Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Национальная модель

Система образования в Республике Казахстан

Бырганым Айтимова Министр образования и науки Республики Казахстан

«Страна, не  умеющая развивать знания,  в XXI веке обречена на провал».
Н.Назарбаев

В современных условиях образование справедливо рассматривается как главный фактор политического, социального и экономического прогресса. Происходящие изменения в системе общественных отношений требуют от системы образования мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического опыта и соответствия потребностям развития экономики.
В Казахстане государственная политика в области образования строится на основе двух взаимосвязанных принципов.  Это, с одной стороны, сохранение всего положительного в области образования, что  было накоплено в советский период, а с другой – создание новой национальной модели образования.
В республике создана законодательная и нормативная правовая база, обеспечивающая реформирование, функционирование и развитие национальной модели образования.


Приоритеты развития
Решение задач эффективного преобразования отрасли стало одним из основных стратегических приоритетов развития страны.    В Стратегии «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», принятой страной в 1997 году, указаны важность «здоровья, образования и благополучия граждан», т.е. основные составляющие человеческого развития. Достижение данного приоритета конкретизируется в стратегической задаче расширения доступа населения к качественному образованию всех уровней и ступеней на принципе непрерывности образования.
В 1999 году принят новый, единый для всех уровней образования Закон Республики Казахстан «Об образовании», он устанавливает новую модель национальной системы образования, наиболее адекватно отвечающую изменившимся социально-экономическим условиям.
Новая модель национальной системы образования  ориентирована прежде всего на обеспечение высокого качества обучения, воспитания, подготовку высокопрофессиональных кадров с новым мышлением и более высоким уровнем гражданственности.  Решение этих задач позволило осуществить  качественно новый этап в реформировании отечественной системы образования.
30 сентября 2000 года Указом  Президента Республики Казахстан была утверждена первая Государственная программа «Образование», определившая основу реализации государственной политики в сфере образования, позволившая осуществить  переход от модели «Образование для всех» к модели «Образование для каждого».
За годы ее реализации увеличилось финансирование сферы образования, возросла заработная плата педагогов, укреплена материально-техническая база школ.  Для обеспечения развития сельских школ реализована программа «Ауыл мектебi».
Казахстан первым среди стран СНГ в 2001 году  завершил компьютеризацию школ. Кардинальные изменения произошли в системе высшего образования. Внедрен новый механизм формирования студенческого контингента, предусматривающий проведение комплексного тестирования абитуриентов. Введена многоуровневая система подготовки специалистов, отвечающая международным стандартным классификаторам специальностей. Сложился рынок образовательных услуг, основанный на механизме многоканального финансирования вузов.
В 2004 году разработана Концепция развития системы образования  до 2015 года,  определившая  образование в качестве общенационального приоритета на  длительный период. 
На ее основе была разработана и Указом Президента страны от 11 октября 2004 года   утверждена Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.
Основными  направлениями  Государственной программы являются:
переход на 12-летнее среднее общее образование; внедрение нового уровня – послесреднее профессиональное   образование;  обеспечение трехуровневой системы подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура (Ph.D), основанной на академических кредитах;  создание Национальной системы оценки качества образования.
О приоритетном внимании государства к вопросу образования говорят следующие факты. В 2005 году расходы на образование из республиканского бюджета выросли на четверть по сравнению с 2004 годом. В республиканском бюджете 2006 года в 2 раза предусмотрен рост расходов на образование, по сравнению с началом 2005 года. Их доля в ВВП составляет 4%.
Повышение заработной платы в среднем на 32% позволило улучшить материальное положение педагогов страны.  
Реализация единой государственной политики в области образования возложена на Министерство образования и науки Республики Казахстан.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан среднее образование является обязательным и предоставляется бесплатно в государственных учебных заведениях.
В соответствии с Государственной программой развития образования начиная с 2008 года будет осуществлен поэтапный переход на 12-летнее обучение.
Особое внимание уделяется созданию условий для профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение – завершающий этап среднего общего образования, на котором  старшеклассники получают образование в соответствии с их потребностями и намерениями, что позволяет сделать осознанный выбор профессии.
Профильное обучение будет осуществляться по естественно-математическому, социально-гуманитарному и технологическому направлениям.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования в нашей стране является развитие одаренных детей и молодежи как основного интеллектуального и творческого потенциала страны.
Для практической реализации этого направления в республике создан Республиканский научно-практический центр «Дарын» – многофункциональное научно-образовательное учреждение,  деятельность которого направлена  на совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Для создания современной модели среднего образования и перехода на международные стандарты в процессе обучения активно используются информационные технологии.
Обеспеченность компьютерной техникой школ составила 32 учащихся на один компьютер, в сельских школах – 29,  телефонизировано 85,8% городских школ, в сельских районах – 82,6%.  К сети Интернет подключено более 86% школ.
Эффективность использования компьютерной техники во многом зависит от обеспеченности организаций образования программными средствами учебного назначения на казахском и русском языках.
Институциональную поддержку в реализации государственной политики информатизации системы образования  обеспечивает  Республиканский научно-методический  центр информатизации образования, который был создан в 1998 году в  г. Алматы.


Начальное и среднее профессиональное и  высшее образование
Современное состояние профессионального образования и динамика процессов в этой сфере показывает, что профессиональная подготовка превращается в решающий фактор поступательного развития общества.
Подготовка квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда и специалистов среднего звена осуществляется в  312 профшколах (лицеях) по 134 рабочим профессиям и 475 колледжах по 211 специальностям.
Государственный образовательный заказ на подготовку кадров                  технического и обслуживающего труда ежегодно формируется с учетом региональных потребностей и реализуется  за счет республиканского и местного бюджетов.
Проводится работа по созданию новой модели взаимодействия «государство – учебные заведения – работодатели», позволяющей привести систему профессионального образования в соответствие с практическими нуждами развивающейся национальной экономики.
Начата работа по созданию межрегиональных профессиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда.  

