Суббота, 14 июля 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Точка роста

Развитие региональной интеграции в образовательном пространстве

Токмухамед Садыков Ректор Казахского национального педагогического университета им. Абая

Международная интеграция в условиях глобализации мира приобретает решающее значение для казахстанской высшей школы. Во всем мире образовательные границы ликвидируются, повышается мобильность студентов и преподавателей, расширяется обмен научной информацией. Национальные системы интегрируются в единое общемировое образовательное пространство.
Стремительно возрастают масштабы образования, оно становится все более массовым – сейчас, например, в мире более ста миллионов студентов.
Одновременно растут темпы диверсификации высшего образования – по институциональным формам, уровням и содержанию. Важнейшей приметой становится интернационализация высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Идет жесткая универсализация образования, и ее невозможно остановить в эпоху информационной революции, в эпоху Интернета. Она обеспечивает невиданное ранее сближение образовательных систем, их взаимную дополняемость. На глазах моего поколения образование превращается в мировую социальную систему.


Процессы глобализации
Глобализация как следствие всеобщей коммуникации, конкурентной борьбы и рынка внедрилась и в сферу образования. Образование сегодня – это стратегический ресурс, обеспечивающий преуспевание как индивидууму, так и целым странам. Кроме того, образование выступает как значимый фактор обеспечения национальной безопасности.
Образование превращается в основное условие конкурентоспособности не только отдельных товаропроизводителей, но и национальных экономик. Соответственно образование в новом глобализирующемся мире должно быть более гибким и открытым к переменам, способным адекватно реагировать на них.
Цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни нынешних поколений на основе устойчивого развития.
Выводя сейчас на современный виток весь многослойный и огромный пласт образования в Казахстане, обществом был поставлен вопрос о характере дальнейшего развития, о его качестве. Будет ли дальше развитие нашей республики лишь экстенсивным, базирующимся на экспорте природных ресурсов? Или мы сможем создать высокотехнологичные производства, которые выведут Казахстан в число развитых стран?
Принципиально важно понимать, что этот вопрос не мог быть поставлен ни два, ни три года назад. Почему? Потому что тогда экономика Казахстана и все наше общество не имели запаса прочности, необходимого для подобной модернизации.
Сегодня такой запас создан. Устойчивый рост экономики, стабильная политическая система, гражданский мир и межэтническое согласие стали базовыми предпосылками для постановки задач, уникальных для нас, изменяющих в принципе всю жизнедеятельность государства.
Среди таких задач образования – реализация идеи о создании элитарного сектора отрасли, небольшой группы лучших, элитных вузов в стране. Конечно, непросто пересмотреть перечень специальностей и содержание обучения, усилить фундаментальную подготовку и ее гуманизацию, углубить процесс обучения на основе широкой компьютеризации и внедрения передового мирового опыта. Но эти новации обязательно оправдают себя и окупятся в будущем сторицей.
Нельзя не согласиться с той оценкой современных тенденций в развитии человеческого фактора, который дан Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым: «Складывается новый социальный характер человека будущего, человека независимого, уверенного в себе, лишенного стереотипов. Всем сферам жизнедеятельности государства нужны люди, которые могут принимать на себя ответственность, могут справляться с крупными заданиями и быстро адаптируются к изменившимся обстоятельствам, которые чувствуют настроение людей вокруг них Нужны люди незапрограммированные, умеющие свободно импровизировать. Государству сегодня нужны люди новой формации – подлинные профессионалы...»
Все наше общество сейчас находится на переломном этапе глубокого реформирования, в том числе и системы образования. Уже ощущаются первые положительные результаты. Сегодня у вузов гораздо больше самостоятельности. Мы сами вправе принимать решения по огромному спектру вопросов и определять судьбу своего вуза.
Закон «Об образовании» предусматривает проведение государственной политики в этой области с учетом национально-культурных особенностей, углубление процесса демократизации управления сферой. В заложенных в законе новых структурных преобразованиях сохранены и главные достоинства прежней системы образования.
Всем сферам жизнедеятельности государства нужны такие люди, умеющие принимать на себя ответственность, справляться с крупными заданиями и быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, которые чувствуют настроение людей вокруг них.
Собственно, миссия элитарного образования и состоит в том, чтобы обеспечить экономическую, социальную и политическую сферы модернизации общества высокопрофессиональными специалистами, способными решать актуальные задачи развития на уровне требований XXI века. Есть несколько вариантов обеспечения этой миссии. Наиболее эффективный, реальный способ: ускоренное формирование элитарного сектора высшего образования.
Такой сектор необходим сейчас в первую очередь для того, чтобы достичь необходимой степени конкурентоспособности. Без этого попросту невозможно выйти на мировой уровень образовательных отношений.


