Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Орбита интересов

Строительный университет – системообразующий фактор регионального развития

Игорь Суровцев Ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Уровень развития национальной образовательной системы является одним из базовых показателей конкурентоспособности государства на рынке наукоемких товаров и услуг, определяет его устойчивое социально-экономическое развитие. Российская школа имеет достаточно высокий авторитет в мировом сообществе. Это один из немногих факторов, обеспечивающих сохранение достойного международного статуса России.
Успехи российского образования традиционно связывают с деятельностью ведущих университетов, которые представляют собой комплексные учебно-научно-инновационные центры, имеющие ведущие научные и инженерно-технические школы. Но помимо общепризнанных лидеров российского образования в стране успешно работает множество региональных университетов, деятельность которых и определяет потенциал и реальный образовательный уровень всей российской высшей школы. Зачастую региональный университет превращается в градообразующий фактор, определяющий социально-экономическое состояние отрасли и региона.

Приоритетная отрасль
Сегодня одним из интенсивно развивающихся направлений экономики страны и Центрально-Черноземного региона является строительство. В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» только за прошедший год в Воронеже и области введено в строй около 800 тыс. кв. метров жилья. На областном уровне принята среднесрочная программа удвоения объемов жилищного строительства, опирающаяся на региональные трудовые и материальные ресурсы. Тенденция такова, что в ближайшие годы в региональном строительстве прогнозируется существенный рост потребности в квалифицированных строительных кадрах. Кадровое обеспечение всего строительного комплекса региона вот уже 75 лет фактически целиком и полностью определяется образовательной деятельностью Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, вошедшего в 2005 г. в тройку лучших строительных вузов России. Можно сказать, что в регионе университет формирует кадровый потенциал отрасли, который и определяет как   градостроительную идеологию, так и технологию строительства, его организацию.
Динамика развития провинциальных архитектурно-строительных университетов, по нашему мнению, может служить индикатором социально-экономического благополучия соответствующего региона. Действительно, масштабное развитие строительной и дорожной отраслей определяет инвестиционную привлекательность территории, а это в свою очередь приводит к качественному и структурному развитию самих архитектурно-строительных университетов. Кроме того, архитектура и строительство являются отраслью материального производства, в которой используются достижения практически всех наук, новейшие технологии и современные материалы. Это, по-видимому, единственная сфера деятельности, по своей сути нацеленная на комплексное решение проблем развития региона, а следовательно – на повышение качества жизни населения.
Произошедшая смена социально-экономических отношений существенно изменила статусную роль регионального технического университета во всей структуре профессионального образования. Региональное финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования в дотационных регионах, к которым относится и Воронежская область, во многом определило их период стагнации. В этих условиях университет должен взять на себя ответственность за формирование отраслевой кадровой политики в регионе, включая среднетехнический и начальный уровни профессиональной подготовки.
Практическая деятельность любого технического или технологического университета должна быть направлена на качественное воспроизводство трудового ресурса отрасли, подготовку высококвалифицированных специалистов различного уровня, в том числе кандидатов и докторов наук. Таким образом, содержание и качество подготовки выпускников, их профессиональные и социальные компетенции должны учитывать специфику российской действительности и многовариантность сценариев развития отрасли, региона и государства, соответствовать мировым образовательным стандартам. Понятно, что такая задача не может быть решена отдельно взятым университетом или даже университетским сообществом. Необходимо создавать   систему эффективного равноправного взаимодействия заказчиков-работодателей (государство, бизнес, общественные структуры, профессиональные сообщества) и вуза. Это возможно только тогда, когда вуз активно формирует интегрированные инновационные отраслевые   университетские комплексы и становится структурообразующим центром региональной образовательной политики.


