Воскресенье, 26 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Приоритеты развития

Национальный проект «Образование» в регионе

Виталий Гутман Министр образования Астраханской области

Еще до начала реализации национального проекта мы разработали, подготовили, приняли и реализуем стратегический план модернизации системы образования Астраханской области, которая рассчитана на 2005-2007 годы. Министерство мы молодое, нам год, мы посчитали, что целью деятельности регионального органа управления образования должно быть обеспечение доступности качественного образования при одновременном повышении его эффективности. Это записано в концепции модернизации российского образования других правительственных документов. Постановка данной цели привела нас, естественно, к необходимости серьезных изменений в региональной системе образования.


Изменения в системе
Первое – это изменение структуры сети учреждений системы образования области.
Совершенно понятно, что эта мера позволяет более рационально использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Подчеркну, не экономно, в чем нас неоднократно обвиняли и обвиняют, а именно рационально. Это и создание образовательно-воспитательных комплексов, включающих в себя школу, клуб, библиотеку, и так далее. Это создание ресурсных центров, которые сосредотачивают в себе финансовые, материальные, кадровые ресурсы. Это также шаг к профилизации старшей ступени школьного обучения.
Результаты нашего анализа показали, что доступность качественного образования на селе в настоящее время может быть обеспечена прежде всего организацией подвоза учащихся к данным ресурсных центрам. Проведенные расчеты показали, что необходимые для организации таких центров финансовые вложения, включающие в себя приобретение автобусов, учебного оборудования и так далее, в целом не превышают нынешних затрат на среднее образование при несопоставимом качестве оказываемой услуги.
Конечно, был введен ряд рамочных условий, безоговорочных, таких как сохранение школ первой и второй ступени, в каждом селе наличие соответствующей инфраструктуры, и так далее.
С 2005 года мы приступили к структурным изменениям сети учреждений начального и среднего профессионального образования, отвечающим запросам рынка труда. Получение востребованного и конкурентоспособного образования, особенно в сельской местности, и прежде всего там, становится возможным благодаря созданию системы губернских колледжей. По сути своей эти учебные заведения будут являться многопрофильными, многоуровневыми центрами непрерывного профессионального образования, в компетенции сельских администраций. Государство не может выступать учредителем общеобразовательного учреждения, очень сложно в одном учреждении реализовывать разные типы программ.
В Астраханской области сформирован единый региональный заказ на подготовку рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для этого пришлось пойти на непопулярные меры, связанные с закрытием нескольких профессиональных учебных заведений. Тем не менее наша цель – создание таких крупных, полипрофессиональных школ, которые могли бы гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Второй приоритет – это изменение, широкое внедрение новых организационно-финансовых механизмов. С января 2006 года все общеобразовательные учреждения Астраханской области уже перешли на нормативное подушевое финансирование, в соответствии с принципом: деньги следуют за учеником.
Если поначалу директора школ были наиболее сопротивляющимися данным изменениям, потому что большая свобода предполагает и большую ответственность, то теперь, по прошествии нескольких месяцев,   попробуйте у них только эти средства отнять. Это, я уверяю, не удастся. У школы появляется прямая экономическая заинтересованность в предоставлении качественного образования. Конечно же, с учетом специфики мы разработали ряд поправочных коэффициентов, чтобы не разрушить малокомплектную сельскую школу, но вкупе с оптимизацией сети, я думаю, эта мера уже сейчас приносит результат.
Третий приоритет. Изменение механизмов работы с педагогическими руководящими кадрами. Сейчас мы разрабатываем переход на отраслевую систему оплаты труда. С 1 января этот переход будет осуществлен. Мы очень много знакомились с самым разнообразным опытом, накопленным в России, например, с тюменским, с питерским опытом, пытаемся идти своим путем.
В основе все-таки лежит оценка результата, удовлетворяющего запросы потребителя.
Происходят изменения в системе аттестации педагогических кадров. Мы убеждены, что действующая система аттестации не в состоянии правильно оценить уровень подготовки учителя, она носит формальный характер и представляет собой эрзац реальной системы оценки. Нами сейчас завершена разработка новых аттестационных процедур. С 1 сентября мы вводим ее для руководителей системы образования, с 1 января – для педагогов.
Основным принципом является максимальное упрощение при ужесточении требований к уровню педагогической руководящей деятельности.
Самое пристальное внимание мы теперь уделяем привлечению молодых специалистов на селе. Целевой набор действует уже достаточно давно. С 2005 года мы начали платить единовременное пособие из регионального бюджета. До этого это были обязанности муниципальных бюджетов. В 2005 году мы выдали по 10 тысяч рублей. В 2006-м планируется по 30 тысяч рублей. Вроде бы не очень большие деньги, но тем не менее в 2005 году в сельскую школу Астраханской области на работу поступил 61 специалист. Я это везде с гордостью заявляю, потому что в 2004-м не пришел никто.

