Пятница, 18 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Динамика процессов

Система начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Казахстан

Бырганым Айтимова Министр образования и науки Республики Казахстан

Современное состояние профессионального образования и динамика процессов в этой сфере показывает, что профессиональная подготовка превращается в решающий фактор поступательного развития общества.


Кадровая политика
Подготовка квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда и специалистов среднего звена осуществляется в  312 профшколах (лицеях) по 134 рабочим профессиям и 475 колледжах по 211 специальностям.
Государственный образовательный заказ на подготовку кадров технического и обслуживающего труда ежегодно формируется с учетом региональных потребностей и реализуется  за счет республиканского и местного бюджетов.
Проводится работа по созданию новой модели взаимодействия «государство – учебные заведения – работодатели», позволяющей привести систему профессионального образования в соответствие с практическими нуждами развивающейся национальной экономики.
Начата работа по созданию межрегиональных профессиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда. Один из них – для подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли – создан в г. Атырау. В данном центре будет осуществляться подготовка и переподготовка кадров из Западно-Казахстанской, Мангистауской, Актюбинской, Кызыл-Ординской и Южно-Казахстанской  областей, а также  из других регионов с избыточной рабочей силой.
В течение 2007-2009 годов  планируется создать аналогичные центры по топливно-энергетической в Павлодарской, по обрабатывающей – в Южно-Казахстанской и по машиностроению – в Восточно-Казахстанской областях.
Для определения профессиональной пригодности подготовленных кадров создан Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации, филиалы которого открыты в 14 областях.
Квалификационный экзамен на подтверждение и присвоение квалификации состоит из двух этапов: теоретическое и практическое тестирование. Теоретическое тестирование осуществляется с применением электронной автоматизированной системы тестирования (АСТ).
Проведена апробация в 14 регионах республики по 12 специальностям. В настоящее время проводится качественный анализ состояния процесса обучения профшкол и колледжей, состояние их материально-технической базы и соответственно качество профессиональной подготовленности обучающихся.
Система высшего профессионального образования Казахстана представлена 175 высшими гражданскими учебными заведениями, из них 68 являются государственными, в т.ч. 13 – негражданские, и  107 – частными.
В 2001 году открыто два международных вуза: Казахстанско-Британский  технический   университет и Казахстанский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова.
Главной задачей Казахстанско-Британского технического университета является подготовка кадров для промышленных комплексов страны с привлечением передовых западных образовательных технологий и преподавателей. Университет осуществляет свою деятельность по модели «исследовательский университет».  Для приема студентов университету ежегодно выделяется 200 государственных  образовательных грантов.
Создание в  городе Астане на базе Евразийского университета имени  Л.Н. Гумилева филиала МГУ имени М.В. Ломоносова дало возможность казахстанцам, не выезжая за пределы республики, получать элитное образование.  Открыты  механико-математический, физический, экономический факультеты и факультет вычислительной математики и кибернетики, ежегодный прием составляет 100 человек.
Состоялся первый выпуск специалистов, подготовленных в этих вузах.
Придан особый статус национальных вузов девяти ведущим университетам, которые должны стать флагманами системы образования. В целях развития регионального образования в стране определены 18 региональных вузов.
Для повышения конкурентоспособности профессионального образования осуществляются  меры по по этапному повышению качества образовательных услуг, формированию государственного образовательного заказа в соответствии с потребностями рынка труда,  оптимизации сети высших учебных заведений с концентрацией усилий по развитию технического образования.
В соответствии с Государственной программой развития образования проведена работа по переходу на бакалаврско-магистерскую модель подготовки кадров с высшим образованием.
Разработан и введен в действие новый Классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры, содержащий укрупненные специальности.Усовершенствованы государственные общеобязательные стандарты с использованием компетентностного подхода. В 37 вузах внедряется кредитная система обучения.
Для развития инновационной деятельности совершенствуются существующие и внедряются новые механизмы подготовки кадров.
В вузах получила развитие инновационная инфраструктура. Во всех государственных и ряде частных вузах функционируют научно-исследовательские институты, центры и лаборатории, созданы научно-технологические парки. Созданы и внедряются новые докторские (Ph.D) и магистерские программы по техническим специальностям.
Важной составляющей работы по улучшению качества образования является внедрение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. В настоящее время сертификационный аудит систем менеджмента качества прошел 41 вуз.
Формирование студенческого контингента высших учебных заведений осуществляется посредством бюджетного финансирования, размещения государственного заказа на подготовку кадров (государственные образовательные гранты), а также на платной основе. Стоимость за обучение по госзаказу устанавливается постановлением Правительства РК.
Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием ориентирован на  высокотехнологичные и наукоемкие производства.  Госзаказ реализуется через систему конкурсного присуждения государственных образовательных грантов и последующего размещения в высших учебных заведениях страны.
В 2006 году госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием  включает 32 490 грантов. На следующий учебный год подготовлен проект госзаказа с учетом дифференциации стоимости государственных образовательных грантов в зависимости от специальности и статуса вуза.
Конкурс на присуждение государственных образовательных грантов проводится одновременно по четырем заявленным абитуриентами специальностям на основе баллов сертификатов ЕНТ и комплексного тестирования для выпускников школ, профшкол и колледжей прошлых лет, национальных школ, иностранных граждан.
Минимальный уровень баллов, необходимый для участия в конкурсе, составляет 50 баллов, в том числе не менее 7 баллов по профильному предмету.
Имеется 2%-ная квота приема для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Казахстана, 1%-ная квота для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 05%-ная – для инвалидов I, II групп, инвалидов с детства, детей инвалидов, 30%-ная квота приема – для выпускников сельских организаций образования.
В 2005 году впервые  для двух вузов  выделен госзаказ на подготовку докторов Ph.D: Казахскому национальному университету им. аль-Фараби – 50 единиц и Евразийскому национальному университету им. Л.Н. Гумилева – 50 единиц. Этим же вузам выделено 2 млн долларов (по 1 млн каждому) для привлечения зарубежных консультантов, которые работают в вузах по графику.
Проводится государственный контроль за качеством обучения. Студенты 2(3)-х курсов проходят процедуру промежуточного государственного контроля с  целью проверки освоения отдельных дисциплин, входящих в циклы социально-гуманитарных, естественно-научных и общепрофильных  дисциплин государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования.
Реализован блок социальных программ. С 1 июля 2005 года в 2,3 раза повышен размер стипендии учащимся колледжей, студентам и магистрантам. Студенты, обучающиеся по государственным образовательным кредитам, переведены с 1 сентября 2005 года  на обучение по грантам.
Создано акционерное общество «Финансовый центр» со 100%-ным участием государства в уставном капитале, что позволяет гарантировать возврат кредитов, выданных банками 2-го уровня, увеличить число заемщиков, снизить риски банков в сфере образовательных кредитов и привлечь в систему образования средства частного сектора.
Реализуются  меры по стимулированию преподавательской деятельности, по поддержке новаторов, активно зарекомендовавших себя не только в педагогической, но и в научной работе.
Начиная с 2006 года  двумстам лучшим преподавателям высших учебных заведений на конкурсной основе будет присуждаться стипендия «Лучший преподаватель вуза» с выплатой гранта на год в размере 15 тысяч долларов США. В настоящее время обладатели гранта «Лучший преподаватель вуза» проводят научные исследования,  проходят стажировку в зарубежных вузах.
На основе единых критериев и показателей создана и актуализирована база данных о 253 лучших преподавателях вузов, которая в настоящее время активно используется в информационно-образовательном пространстве.
Таким образом, казахстанские профессора получили реальную возможность для проведения лекций, консультаций и обмена опытом в зарубежных университетах.
Совершенствуются нормативная правовая база и технология лицензирования, аттестации и государственной аккредитации организаций образования.
Сформирована база данных штатных преподавателей государственных и частных вузов республики. Созданная база позволяет отразить реальную картину о качественном и количественном составе профессорско-преподавательского состава каждого учебного заведения.
Внесены  изменения  и дополнения  в Правила лицензирования образовательной деятельности  и Правила государственной аттестации организаций образования, в соответствии с которыми  усилены квалификационные требования к качественному составу ППС, обеспеченности лабораторных баз и специализированных кабинетов современным оборудованием.
Также расширен спектр оценочных средств работы вуза при проведении государственной аттестации (анкетирование работодателей, выпускников, студентов, ППС, родителей, выборочные контрольные работы наряду с тестированием).