Новые приоритеты
Образование в Казахстане достигло сегодня такого уровня развития, который позволяет ставить, обсуждать и решать вопросы, невыполнимые еще совсем недавно, и новые приоритеты развития национальной системы образования – еще одно веское подтверждение того, что Казахстан состоялся, что мы ощущаем себя успешной, динамично развивающейся страной.
В настоящее время создана необходимая законодательная база, осуществляется системное реформирование отечественного образования. Существенным этапом реформирования высшего образования стала практическая реализация постановления Правительства Республики Казахстан «О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений в Республике Казахстан». Модель состоялась и оправдала себя, показала свою жизнеспособность.
Устремление к конкурентоспособности должно базироваться на мощной идее, стремлении к росту, продвижении к высокомурейтингу.
Невозможно за короткое время вывести на международный уровень всю систему образования в целом. Конечно, хотелось бы, чтобы в Казахстане все организации образования имели элитный характер. Но реалии таковы, что движение к вершинам требует концентрации усилий государства и общества, формирования передовых сегментов.
Мировой опыт показывает, что инновационные, конкурентоспособные явления в экономике стимулируются и обеспечиваются преимущественно наиболее подготовленными, элитными специалистами.
Ведь расширение доступности высшего образования не сняло проблему качественной разницы в уровне высших учебных заведений. Университеты никогда не могли и не смогут давать одинаковый образовательный уровень. А, значит, были и будут те, кто по рейтингам опережают других, идут впереди. Именно такие университеты обеспечивают лицо национальной системы высшего образования. Именно они сегодня остро необходимы государству, которое решило сделать качественный рывок, интегрироваться в мировое сообщество.
Конкурентоспособность образования сейчас выдвигается на первый план многими государствами, и это отнюдь не случайно. Образование становится     важнейшим фактором обеспечения инновационной экономики, тем капиталом, который концентрируется развитыми государствами для укрепления своих геополитических позиций.
Казахстан выбирает ныне элитарный сектор образовательной системы в качестве ключевой национальной «точки роста». Наше стремление начать подготовку элитных управленческих кадров, отвечающих высоким требованиям, принятым во всем мире, было поддержано Комиссией Европейского Союза, Агентством США по международному развитию, Британским фондом «Ноу-Хау», правительствами, международными организациями и фондами, крупными компаниями различных зарубежных стран.
Во многом благодаря активной поддержке мировой интеллектуальной элиты мы проходим многотрудный путь модернизации без суеты и метаний, согласно логике развития всей человеческой цивилизации, не только оставляя в ней свой самобытный след, но с каждым годом все больше ощущая свой достойный вклад в динамику мирового общественного прогресса.
Иногда говорят, что элитный вуз невозможно создать по приказу, что для этого необходимы десятилетия естественного развития, что именно так формировались лучшие университеты Европы и Америки. Доля истины здесь, разумеется, есть. Элитный университет действительно должен вырасти, сформироваться, окрепнуть. А для этого необходимо время. Однако у Казахстана в условиях глобальной конкуренции нет возможности ждать, когда отечественные вузы естественным путем созреют до международного уровня. Лидеры мирового образования в это время будут тоже развиваться, догнать их и конкурировать с ними будет практически невозможно.
Значит, уже сегодня необходимы целенаправленные, сознательные и созидательные усилия для укрепления тех национальных университетов республики, которые в наибольшей степени готовы к переходу на качественно новый уровень.
Именно в этом состоит вся основная миссия элитарного университетского образования.
Однако особенность казахстанской системы состоит в том, что элитарное образование понимается нами не как лишь очень дорогостоящее образование, доступное узкому слою богатых или статусных граждан. А как высококачественное, углубленное образование для одаренной молодежи, независимо от социального положения.
Новая структура государственного образовательного заказа позволит увеличить подготовку специалистов для реализации стратегии индустриально-инновационного развития, государственных программ: космической деятельности, здравоохранения, образования, развития сельских территорий, «электронного правительства» и кластерных инициатив.
Основу элитарного образования составляет принцип конкурсного отбора по качеству знаний. Причем этот принцип относится не только к студентам, но и к профессорско-преподавательскому составу, и к образовательным программам.


