Суббота, 14 июля 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Этапы системы

Подготовка инженерных кадров

Армангельды Омаров ректор Казахского университета путей сообщения

В настоящее время Республика Казахстан признана мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За очень короткий срок Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития.
Изменения в системе общественных отношений воздействуют на систему образования и требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Здесь возрастает роль и значение современной системы образования как составляющей основы нового качества жизни общества и являющейся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны.


Основные направления
Основное направление развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесной связи вузовских исследований с потребностями социальной сферы и экономики, совершенствованию образовательных и информационных технологий.
В современных условиях системе высшего образования необходимо приобрести новое качество и общественный статус, поднимающий ее на особый уровень, первоочередной задачей которого является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация.
В 90-е годы прошлого столетия с развалом Советского Союза государство практически ушло из образовательной сферы. Система образования сохранилась в силу своей самодостаточности, но при этом стала в значительной степени замкнутой и к внешним запросам на специалистов невосприимчивой.
Теперь все меняется, образование косвенно влияет на экономику страны и становится самостоятельным, а также одним из многих видов бизнеса. Складывается значительный конкурентный рынок образовательных услуг.
Начало 2000 годов сопровождается заметным ростом финансирования образовательной системы со стороны государства, качественным улучшением образовательного процесса по сравнению с 90-ми годами. Здесь большую роль стали играть профессиональные ассоциации.
Для системы образования Республики Казахстан характерны в основном следующие проблемы:

  • несоответствие требованиям современного общества и экономики содержания и технологии образования;
  •  увеличение нехватки кадров, способных обеспечить процессы развития (это и преподаватели, и руководители разного уровня);
  •  существующие механизмы государственного управления в полной мере не могут обеспечить дальнейшее развитие системы образования.

По мнению работодателей, система образования не справляется с подготовкой необходимого количества высококвалифицированных специалистов.          По отзывам руководителей предприятий, не все молодые специалисты – инженеры-механики с дипломами университетов могут, например, четко прочитать чертежи, не говоря уже о решении технических вопросов, которые им задаются. У большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки, и причину видят в неспособности образовательных учреждений гибко изменять содержание подготовки с ориентацией на запросы рынка труда. А это приводит к тому, что предприятиям приходится доучивать, а зачастую переучивать привлекаемых специалистов с высшим образованием. Почему так происходит?


Пирамида обучения
В данное время основной проблемой является утрата связи с базовыми предприятиями. В связи с этим необходимо создать условия для взаимовыгодной интеграции производства и образования, в том числе и за счет стимулирования инвестиций.
Прежде всего надо понять, что производственники-технари – это люди с математическим складом ума, которым с большим трудом даются гуманитарные науки. Поэтому обучение должно быть в виде пирамиды, где наверху – технологи и конструкторы.
Для решения данной проблемы, на наш взгляд, Министерство образования и науки должно советоваться с производственниками о программе обучения; необходимо установить строгий контроль за развитием производственной базы вузов; в технических вузах сократить количество гуманитарных дисциплин (они в достаточном объеме изучаются в средних общеобразовательных учебных заведениях); с 1-го курса ввести до 70-80 % практических занятий по различным профессиям, перечень которых должен быть согласован с производственниками – заказчиками молодых специалистов; студентам, окончившим 1-2-й курсы и сдавшие экзамены, выдавать удостоверения по полученной специальности (слесарь, сварщик и т.д.) – этим можно решить проблему нехватки среднетехнического персонала. Кстати, в нашем университете второй год практикуется обучение таким рабочим профессиям, как приемосдатчик грузов, монтер пути, бригадир пути, асфальтировщик, проводник пассажирских вагонов, токарь, электросварщик, слесарь по ремонту автомобилей, машинист тепловоза, т.е. более чем по 35 специальностям с выдачей сертификатов. Далее, к 4-му курсу необходимо определить специальность, по которой студент получает диплом, изучать ее согласно международным стандартам и подключить в обязательном порядке изучение технического английского, немецкого и других языков в значительно большем объеме, чем предусмотрено в действующих государственных стандартах образования.
Отсеявшиеся студенты после 1-2-го курсов обучения не будут потеряны, потому что они, имея рабочую специальность, будут востребованы производством.
Разрыв существует не только между образованием и экономикой, но и между образованием и наукой. Недостаточная интеграция науки и высшего образования лишает ее новых кадров, а высшую школу – возможности обновлять содержание.
Для решения всех указанных проблем нашим государством выдвинуты основные направления развития в образовательной системе:

  • непрерывность профессионального образования;
  • повышение качества образования;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности всей системы образования;
  • повышение доступности общего образования.

В Республике Казахстан в профессиональном образовании наметились серьезные изменения, которые должны повысить его качество. Это формирование и развитие двухуровневой структуры высшего образования и реструктуризация начального и среднего профессионального образования.
С введением двухуровневого высшего образования экономика страны получает кадры двух разных видов. Такое образование не является новшеством для нас. Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации. Но сегодняшние нововведения дают возможность студентам получить степень бакалавра в одном вузе. А степень магистра – в другом.
Уровень бакалавриата обеспечивает обучение по широкому спектру направлений. При этом важно, чтобы квалификация, которую получает бакалавр, позволила ему быть успешным на рынке труда.
Магистратура должна быть ориентирована на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач. Это исследователи, инженеры-проектировщики, управленцы высокого класса.
По отдельному перечню программ также необходимо сохранить непрерывную подготовку специалистов.
Любой вуз Казахстана, претендующий на статус современного и востребованного вуза, должен проводить фундаментальные и прикладные исследования, участвовать в решении практических задач развития экономики, осуществлять перспективные разработки в области образовательных технологий, стать ядром системы высшего образования и повысить качество высшего образования в целом, одновременно обеспечивая связку всей системы.

Сейчас главной задачей системы образования является качественная подготовка специалистов, интеграция этого уровня в систему непрерывного профессионального образования, привлечение работодателей к прогнозированию потребностей в кадрах, формирование перечней специальностей, разработка стандартов, участие в контроле качества.
Поставленные задачи в области подготовки специалистов должна решать система высшего образования Республики Казахстан, которая представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. В целях совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в 2004 году открыто 5 государственных педагогических вузов.

 

наверх