В целях подготовки конкурентоспособных специалистов разработан проект Концепции совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Казахстан до 2010 года.
Основная цель Концепции – создание национальной модели подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, позволяющей войти в мировое научно-образовательное пространство и способствующей обеспечению высококвалифицированными кадрами прорывные направления науки.
В Концепции предусмотрено принятие системных мер по обеспечению новых принципов аттестации в условиях постепенного перехода от действующей системы к системе подготовки докторов PhD.
В республике формируется  Национальная система оценки качества образования. Созданный Национальный центр оценки качества образования осуществляет мониторинг состояния системы образования, участвует в создании и обеспечении функционирования системы оценки качества образования, способствующей конкурентоспособности как системы образования на международном образовательном пространстве, так и специалистов на рынке труда.
Центром подготовлен Национальный доклад о состоянии и развитии образования в республике. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в Казахстане  созданы социально-экономические условия для функционирования системы образования, ее ресурсного обеспечения,  благодаря которым достигнуты значительные результаты в организации и осуществлении образовательного процесса.
Для организационно-технического обеспечения проведения процедуры аккредитации организаций высшего и послевузовского профессионального образований создан Национальный аккредитационный центр.
В текущем году начата работа по переходу на международную модель аккредитации организаций образования. Данная модель сформирована с учетом опыта аккредитационных агентств, входящих в Международную сеть обеспечения качества ENQA, стран Европы (Нидерланды, Венгрия, Австрия, Германия, Польша), США, России.
Согласно международной модели аккредитации, будет определяться соответствие вуза стандартам, идентифицированным со стандартами международной аккредитации Европейских агентств.


Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области образования осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. В настоящее время подписаны соглашения о сотрудничестве более чем с 40 странами ближнего и дальнего зарубежья и международными организациями.
Министерство принимает участие в реализации программ международных организаций  ЮНЕСКО, ACTR/ACCELS, ПРООН, Корпус Мира, Информационная служба США (ЮСИС), Фонд СОРОС, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), Британский совет в Казахстане, Германская служба академических обменов (ДААД), Национальный центр школьных и университетских программ Франции (CNOUS), Бюро по лингвистическому и педагогическому сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане, Международный фонд избирательных систем (МФИС).
В течение 10 лет министерство работает с Американскими Советами по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АСПРЯЛ/АКСЕЛС). Это участие в таких программах, как FLEX для учащихся старших классов средних школ, JFDO – стажировка для преподавателей вузов, для учителей средних школ,  Американско-Казахстанский конкурс для преподавателей английского языка и страноведения США,  Евразийская программа студенческого обмена, программа расширения доступа и обучения в Интернет.  Программа Стипендий Эдмунда Маски предоставляет возможность специалистам с высшим образованием получить магистерскую степень в университетах США.
Казахстан в перспективе планирует участвовать в международных программах по сравнительным исследованиям уровня знаний обучающихся PISA, PIRLS и др. Началась подготовительная работа по участию в TIMMS с 2007 года.
Подготовка кадров за рубежом осуществляется в 35 странах, и география сотрудничества в области образования с каждым годом расширяется. Обучение казахстанских граждан за рубежом идет по следующим основным направлениям: международные образовательные обмены; стипендии правительств иностранных государств и международных организаций; международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак».
Более десяти лет, начиная с 1994 года, целенаправленно реализуется программа по присуждению международной стипендии «Болашак», обладателями которой стали 800 молодых талантливых граждан Казахстана.
Стипендия присваивается Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом по итогам конкурсного отбора.
Значительно расширились возможности казахстанцев в получении образования за рубежом. Впервые в 2005 году, по поручению главы государства, число обучающихся увеличено до трех тысяч. Помимо «магистров» и «докторантов PhD» зарубежные вузы будут готовить бакалавров и специалистов. Существенно расширилась география обучения по программе «Болашак». Казахстанцы будут направляться также в страны Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия и т.д.), Азии и Океании (Китай, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Япония, Австралия, Новая Зеландия).
В Перечень приоритетных специальностей для присуждения стипендии «Болашак» включены прежде всего специальности, необходимые для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, кластерной инициативы, государственных программ развития образования, здравоохранения, сельских территорий, жилищного строительства.
Для проведения организационно-технических мероприятий постановлением правительства создано акционерное общество  «Центр международных программ».
Министерство наметило и приступило к реализации задач по дальнейшему развитию системы профессионального образования и подготовки квалифицированных кадров.
В соответствии с поручением главы государства в столице создается престижный университет международного уровня.
Разработана и одобрена  Концепция создания университета, в которой  определены миссия нового университета, его задачи, основные принципы деятельности и ключевые факторы успешности. Концепция разрабатывалась с учетом передовой мировой практики университетского образования, опыта наиболее успешно модернизирующихся университетов современности.  В основу академической, научно-исследовательской структуры нового университета положены модели исследовательского университета.
Планируется создание высших технических школ путем преобразования, перепрофилирования и объединения ряда высших учебных заведений, колледжей, а также на базе Межрегиональных профессиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда.
Начата работа над Концепцией создания ВТШ. В ВТШ будет реализован принцип непрерывного профессионального образования, обеспечивающий повышенный уровень подготовки высококвалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда, их переподготовку и повышение квалификации.
Разработан проект закона «Об образовании» в новой редакции.
В законопроекте нашли отражение следующие концептуальные положения. На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ  определено семь уровней образования; введены нормы, раскрывающие деятельность высших технических школ; установлена трехступенчатая модель подготовки специалистов: бакалавр-магистр-доктор; определены требования к содержанию учебного процесса и его организации; выстроена вертикальная система управления; регламентированы вопросы государственного регулирования.
Введена отдельная глава о статусе педагогического работника, в которой  содержатся  статьи о правах и обязанностях, социальных гарантиях педагогического работника, системе оплаты труда, о нормативной учебной нагрузке.

 

В результате реализации комплекса мер ожидается  повышение конкурентоспособности профессионального образования, качества предоставляемых услуг, профессиональной компетентности выпускника и обеспечение его востребованности на рынке труда.

 

наверх