Что такое элитный вуз?
Как мы, педагоги со стажем, понимаем сегодня элитный вуз? Как классический университет, усиленно финансируемый государством. Как средоточие лучших образовательных, материально-технических, кадровых, информационных и социальных условий.
Такой вуз не просто традиционно работает с одаренной молодежью, пришедшей из лучших школ, лицеев, гимназий. Его среда, его аура, дух обеспечивают быстрый интеллектуальный рост, формируют новую социальную элиту.
Становление элитных университетов не может быть частным делом отдельных вузов. Это предмет особенной заботы государства. По существу, цель модернизации университетского образования именно в этом и состоит - радикально поднять качество образовательного процесса, научных исследований, интегрируя их, увеличить финансовое обеспечение, сделать конкурентоспособным не только на региональном, но и на международном уровне. Единого стандарта в сфере элитного образования в мире не существует.
Участвуя в процедурах международной аккредитации, элитный университет должен выходить на международный образовательный рынок со своими собственными образовательными программами. Именно так поступают все известные университеты мира.
Развитие элитарного образования существенно повысит наши возможности интегрироваться в евразийское, европейское и мировое образовательное пространство, в совместной реализации программ (в том числе докторских, магистерских) с ведущими зарубежными университетами.
Другим результатом развития элитарного образования станет обеспечение системы государственной службы Республики Казахстан высококачественными кадрами с глубоким знанием казахского, русского и иностранных языков; повышение репрезентативности казахстанских исследователей на международном уровне.
Осознавая важность междисциплинарных и системных исследований в области общественных и гуманитарных наук, следует подчеркнуть значимость усиления процесса формирования новых предметных отраслей научных исследований, постановки новых проблем, решение которых важно для достижения стратегических целей развития казахстанского общества.
Как никогда ранее, исследования отечественных ученых сосредотачиваются на тех направлениях, которые напрямую связаны с научно-методологическим обоснованием приоритетов ускоренной общественно-политической модернизации страны, созданием эффективных рычагов управления и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
В этих исследованиях самое непосредственное участие принимают академики и профессора Казахского национального университета имени Абая.
Закономерность процесса демократизации казахстанского общества определена произошедшими в стране качественными сдвигами в период трансформации политической системы.
В контексте положений «Концепции индустриально- инновационного развития страны до 2015 года» на первый план выдвигаются задачи по использованию эффективных и результативных методов управления при реализации крупных экономических программ и проектов. Очевидно: в реестре специальностей высшего профессионального образования подготовка специалистов по проектному менеджменту должна стать одним из приоритетов университетского образования.


