Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








«Глаза государства» оценят «человеческий капитал»

Влияние бизнеса на качество образования, предпосылки привлечения частного капитала в высшее образование, каким должно быть образование, чтобы соответствовать запросам общества, - по этим вопросам высказываются представители высшей школы и бизнеса

Ярослав Кузьминов Ректор ГУ – ВШЭ

Государство, как и потребители образования, располагает очень ограниченными рычагами для управления содержанием и контроля качества. Дело в том, что профессиональное образование – это так называемый доверительный товар. Ни формальный собственник, ни потребитель не видят его реального качества.
Государство финансирует образование, но оно не хочет делать это вслепую. Бизнес – это «глаза государства», он видит и может оценить компетенции выпускников. Власть, безусловно, нуждается в том, чтобы работодатели включились в процесс оценки качества образования. Это первое и главное направление участия бизнеса. Никакого противостояния здесь нет и быть не может.
Бизнес может вторгнуться в отношения собственности, сложившиеся в образовании, или полноформатно, как неограниченный собственник корпоративных университетов и учебных центров, или в качестве участника контроля над государственными университетами и колледжами – через формирование попечительских советов, передачу крупных объектов собственности. Или даже переняв у государства полномочия собственника определенных образовательных учреждений. Здесь потенциальное противостояние возможно, его исход зависит от того, кто готов на деле инвестировать в образование.
В тех секторах, где бизнес сильно озабочен наличием квалифицированных кадров, он де-факто уже потеснил государство. Это относится к подготовке квалифицированных рабочих в добывающей промышленности, энергетике, трубопроводах, новых технологиях машиностроения и связи. Частично это происходит через захват влияния в государственных ПТУ, частично – через собственные учебные центры компаний.
А вот там, где «целевая подготовка» невозможна, бизнес, как правило, отказывается от серьезного присутствия в учебных заведениях. Это относится прежде всего к вузам, готовящим экономистов, юристов, менеджеров «широкого применения» и специалистов с фундаментальными знаниями. Такой специалист, придя в фирму, «настроит себя сам».
Еще одна форма сотрудничества бизнеса и гособразования – формирование эндаументов. Речь идет о формировании ресурсного капитала и участия наших капиталистов в управлении учебным заведением. Это, безусловно, нужно, с учетом того, что сложившийся в вузах менеджмент – не очень эффективный. Это люди, которые не умеют правильно зарабатывать деньги, а некоторые, которые умеют, часто делают это не для своего учебного заведения, а в пользу довольно узкой группы людей. То есть ситуация очень похожа на управленческие условия наших предприятий в начале 90-х годов. Для того чтобы объединить академические цели и необходимость гораздо эффективнее работать на рынке, и нужны попечительские советы, которые берут на себя контроль за финансово-экономической деятельностью вуза. Вот в этом отношении государство, я думаю, будет заинтересовано пустить бизнес в учебное заведение, поделиться частью своих полномочий. Надо прямо сказать, что эти полномочия сейчас государство не реализует. В частности, контроль за экономической деятельностью учебных заведений.
Государство делегирует полномочия некоторым наблюдательным советам с большим присутствием бизнеса. Бизнес же нельзя насильно привязать к какому-то вузу. Они должны добровольно прийти туда, может быть, со своими деньгами. Третья ступень сотрудничества государства и бизнеса – приватизация профессионального образования. Она нерациональна и невозможна по отношению к высшим учебным заведениям, но она рациональна и возможна и является единственным выходом из положения в отношении начального профобразования, и частично –среднего. Сегодня эти системы находятся в глубочайшем кризисе, и наша промышленность, и наша сфера часто не получает адекватно профессиональную квалификацию. Система ПТУ и техникумов долгое время существовала сама по себе, и здесь государство вполне может идти на то, чтобы передать частным фирмам полномочия по подготовке специалистов. Транснефть, например, имеет несколько внутренних ПТУ, которые работают еще и на внешний рынок, и, естественно, ставит вопрос: пусть государство дает нам деньги, предназначенные для своей системы ПТУ. В этом случае я считаю, что мы можем говорить о целесообразности приватизации элементов начального профессионального образования. Но не в форме захвата госсобственности, например, зданий – они в этой коробке несчастной не нуждаются. Крупный бизнес миллиардами ворочает. Люди, которые голосят о приватизации образования, по-моему, остались по уровню менталитета в начале 90-х, когда домик – это самое главное, что у тебя есть. Мы это уже прошли, сейчас нужно оборудование и основной капитал образования: преподаватели и мастера производственного обучения. Если ты в них вкладывался, то ты правильный инвестор в образовании. А если ты вместо этого здание мрамором обкладывал, то сегодня видишь, к чему пришел.
Надо создать нормативную базу, ее сегодня нет, поэтому мы можем говорить о том, что у нас есть некоторые аналоги эндаументов, которые в наших условиях будут находиться не в собственности государственных вузов. Будут создаваться фонды развития определенных вузов. Они могут быть и вузом созданы, но вуз – это не юридическое лицо. Надо записать в условия этого фонда: он имеет право совершать разные операции при двух
ограничениях. Первое: эти операции должны находиться в рамках
определенной зоны риска. С другой стороны, все текущие доходы от этого эндаумента должны передаваться конкретным учебным заведениям и тратиться на конкретные цели в рамках самого учебного заведения. Мы обсуждали этот сценарий с рядом руководителей исполнительной власти, по нашему мнению, эндаументы должны создаваться за счет бюджета с использованием средств стабфонда.