Управленческие механизмы
Четвертый приоритет. Перестройка системы управления, системы образования с ориентацией контрольной деятельности, мониторинга качества образования на стимулирование достижения новых результатов. До этого мы создаем несколько систем оценки качества образовательной сферы региона. Первое, что мы провели, – это рейтингование. Хотя, конечно, это не рейтинг общеобразовательных учреждений области. Он вызвал очень большой интерес у родительской общественности, очень большой интерес у органов местного самоуправления. Поэтому сейчас мы приступили ко второму этапу, к мониторингу муниципальных систем образования, именно как сетевых проектов. Конечно, представляем информацию всем участникам образовательного процесса через создание на региональном уровне комплексной образовательной системы, информационной системы.
Пятый приоритет. Изменение управленческих механизмов. Мы считаем, что необходимо перестроить парадигму управления в сфере образования и это возможно через создание образовательных округов. Астраханская область участвует в эксперименте в числе других шести регионов России, проводимом Минобрнауки РФ. При этом муниципальные органы управления сосредотачиваются на выполнении своих прямых обязанностей, а округа – на содержательно-образовательном процессе, контроле исполнения законодательства, повышении квалификации педагогических кадров и так далее.
На наш взгляд, эта система управления более эффективна по сравнению с дележкой образования по муниципальным квартирам. Население получает новые возможности доступа к образовательным ресурсам в независимости от места проживания. А государство возвращает себе ответственность за результаты образования.
Возрастающий уровень социальных ожиданий от образования, накопившиеся нерешенные проблемы в этой сфере требуют активного вовлечения управления образования общественных субъектов, а также развития партнерского взаимодействия между участниками образовательного процесса. Кстати, уверен, что это вызывает, у нас, по крайней мере, наибольшие трудности.
Да, у нас при реализации национального проекта, при отборе школ, работающих в инновационном режиме, и педагогов активно участвуют общественные организации. Но я думаю, что многие регионы повторяют это. Зачастую нам приходится искусственно находить, подтягивать эти общественные организации, уговаривать их участвовать в данной деятельности. Уверен, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» активизирует эти процессы и пробудит желание широких групп общественности реально влиять на жизнь каждого конкретного образовательного учреждения и системы образования в целом.
Надо сказать, что национальный проект также дал уже мощный импульс. Правда, мы при отборе лучших школ и лучших учителей, соблюдая условия универсальности и рамки, заданные федеральными органами власти, тем не менее специфику региона учли. Так, мы ввели внутреннее квотирование по численности обучающихся для школ, претендующих на получение миллионных грантов. Мы не стали вводить квотирование по муниципалитетам, потому что это нам кажется достаточно искусственно. Квотирование по численности тоже искусственное, но тем не менее оно позволяет и школам с небольшой численностью учащихся претендовать и реально получить гранты.
Тот же принцип равных возможностей мы положили в основу квотирования для отбора лучших учителей. Он заключается в распределении 78 грантов, положенных региону, по преподаваемым предметам. Более того, мы приняли решение об устранении, как нам казалось, некой несправедливости в отношении педагогов, работающих вне системы общего образования. У нас введены губернаторские гранты, 100 грантов по 50 тысяч рублей, и в конкурсном отборе, который тоже сейчас завершается, мы планируем выплатить эти деньги к 1 сентября, смогут принять участие не только педагоги школ, но и системы начального профессионального, дополнительного специально-коррекционного дошкольного образования.
То есть на сегодняшний день мы полностью готовы к реализации задач, поставленных национальный проектом.

 

Но я бы хотел сказать несколько слов и о следующем этапе, как нам кажется, который необходимо совершить. Во-первых, на наш взгляд, в механизме распределения средств, связанных с лучшими школами, с лучшими педагогами, необходимо дать больше самостоятельности регионам, конечно, при контролирующей и руководящей роли федерального центра, потому что везде своя специфика, и ее все равно приходится учитывать.
Во-вторых, необходимо признать, что реализация национального проекта, я выражаю своё личное мнение, – это акт прежде всего политический, и нечего этого стесняться, государство после многолетнего перерыва обратило внимание на систему образования.

 

наверх