Развитие Евразийского образовательного пространства
Казахстан многонационален как ни одна другая страна мира. Это налагает особый отпечаток на политический климат, социальную инфраструктуру, культурно-этническое многообразие, историческую полиструктурность, что, безусловно, требует тонкого и глубокого знания всех аспектов жизни и деятельности общества.
В этом контексте приобретает особое значение идея создания Евразийского союза, которая была выдвинута Президентом Н.А. Назарбаевым еще в 1994 г. Прошло немногим более 10 лет, и эта идея воплощается в жизнь в рамках ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Президент Казахстана считает, что за этими межправительственными региональными организациями будущее.
Исходя из перспектив развития этих межправительственных организаций, можно прогнозировать развитие интеграционных процессов и в рамках образовательного пространства, так как взаимодействие в экономической сфере создает основы для информационных, образовательных и гуманитарных связей.
В рамках ЕврАзЭС можно было бы создать по аналогии с ЕС Единую евразийскую комиссию, которая бы координировала вопросы развития образования, культуры. Могли бы быть выделены гранты на совместные исследования ученых Евразии по наиболее важным, актуальным проблемам, особенно в области физики, математики, международных отношений, политологии, социологии и др. наук.
В этом плане мог бы помочь в финансовом отношении созданный Евразийский банк развития.
Создание Единой евразийской комиссии могло бы быть базой для проведения различных форумов, научных конференций, распространения положительного педагогического опыта, проведения конкурсов типа «Учитель года Евразии». Эффективной была бы интеграция в целях создания информационных систем, программ дистанционного обучения, электронных библиотек.
Целесообразным было бы создание Евразийской ассоциации университетов, а на базе ведущих вузов Казахстана – филиалов Единой евразийской комиссии, которые решали бы с учетом имеющихся кадров и ресурсов проблемы интеграции на образовательном пространстве. Так, КазНПУ им. Абая мог бы стать центром по проведению евразийских конкурсов студентов и старшеклассников школ на лучшую научную работу (очное или заочное представление работ), проведение евразийских конкурсов ораторов, школьных предметных олимпиад, по организации деловых игр.
В связи с тем что казахстанские вузы входят в мировое образовательное пространство, было бы весьма полезным создание банка данных в Интернете по разработке учебных планов подготовки бакалавров, магистров, докторантов, разработке силабусов по отдельным предметам с учетом перехода на кредитную систему.
Возможным было бы создание на базе Ассамблеи народов Казахстана электронной Ассамблеи народов Евразии, что способствовало бы сближению наций и конфессий и претворению в жизнь тех задач, что были поставлены президентом на съезде мировых и традиционных религий в Астане 23-24 сентября 2003 г. и в его трудах по проблемам национальной политики Казахстана.
Государства Евразии могли бы разработать такие документы, которые давали бы возможность всем гражданам любого государства – члена ЕврАзЭС обучаться в образовательных учреждениях другого государства на равных условиях, предоставляемых их гражданам; в которых должна быть предусмотрена финансовая реализация этих задач на основе совместных договоров. Кроме того, важно предусмотреть возможность граждан стран –членов ЕврАзЭС продолжить образование в любом вузе, колледже, школе в соответствии с полученными знаниями и развитыми умениями.
Все государства – члены ЕврАзЭС должны были бы содействовать в освоении языка обучения, все уровни и ступени образования, установленные в каждом из субъектов единого образовательного пространства, будут описаны и введены в единую классификационную таблицу. На базе данной таблицы будет осуществляться взаимное признание учебных планов, курсов, дипломов, ученых степеней, на основе принципов взаимности будет организован обмен информацией по вопросам образования, в частности, осуществляться подготовка специалистов на основе единых государственных стандартов.
Также могла бы быть разработана единая методика по аккредитации образовательных учреждений и аттестации обучающихся на основе единой методологии, должны были бы быть предусмотрены меры в содействии удовлетворения образовательных потребностей населения ЕврАзЭС, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Вся деятельность в условиях единого образовательного пространства и согласованных образовательных стандартов должна была бы основываться на таких принципах, как

  • поддержка инициатив субъектов образования всех уровней при условии, что эти инициативы могут быть реализованы с большей степенью эффективности;
  • кооперирование и сотрудничество в сфере учебно-воспитательной деятельности;
  • выполнение совместных образовательных проектов;
  • научное обоснование и разработка предложений о создании законодательно-нормативной информационной базы, регулирующей вопросы интеграции в сфере образования;
  • постепенное отслеживание и выявление тенденций развития образования в каждой стране – члене ЕврАзЭС;
  • научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение коррекции образовательных стандартов и др.

Для осуществления этих задач и на основе указанных принципов необходимо:

  • создание системы социально-педагогического и научно-организационного механизма межгосударственного сотрудничества в сфере образования;
  • финансовое обеспечение, создание государственного фонда поддержки в сфере образования;
  • содействие в организации и подготовке к аттестации педагогических кадров в государственных и негосударственных учебных заведениях стран ЕврАзЭС;
  • координация деятельности в области лицензирования и аккредитации учебных заведений;
  • координация деятельности в области признания документов об образовании, ученых степеней и званий;
  • создание единого информационного пространства;
  • информационный обмен стран ЕврАзЭС в сфере образования, создание общего сервера, а также выпуск совместного бюллетеня по проблемам образовании и пр.

 

наверх