со многими зарубежными вузами: Национальной юридической академией им. Ярослава Мудрого (Харьков, Украина), Западно-Казахстанским университетом (Уральск, Казахстан), Университетом им. П.Мендес-Франса (Гренобль, Франция), Университетом Париж-8 (Франция), Университетом Далласа (США), Южно-Методистским университетом (Даллас, США), Вторым Неаполитанским университетом (Неаполь, Италия), Университетом «Ла Сапиенца» (Рим, Италия), Университетом Катании (Италия), Университетом Амстердама (Нидерланды), Университетом Вены (Австрия), Университетом Тарту (Эстония), Университетом мировой экономики (София, Болгария), Университетом Кельна (Германия).
Научные международные связи позволяют вузу эффективно интегрироваться в мировое образовательное и научное пространство и обеспечивать академическую мобильность студентов и преподавателей. За последние три года студенты, аспиранты и преподаватели СГАП по международным программам грантов, стипендиальных фондов, двусторонних вузовских соглашений и обменов проходили (и проходят в настоящее время) обучение и стажировки в университетах многих стран: Германии, Нидерландах, Австрии, Франции, Бельгии, Великобритании, США, Венгрии, Польши, Италии, правоохранительных органах США. В рамках двустороннего межвузовского Соглашения о сотрудничестве разработана программа стажировок студентов, аспирантов и преподавателей по направлениям «международное публичное право», «международное частное право», «европейское право» во французском Университете им. П. Мендес-Франса (Гренобль) на 2006-й и 2007 годы.
Преподаватели, аспиранты и студенты принимают активное участие в международных научных и практических конференциях и семинарах, СГАП является базовым вузом для проведения международных научных мероприятий в области юриспруденции.
С 1992 г. в академии функционирует специализированная программа «Юрист-переводчик» с углубленным изучением английского и немецкого языков и присвоением выпускникам дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В преддверии планируемой в рамках Болонского процесса эквивалентности дипломов и периодов обучения вне зависимости от страны его получения и прохождения обучения в СГАП еще в 2002 г. создано отделение международно-правовой специализации с присвоением выпускникам квалификации «Юрист-международник». В процессе обучения студенты углубленно изучают несколько иностранных языков, иностранную юридическую терминологию, специальные дисциплины. Многие из выпускников, обучавшихся по указанным программам, впоследствии закончили аспирантуру и в настоящее время входят в профессорско-преподавательский состав академии. В СГАП функционируют бесплатные курсы английского, немецкого, французского языков для профессорско-преподавательского состава и аспирантов, так создается резерв квалифицированных преподавателей права, владеющих иностранными языками.
Принятая в 2002 г. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. предусматривает значительные изменения в условиях и технологии образовательной деятельности высшей школы. На наш взгляд, оправданной является позиция государства, направленная не на диверсификацию, рассредоточение подготовки такого рода специалистов во все новых организационных структурах, решающих эту задачу как новую, но предполагающая как раз интеграцию, сосредоточение этой работы в признанных учебно-научных комплексах, обладающих необходимым для решения этой задачи кадровым, методическим и материально-техническим потенциалом и способных развивать его в соответствии с новыми требованиями.

 

наверх