Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Меры государственной поддержки

Вопросы профессионального образования

Виктор Шудегов Председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

В современном мире образование является важнейшим стратегическим направлением деятельности общества и государства.
Сегодня в реальных секторах экономики (выпускающих продукцию) из общего числа работников, имеющих профессиональное образование, большая доля имеет среднее профессиональное образование. Поэтому можно утверждать, что среднее профессиональное образование для экономики страны имеет первостепенное значение.
В настоящее время работодатели испытывают острую нехватку высококвалифицированных кадров, что не позволяет развивать производства, базирующиеся на высоких технологиях. Только 5% рабочих высшей квалификации имеется сегодня в России, при этом в США их 43%, а в ФРГ – 56%. В таких условиях весьма затруднительно создать конкурентоспособную экономику. А если учесть, что средний возраст высококвалифицированных рабочих в различных отраслях российской промышленности сегодня составляет 51-58 лет, легко понять, что нужно принимать сверхрадикальные меры.
В настоящее время назрела потребность и необходимость в изменении типов и видов профессиональных учебных заведений. На базе существующих колледжей, техникумов и училищ необходимо сформировать многопрофильные и многоуровневые учебные заведения – колледжи, ресурсные центры. В таких учебных заведениях выпускники школ могли бы получать полное среднее образование и инновационную профессиональную подготовку.
Кроме того, на базе ведущих лицеев и колледжей необходимо создать и оборудовать многоуровневые образовательные учреждения профессионального образования. Это позволит реализовывать многоуровневые    программы профессионального образования, необходимые для динамичных потребностей рынка труда, а также программы профильного обучения для подготовки рабочих и специалистов разной квалификации.
Сегодня начальное и среднее профессиональное образование оказались в худшем положении по сравнению с другими видами образования. Особенно тяжело на их деятельности сказалась передача учреждений начального и среднего профессионального образования на уровень субъектов РФ. Пока из субъектов РФ поступает неутешительная информация.
Несмотря на то что в настоящее время Правительством РФ принята программа по модернизации и «опережающему развитию» начального и среднего профессионального образования, задачи, поставленные в ней, решаются медленно, а механизмы ее реализации до сих пор не сформированы.
Лозунг опережающего развития также не был подтвержден «опережающим» бюджетным финансированием. Даже в приоритетном национальном проекте «Образование» среднему профессиональному образованию не нашлось места. Мне представляется, что государством не было принято каких-либо серьезных шагов по реализации этого курса.
Приоритетный национальный проект должен включать в себя меры государственной поддержки образовательных учреждений НПО и СПО, активно внедряющих инновационные программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Необходимо повышать качество выпускников в соответствии с актуальными требованиями экономики на основе новых или модернизированных профессиональных стандартов, современной материально-технической базы учебных заведений.
Хочу подчеркнуть, что наш комитет исходит из того, что образование вправе и должно иметь условия для своего приоритетного развития и все законодательные акты должны работать на эту цель.
Полагаю, что законодателям всех уровней необходимо решить вопрос о заработной плате работников ссузов и социального положения обучающихся, в частности размера стипендий.
Наш комитет неоднократно пробовал разрешить эти проблемы, но не получал поддержки. Например, сложная судьба складывается у разработанного нами законопроекта о доплате за ученые степени работникам среднего профессионального образования, который имеет целью привлечение в ссузы высококвалифицированных специалистов. Финансовые затраты реализации законопроекта для федерального бюджета весьма невелики и составят всего около 20 млн рублей для всех ссузов. Несмотря на то что эта мера была поддержана Президентом РФ В. Путиным, правительство на первый вариант законопроекта дало отрицательное заключение. Полтора года назад доработанный законопроект мы вновь направили на заключение в правительство и до сих пор не получили заключения правительства, без которого нельзя внести законопроект в Государственную думу.
Кроме того, считаю, что необходимо введение рейтинга образовательных учреждений. На мой взгляд, целесообразно установить конкурс – 100 лучших техникумов РФ. Это будет способствовать повышению конкуренции между образовательными учреждениями и позволит дополнительно финансировать техникумы, действительно заслуживающие этого.

Хотелось бы отметить, что если мы планируем формировать новую российскую экономику на основе знаний и наукоемких технологий, то всему обществу, и в первую очередь государств, надо повернуться лицом к образованию и действительно обеспечить прорывное развитие отечественной системы образования. В противном случае Россию ждет судьба страны, экспортирующей нефть, лес и другие природные ресурсы.

наверх