Пятница, 18 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Информационный центр региона

Проблемы и перспективы развития экономического вуза в Республике Саха (Якутия)

Людмила Цой Директор филиала Байкальского государственного университета экономики и права

В настоящее время среди факторов, влияющих на формирование социально-экономического облика общества, образование занимает одно из ведущих мест, являясь важной отраслью социальной инфраструктуры. Образовательные услуги характеризуются значительным влиянием на эффективность функционирования экономики посредством представления знаний людей, их опыта, умений, навыков, возможностей доступа к обучению, повышения квалификации, совершенствования профессиональных и личностных качеств работающих.


 Система образования в республике
Устойчивый экономический подъем, прогресс в социальной сфере и культуре любой страны надежно обеспечиваются только путем опережающего развития образования. Система образования создает, обновляет и поддерживает интеллектуальный потенциал всех социальных слоев и групп населения. Именно поэтому усиливается внимание общества к системе образования как сфере производства человеческого капитала, а управление образовательным процессом становится стержневым элементом регулирования экономического прогресса многих стран.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Повышение национальной конкурентоспособности России связано с переориентацией экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к развитию на основе научных открытий наукоемких производств и всемерного использования человеческого капитала. Закономерно, что в рамках Федеральной целевой программы развития российского образования на 2006- 2010 годы система образования утверждается в качестве основного источника обеспечения устойчивого экономического роста страны в долгосрочной перспективе и основного фактора усиления ее политической и экономической роли на международной арене. Современное российское образование призвано выполнять инновационную миссию, трансформирующую сложившуюся технологию производства и реализующую качественную профессиональную подготовку будущих специалистов. Роль вуза в решении актуальных проблем развития российского образования, таких как повышение качества образования, создание новых организационно-экономических механизмов развития его инновационного потенциала, является определяющей.
Современный вуз является большой и сложной образовательной системой, включающей подготовку специалистов, научные исследования, подготовку кадров высшей квалификации, переподготовку кадров и целый ряд других направлений, реализующихся в определенном региональном контексте. Высшие учебные заведения в сопряженности с региональными социально-экономическими процессами оказывают значительное влияние на развитие территории по целому ряду основных аспектов:  социальному, экономическому, культурному. Выступая элементом региональной социально-экономической системы, вуз создает дополнительные возможности для внедрения в систему региональной экономики различного рода технологических, экономических и иных инноваций. Таким образом, вузы становятся информационными центрами сферы народного хозяйства.
Рациональное использование возможностей высших учебных заведений как центров образовательного, научного и духовного прогресса – в числе государственных приоритетов Республика Саха (Якутия). Сегодня система образования республики переживает этап серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закрепленными Концепцией модернизации российского образования до 2010 года и «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ», одобренными Правительством РФ 9 декабря 2004 года. В контексте основных тенденций социально-экономического развития республики таких, как:

  • приоритетное развитие топливно-энергетического комплекса, отраслей добывающей промышленности, рост ювелирного производства, лесной, деревообрабатывающей, нефтедобывающей и пищевой промышленности;
  • развитие сферы туризма;
  • рост активности мелкого и среднего бизнеса;
  • становление финансово–экономической основы местного самоуправления,

особенно значимым становится вопрос об уровне развития экономического образования в регионе.
Не случайно в последние годы в республике наблюдается высокий спрос на высшее экономическое образование. Происходящие процессы в Якутии на современном этапе обуславливают подготовку высококвалифицированных экономистов различного профиля. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема скорейшего формирования и функционирования системы экономического образования, позволяющая осуществить качественно новый подход не только к подготовке кадров высокой квалификации в области экономики и управления, но и переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов, а также экономическому образованию всех слоев общества.
В последние годы в Республике Саха  сложилась достаточно развитая система высшего и сред­него специального экономического образования. Конкуренцию местному университетскому экономическому образованию (Финансово-экономический институт Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова) составляют выездные комиссии в центральные экономические вузы России, экономические факультет Якутской государственной сельскохозяйственной академии, экономическое отделение Якутского высшего гуманитарного колледжа, а также филиалы московского, санкт-петербургского вузов и вузов Дальневосточного региона (Новосибирск, Иркутск, Хабаровск). Бурный количественный рост экономических образовательных учреждений поддерживается высоким спросом в республике на высшее экономическое образование. Однако сегодня остро стоит вопрос не о количестве высших учебных заведений в республике, предоставляющих возможность получения высшего экономического образования, а о соответствии дипломированных специалистов требованиям регионального рынка труда. Рынок труда выдвигает возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов, конкретизирует спрос на специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недостаточно квалифицированной рабочей силы, а также качество профессиональной подготовки кадров становится причиной безработицы среди молодежи и взрослого населения республики. Многие молодые люди повторно сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения по окончании профессионального учебного заведения. В условиях активного социально-экономического развития республики проблемы востребованности  выпускаемых дипломированных специалистов и качества их специализированной подготовки становятся наиболее остро.
В целом решение проблемы качества высшего образования требует совместных усилий государства, частного сектора, профессионального сообщества, населения и гражданского общества. В частности, в условиях, когда рыночные механизмы сами по себе не обеспечивают качественного высшего образования, а требования регионального рынка труда значительно модифицируются, разработка и реализация эффективной системы менеджмента качества образования становится приоритетной задачей Филиала Байкальского государственного университета экономики и права в г. Якутске.
Необходимо отметить, что в рамках Международного стандарта ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества» качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Новая версия стандартов серии ISO 9000:2000 интерпретирует качество как степень соответствия присущих объекту (организации, процессу,  системе) характеристик установленным требованиям. Таким образом, качество объекта представляет собой качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.
В сфере высшего образования показателем качества результатов образовательной деятельности является качество профессиональных и социально-культурных знаний и навыков выпускников вуза, которое в свою очередь определяется уровнем качества содержания и ресурсной обеспеченности образовательной деятельности. С учетом того факта, что система управления качеством подготовки специалиста является неотъемлемой частью общей системы менеджмента современного вуза, высокое качество образовательного процесса может быть достигнуто только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.
В настоящее время в вузах России используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