Придан особый статус национальных вузов девяти ведущим университетам, которые должны стать флагманами системы образования. В целях развития регионального образования в стране определены 18 региональных вузов.
Для повышения конкурентоспособности профессионального образования осуществляются  меры по поэтапному повышению качества образовательных услуг, формированию государственного образовательного заказа в соответствии с потребностями рынка труда,  оптимизации сети высших учебных заведений с концентрацией усилий по развитию технического образования.
В соответствии с Государственной программой развития образования проведена работа по переходу на бакалаврско-магистерскую модель подготовки кадров с высшим образованием.
Разработан и введен в действие новый Классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры, содержащий укрупненные специальности.Усовершенствованы государственные общеобязательные стандарты с использованием компетентностного подхода. В 37 вузах внедряется кредитная система обучения.
Для развития инновационной деятельности совершенствуются существующие и внедряются новые механизмы подготовки кадров.
В вузах получила развитие инновационная инфраструктура. Во всех государственных и ряде частных вузов функционируют научно-исследовательские институты, центры и лаборатории, созданы научно-технологические парки. Созданы и внедряются новые докторские (Ph.D) и магистерские программы по техническим специальностям.
Важной составляющей работы по улучшению качества образования является внедрение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов. В настоящее время сертификационный аудит систем менеджмента качества прошел 41 вуз.
Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием ориентирован на  высокотехнологичные и наукоемкие производства.  Госзаказ реализуется через систему конкурсного присуждения государственных образовательных грантов и последующего размещения в высших учебных заведениях страны.
В этом году госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием  включает 32 490 грантов. На следующий учебный год подготовлен проект госзаказа с учетом дифференциации стоимости государственных образовательных грантов в зависимости от специальности и статуса вуза.
Проводится государственный контроль за качеством обучения. Студенты 2-3-х курсов проходят процедуру промежуточного государственного контроля с  целью проверки освоения отдельных дисциплин, входящих в циклы социально-гуманитарных, естественно-научных и общепрофильных  дисциплин государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования.


Социальные программы
Реализован блок социальных программ. С 1 июля 2005 года в 2,3 раза повышен размер стипендии учащимся колледжей, студентам и магистрантам. Студенты, обучающиеся по государственным образовательным кредитам, переведены с 1 сентября 2005 года  на обучение по грантам.
Реализуются  меры по стимулированию преподавательской деятельности, по поддержке новаторов, активно зарекомендовавших себя не только в педагогической, но и в научной работе.
Начиная с 2006 года  двумстам лучшим преподавателям высших учебных заведений на конкурсной основе будет присуждаться стипендия «Лучший преподаватель вуза» с выплатой гранта на год в размере 15 тысяч долларов США. В настоящее время обладатели гранта «Лучший преподаватель вуза»  проводят научные исследования,  проходят стажировку в зарубежных вузах.
На основе единых критериев и показателей создана и актуализирована база данных, включающая 253 лучших преподавателей вузов, которая в настоящее время активно используется в информационно-образовательном пространстве.
Таким образом, казахстанские профессора получили реальную возможность для проведения лекций, консультаций и обмена опытом в зарубежных университетах.
Совершенствуются нормативно-правовая база и технология лицензирования, аттестации и государственной аккредитации организаций образования.
В целях подготовки конкурентоспособных специалистов  разработан проект Концепции совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Казахстан до 2010 года. 
В республике формируется национальная система оценки качества образования. Созданный Национальный центр оценки качества образования осуществляет мониторинг состояния системы образования, участвует в создании и обеспечении функционирования системы оценки качества образования, способствующей конкурентоспособности как системы образования на международном образовательном пространстве, так и специалистов на рынке труда.
Центром подготовлен Национальный доклад о состоянии и развитии образования в республике. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в Казахстане  созданы социально-экономические условия для функционирования системы образования, ее ресурсного обеспечения,  благодаря которым достигнуты значительные результаты в организации и осуществлении образовательного процесса.
Для организационно-технического обеспечения проведения процедуры аккредитации организаций высшего и послевузовского профессионального образований создан Национальный аккредитационный центр.
 В текущем году начата работа по переходу на международную модель аккредитации организаций образования. Данная модель сформирована с учетом опыта аккредитационных агентств, входящих в Международную сеть обеспечения качества ENQA, стран Европы (Нидерланды, Венгрия, Австрия, Германия, Польша), США, России.
Согласно международной модели аккредитации будет определяться соответствие вуза стандартам, идентифицированным со стандартами международной аккредитации Европейских агентств. 
Международное сотрудничество в области образования осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. В настоящее время подписаны соглашения о сотрудничестве более чем с 40 странами ближнего и дальнего зарубежья и международными организациями.
Значительно расширились возможности казахстанцев в получении образования за рубежом. Впервые в 2005 году, по поручению главы государства, число обучающихся увеличено до трех тысяч.
В соответствии с поручением главы государства в столице создается престижный университет международного уровня.   

Разработана и одобрена  Концепция создания университета, в которой  определены миссия нового университета, его задачи, основные принципы деятельности и ключевые факторы успешности. Концепция разрабатывалась с учетом передовой мировой практики университетского образования, опыта наиболее успешно модернизирующихся университетов современности.  В основу академической, научно-исследовательской структуры нового университета положены модели исследовательского университета.

 

наверх