Инновационная направленность
Работа по превращению ВГАСУ в инновационный центр была начата около 5 лет назад. Основным этапом здесь явилось создание при поддержке администрации Воронежской области отраслевого университетского комплекса «Ассоциация Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», окончательно приобретший черты учебно-научно-инновационного комплекса в год 75-летнего юбилея университета, когда ВГАСУ стал базовым вузом для Центрального регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. Учредителями комплекса стали 40 учебных заведений общего, начального и среднего специального образования, Союз строителей Воронежской области, объединяющий более 100 строительных организаций.
Важная роль в структуре университетского комплекса отводится Попечительскому совету, в состав которого входят руководители крупнейших строительных и дорожно-строительных предприятий города и области. Это позволяет университету активно взаимодействовать с работодателями, объективно оценивать качество образования, осуществлять мониторинг рынка труда, формировать предложения по коррекции и номенклатуре образовательных программ различного уровня, обеспечивать эффективную поддержку целевой подготовки специалистов с учетом специфических особенностей строительных предприятий различного профиля, предоставляющих для организации учебного процесса и практики студентов площади и оборудование. В настоящее время практически все выпускающие кафедры университета имеют свои филиалы на производстве, что позволяет повысить не только уровень профессиональной подготовки выпускника, но и привить ему навыки коммуникации в производственной сфере, сформировать компетенции организатора производства.
Таким образом, вузом последовательно создается система управления профессиональным образованием работников строительной отрасли, отвечающая мировым стандартам реагирования на потребности рынка труда при формировании компетенций выпускников ВГАСУ.
Существующие тенденции модернизации образовательного процесса высшей школы в значительной мере ориентированы на обеспечение академической и трудовой мобильности населения стран Европейского региона. Происходящие в Европейских странах интеграционные процессы не могут не затрагивать интересов России не только как крупнейшей евроазиатской державы, но и как обладателя уникальной образовательной системы, позволившей в свое время вывести страну на передовые рубежи науки и техники, заложившей основы управления образованием во многих европейских странах. Вместе с тем, сознавая сопричастность России к глобальным мировым изменениям, ощущая себя неразрывной частью этого процесса, участником формирования социокультурной среды будущего, Российская высшая школа должна внимательно и заинтересованно относится к тем изменениям, которые носят долгосрочный характер, являются в какой-то мере феноменологическими и структурными. Видимо, это имел в виду Президент РФ В. Путин, когда писал: «Мы должны состыковать нашу систему образования с западно-европейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны» (В. Путин, Стратегия и тактика реформы; «Экономик и образование сегодня», № 8, 2004 г.).
По всем аттестационным и аккредитационным показателям ВГАСУ удовлетворяет Перечню критериев конкурсного отбора инновационных университетов, появившемуся на сайте Минобрнауки РФ в марте 2006 г., и он вполне может войти в их число. Мы рассматриваем в качестве задачи первоочередной важности достижение этого результата. Вместе с тем хотелось бы, чтобы конкурсный отбор предусматривал не только формирование федеральных элитных центров образования, но и помогал сохранять и развивать научный, педагогический и производственно-технологический потенциал провинциальных вузов, традиционно воспроизводящих регионально обусловленный спектр инженерных профессий. Реструктуризация промышленного производства, перераспределение промышленных центров на территории России ставят перед руководством страны проблему распределения трудовых ресурсов, обеспечения трудовой мобильности выпускников вузов, специальности которых не востребованы в данном регионе. Обучение специалистов за счет бюджетного финансирования не должно превращаться в распыление финансовых средств, когда специалист в отрасли строительного, например, производства, становится менеджером по продаже лакокрасочных изделий, а инженер-электронщик подвизается на поприще сервиса сложной западной бытовой техники. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости создания федерального информационного центра вакансий. Каждый выпускник должен иметь возможность трудоустройства по избранной специальности. Конечно, подобный подход к подготовке специалистов возможен в условиях равенства спроса и предложения. Трудно утверждать, что по всей номенклатуре специальностей такое равенство существует, и для каждого региона здесь возникает дилемма: закрывать невостребованные специальности (вузы) или продолжать их существование, рассматривая их деятельность не столько через призму подготовки инженерных кадров, сколько под углом зрения временной занятости молодежи.


Двухуровневая подготовка
Именно здесь мы подходим к проблеме так называемой двухуровневой подготовки специалистов. Большинством научно-педагогического сообщества не принимается попытка введения только двухуровневой системы образования без обозначения внутригосударственной необходимости, без предварительного создания законодательной базы трудоустройства и тарификации выпускников разных уровней подготовки.
Нынешняя востребованность в сфере материального производства в контексте российского законодательства о труде практически исключает необходимость первой ступени высшего образования (бакалавриат), но она же создает обширную базу для подготовленных к дальнейшему обучению кадров при экономическом росте региона. Бакалавриат, будучи незначительно привязанным к конкретным производственным отношениям, способствует развитию сферы услуг и предпринимательской деятельности. В то же время он (бакалавриат) достаточно мобилен, способен к самосовершенствованию, если такая потребность возникает, достаточно образован для восприятия специальных знаний в той отрасли, где были заложены основы его образования. Бакалавр – человек грамотный. В каком то смысле – резервист законченного высшего образования. Специалист высокой квалификации формируется на других уровнях образования, и здесь без государственного регулирования скорее всего не обойтись. Необходима структурная долгосрочная политика подготовки инженерных кадров, магистров, даже если последних рассматривать только с точки зрения последующего обучения в аспирантуре.
В рамках существующей нормативно-правовой базы обеспечение качества образования является одной из приоритетных задач деятельности вуза. Для ее решения в университете создан Центр управления качеством образования и новых образовательных технологий. Следует отметить, что деятельность Центра базируется на значительном потенциале, накопленном во ВГАСУ в области обеспечения качества образования. Примером эффективности реализаций усилий в области менеджмента качества может рассматриваться внешняя оценка деятельности вуза, подтверждаемая дипломом конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», проводимого Министерством образования и науки РФ и призом за качество в категории «золото», присужденным на VI международной конференции по качеству, проходившей в Женеве. Именно высокое качество образования позволило ВГАСУ пройти международную аккредитацию в Институте инженеров-строителей (Великобритания), стать членом Европейской ассоциации университетских строительных факультетов.
Последовательно проводится научно-методическая работа по внедрению в университете современных методов и технологий обучения. ВГАСУ стал участником проводимого Минобрнауки РФ эксперимента по внедрению системы зачетных единиц, использованию модульно-рейтинговой системы оценки знаний.

 

Если учесть, что вовлечение на орбиту интересов университетов образовательных учреждений другого уровня и представителей промышленности не редкость для российской провинции, можно сказать, что в современных условиях вновь реализуется реформаторская модель М. Сперанского: университеты, определяющие образовательную среду и политику региона, становятся ядром кристаллизации новых взаимоотношений между заказчиком и потребителем своей «продукции». Хотелось бы, чтобы при этом не остались забытыми его слова о том, что при реформировании российского образования «может быть, надлежало менее пленяться блеском иностранной наружности и более примениться к внутренним способам просвещения, нежели к заимствованию внешних. Ибо здравый смысл требует начинать вещи с их основания и вести к совершенству постепенно».

 

наверх