  • оценочный метод управления качеством деятельности вуза;
  • концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
  • подход, основанный на требованиях  международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT-анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза.
Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако базируется на более глубоком анализе деятельности вуза как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Достичь высокой эффективности в области качества образования позволяет соблюдение принципов TQM, ценность которых заключается в их универсальности:

  • ориентация на потребителей, что необходимо для обеспечения конкурентоспособности оказываемых вузом услуг или создаваемой продукции на соответствующем рынке и способствует удовлетворению не только действительных, но и потенциальных запросов потребителей;
  • активная роль высшего руководства вуза, которая состоит в создании необходимых условий для обеспечения единства целей и деятельности вуза в области качества и для господства идеологии качества среди всех работников;
  •  вовлечение сотрудников в процесс реализации стратегических целей в области качества с целью осознания необходимости в улучшениях, для чего требуется специальное обучение сотрудников и в первую очередь руководителей функциональных служб и структурных подразделений вуза;
  • соблюдение процессного подхода к управлению качеством, в  соответствии с которым предоставление услуг и управление их качеством рассматриваются как совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов;
  • соблюдение системного подхода к управлению качеством, в соответствии с которым высшее образование рассматривается как процесс, результат и система одновременно;
  • постоянное улучшение качества, то есть отсутствие пределов улучшения деятельности вуза и ее результатов;
  • принятие решений, основанное на фактах, с целью исключения необоснованных решений;
  • построение отношения с потребителями и участниками образовательного процесса на взаимовыгодной основе.

Третья модель управления, основанная на требованиях международных  стандартов качестваISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM, в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.
Непосредственно разработка и внедрение системы менеджмента качества в вузе состоит из нескольких ступеней, включающих:

  • установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
  • разработку политики и целей вуза в области качества;
  • установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
  • установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
  • выбор индикаторов (показателей) и разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
  • применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
  • определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
  • разработку и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.

                Миссия любого вуза, в том числе Филиала БГУЭП в г. Якутске, в области качества определяется созданием для потребителей гарантий качественного удовлетворения их запросов самым эффективным и экономичным способом. Выполнение заявленной миссии осуществляется через систему стратегических целей, среди которых в качестве приоритетных Филиал БГУЭП в г. Якутске выделяет: удовлетворение образовательных потребностей личности на основе привлечения квалификационного профессорско-преподавательского состава, создания необходимого методического обеспечения учебного процесса, применения новых информационно-коммуникационных и образовательных технологий, создания условий и возможностей для ее успешной социализации и эффективной самореализации; удовлетворение потребности общества в созидательно-активных, культурно-компетентных, социально-ответственных, коммуникативных личностях и конкурентоспособных специалистах; обеспечение приоритетных областей экономики специалистами высокого профессионального уровня, подготовленных в лучших традициях российской высшей школы с учетом современных требований и инновационного зарубежного опыта;  обеспечение системной интеграции образования, науки и производства.
Решение указанных стратегических задач предопределяет модернизацию организационной, функциональной структуры вуза и формирование сети стратегических партнеров вуза.
Для решения проблемы модернизации организационной и функциональной структуры вуза необходимо проведение комплекса работ:

  • сбор данных о характеристиках и взаимосвязях элементов структуры в системе управления деятельностью вуза;
  • анализ эффективности функционирования различных типов структур, определение степени управленческого и информационного дублирования, влияния структуры каждого типа на качество учебного процесса;
  • определение направлений повышения эффективности структуры управления образовательным процессом в вузе;
  • разработка формализованной схемы решения задачи выбора эффективной структуры управления образовательным процессом в вузе;
  • анализ и оценка эффективности выбранной структуры управления.

         Формирование системы стратегических партнеров вуза, достижение развитой формы вертикальной интеграции вуза предполагает установление вузом прямых связей с основными «профильными» предприятиями по вопросам создания совместных образовательных программ и систем внутрифирменного корпоративного обучения, организация их непосредственного участия в учебном процессе и контроле качества образования и уровне знаний студентов. Основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.
Сотрудничество вуза с отраслевыми предприятиями может осуществляться в рамках: развития программ целевой подготовки специалистов, менеджеров и научных кадров по заказам предприятий; организации и проведения в интересах предприятий научно-исследовательских разработок; создания совместных центров, экспертных советов и лабораторий для научного сопровождения программы развития соответствующих отраслей;
организации и проведения научных мероприятий, призванных объединить усилия ученых и специалистов-практиков в решении важнейших проблем экономического развития региона.
Таким образом, с учетом основных тенденций развития российской системы образования, изменяющихся и всевозрастающих требований, предъявляемых региональным рынком труда Республики Саха к качеству образования специалистов экономического профиля, конкурентоспособной моделью экономического вуза республики становится модель, ориентированная на управление качеством содержания, результата и организации образовательной деятельности.

 

наверх