Ректор Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова Виталий Видяпин
Главная задача государства состоит в таком регулировании процессов финансирования высшего образования, чтобы семейный бюджет, личные интересы каждого гражданина заметно не пострадали. Вот почему инвестиции в образование частного капитала приобретают особую роль. При этом следует понимать, что без создания соответствующего инвестиционного климата привлечь частный капитал в образование не удастся.
Задача состоит в создании такого организационно-экономического механизма, который обеспечивает равноправное функционирование каждого элемента системы, оптимизацию их рационального сопряжения, формирование условий для гармонизации интересов граждан, государства и частного капитала. Очевидно, что в новых условиях необходимы и иные организационно-правовые формы функционирования всего образования, и прежде всего – высших учебных заведений.
Вызывает сомнение переход в ближайшее время на всеобщее кредитование высшего образования, поскольку банков, располагающих столь большими средствами, просто нет.
Очевидно и то, что и государство должно участвовать в эксперименте. Хотелось бы отметить, что образовательный кредит не решает всех вузовских проблем, чтобы вузы могли соответствовать времени, они должны постоянно развивать свою материально-техническую базу. Только образовательный кредит разрешить такую задачу не в состоянии. Должны иметь место более мощные источники ресурсов, у государства таких ресурсов нет, и еще долго не будет. Следовательно, оно должно найти солидных партнеров. В качестве такого партнера может и должен стать частный капитал.
Естественно, отношения между государством и частным капиталом, как и полагается между партнерами, должны строиться на равноправной основе. Одним из основных принципов партнерских отношений является взаимное уважение.
Частный капитал, как известно, ставит основной задачей свое приумножение. Это суть его функционирования и, беря частный капитал в партнеры, государство должно создавать условия для его самореализации, гарантировать сохранность и безопасность. Формы партнерского сотрудничества могут быть различными. Это и налоговые льготы, и государственные гарантии, и приоритеты в государственных заказах и программах и т.д. Но наиболее полно и наглядно равноправное партнерство может проявиться в соучредительстве. Государство может поделиться своими правами и передать частному капиталу ряд своих полномочий, а следовательно, соответствующую долю собственности.
С целью отработки механизма привлечения частного капитала в сферу высшего образования в рамках действующей системы было бы целесообразно провести эксперимент по преобразованию одного или нескольких государственных вузов в Автономную некоммерческую организацию (АНО).
Основными результатами эксперимента должны стать: отработка механизма снижения бремени на федеральный бюджет; укрепление и развитие материально-технической базы вуза в соответствии с современными требованиями; повышение качества подготовки специалистов до уровня ведущих университетов мира; повышение общественно-социального статуса преподавателя вуза и студента, а также оптимизация подходов по привлечению частного капитала в сферу высшего образования.
В случае положительных результатов эксперимента практика привлечения частного капитала может быть распространена на другие вузы и закреплена в законодательном порядке.


Декан Высшей школы бизнеса МГУ имени М. В. Ломоносова
Олег Виханский
Бизнес может многое сделать для повышения качества вузовского образования и кое-что он уже делает. Во-первых, что лежит на поверхности и наиболее востребовано вузами – это получение материальной основы для учебного процесса. Во-вторых, что, пожалуй, наиболее важно – это установление стандартов образования и содействие формированию структуры образовательных процессов с точки зрения потребности в специалистах определенной категории. В-третьих, предоставление вузам возможности прохождения студентами учебной практики, приближенной к реальным процессам (выход за академические границы). В-четвертых, это оказание вузам помощи в существенном повышении эффективности систем управления ими, в совершенствовании процессов принятия решений, имеющих стратегический характер.
Наконец, то, что может сделать исключительно бизнес, – это добиться существенного снижения коррупции в вузах, которая является в настоящее время основной причиной низкого качества российского вузовского образования.


Первый заместитель председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы» Николай Брусникин
Создание системы объективной и независимой внешней оценки качества профессионального образования сегодня может выступить одним из стимулов повышения эффективности подготовки кадров для ключевых отраслей российской экономики. На это направлен инициированный «Деловой Россией» проект Делового рейтинга высшего образования.
Цель этого проекта – оценить результаты работы системы высшего профессионального образования, отражающей интересы и запросы работодателей, выпускников, абитуриентов и других заинтересованных сторон – всех тех, для кого важна прозрачная, открытая и независимая экспертиза образовательного потенциала страны.
Предлагаемый подход к рейтингованию стал результатом двухлетней работы, направленной на выявление проблем профессионального образования с точки зрения работодателей и поиск путей их решения. Исследования рейтинга показали, что налицо серьезное несоответствие между результатами профессиональной подготовки и требованиями рынка труда и для его сокращения необходимы немалые усилия. Реальных позитивных изменений в системе профессионального образования можно будет достичь лишь в том случае, если работодатели смогут активно участвовать в процессах развития сферы образования, в том числе через оценку деятельности этой сферы.
 

 

наверх