Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Значимая инициатива

Бизнес и образование: общие цели и задачи

Максим Привезенцев Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров РФ

Обсуждение темы взаимодействия бизнеса и образования уместно начать с краткого обзора экономической ситуации, чтобы стало понятно, почему в настоящий момент вопрос консолидации усилий по формированию высококвалифицированной рабочей силы приобрел приоритетное значение. В 2003 г. Президентом РФ В. Путиным была сформулирована задача удвоения ВВП за десять лет. В этой связи, чтобы добиться поставленной задачи, наша экономика должна ежегодно прирастать на 7% с небольшим.
За последние 3 года среднегодовой экономический рост составил около 7%. Одновременно осуществляются конкретные шаги по изменению структуры экономики и приданию ей инновационного качества.


Задачи
России нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток». Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд. В этой области уже предпринимаются определенные шаги.
Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки, для чего ведутся переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Одновременно выход на международные рынки означает соответствие продукции современным стандартам качества.
Все задачи, которые предстоит решить, требуют высококвалифицированных специалистов, которые формируются в рамках системы профессионального образования. В этой связи развитию образование придается особое значение.
Прежде всего необходима модернизация содержания программ профобразования, что может быть достигнуто только совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Также необходимо создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, расширить финансовую самостоятельность учебных заведений с одновременным повышением их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.
Россия переживает переломный этап своего развития, когда созданы предпосылки дальнейшего развития, аккумулирована критическая масса, позволяющая реализовать задачу формирования общества, основанного на знаниях. В значительной степени успешность решения этой масштабной задачи зависит от качества рабочей силы, которое в свою очередь обеспечивается качеством подготовки работников в рамках системы образования. Другими словами, необходимо обеспечить баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.


Спрос и предложение
Нельзя умалчивать тот факт, что в настоящее время в РФ не преодолен качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Компетенции работников не всегда удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования еще не смогла обеспечить соответствие программ обучения требованиям работодателей.
Системными причинами существующего положения являются: разрыв между динамичными переменами в мире профессий и их адекватным отражением в программах профессионального образования, отсутствие современной национальной системы квалификаций.
Помимо этого, наблюдается дисбаланс в соотношении высшего, среднего и начального профессионального образования.
Главной проблемой российского профессионального образования на сегодняшний день является не столько избыток или дефицит подготовленных кадров специалистов и квалифицированных рабочих (хотя она уже существует и будет обостряться), сколько качество их подготовки.
Существующая ситуация усугубляется и отсутствием современной национальной системы квалификаций, которая бы мотивировала работников на обучение в течение всей жизни. Существующая в России система квалификаций весьма несовершенная, фрагментарная и устаревшая. Ее недостатки сдерживают гибкость рынка труда, развитие эффективного обучения в течение всей жизни, затрудняют ориентацию профессионального образования и обучения на достижение качественных результатов, удовлетворяющих потребности рынка труда (работодателей и работников). Недостаточно эффективны и механизмы правового регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.
Причина дефицита квалифицированных кадров проста: большинство выпускников неспособны включиться в работу. Они не имеют представления о характере производства, корпоративной культуре; не знают ни бизнес-процесса, ни бизнес-среды; не владеют умениями делового общения; не умеют в выгодном свете подать результаты своей работы.
По мнению работодателей, учебные заведения учат студентов не тому, чему следует, и прежде всего – перегружают их теоретическими знаниями. Это особенно характерно для вузов, но и не менее свойственно системе среднего профессионального образования, где за время перестройки нарушились связи между учебными заведениями и предприятиями. В целом можно так охарактеризовать ситуацию. В советский период практически все учебные заведения профессионального образования имели связи с базовыми предприятиями, которые были обязаны принимать студентов на производственную практику, предоставлять ресурсное обеспечение для мастерских учебных заведений и т.д. Взаимосвязи между учебными заведениями и предприятиями были стабильными, требования к выпускникам формулировались на годы вперед, что соответствовало характеру экономики.
Затем начались рыночные реформы, когда предприятиям приходилось думать о собственном выживании в условиях формирования рыночной экономики с ее жесткими конкурентными законами и поддержка учебных заведений отошла за задний план. Более того, обширный рынок безработных позволял работодателям выбирать необходимых работников.


Сотрудничество структур
Период внутренних реформ совпал и с тектоническими процессами глобализации, обусловленными переходом к постиндустриальному обществу с его растущей неопределенностью и беспрецедентными темпами развития и изменений. В новой исторической ситуации требования к работникам радикально изменились, выдвинув на первый план надпрофессиональные/мобильные умения и ключевые компетенции и прежде всего – адаптивность, умение учиться, решать проблемы и т.д.
В этой сложной ситуации система профессионального образования начала отставать, не сумев избавиться от стереотипа, что российское образование – лучшее в мире, и продолжая развиваться в собственной логике.
В результате сложилась парадоксальная ситуация: так, например, по оценке Российской академии образования (РАО), работать по специальности устраиваются не более половины выпускников вузов (по данным рекрутеров, и вовсе 38,5%). То есть, получив образование, люди не могут найти работу по специальности: их бракуют работодатели.
Потребность в изменениях уже осознана на высшем политическом уровне. Необходимость повышения качества подготовки специалистов и создания современной национальной системы квалификаций признается как бизнесом, так и образовательным сообществом.
Национальная система квалификаций будет способствовать согласованию взаимных требований к квалификациям со стороны работодателей и рынка труда, а также со стороны системы образования и обучения.
Необходимо подчеркнуть, что современный российский бизнес крайне заинтересован в развитии и совершенствовании системы профессионального образования. Рабочая сила, ее количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и всей российской экономики и, как следствие, общественного благополучия страны.
Ключевой вопрос сегодняшнего дня – придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Позитивным переменам в профессиональном образовании должно способствовать широкое применение рыночных механизмов для повышения качества образования и доступности качественных образовательных услуг.
В последние годы бизнес стал активнее оказывать финансовую поддержку профессиональной школе, открываются базовые кафедры в учебных заведениях, создаются корпоративные университеты и учебные центры. В стране также развивается и негосударственная система профессиональной подготовки, в которой создаются частные школы и другие негосударственные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального обучения, тренинговые центры. Складываются и партнерские отношения между представителями бизнеса и государства.
Предприниматели начали финансирование крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов.
Работодатели убеждены, что для закрепления и дальнейшего наращивания положительных результатов в реформе профессионального образования необходимо развивать партнерство государства и бизнеса в следующих направлениях:

  • Образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, уточнять их потребности в кадрах и в обучении. Бизнес, со своей стороны, должен идти по всем вопросам навстречу образовательным учреждениям.
  • Разработать систему профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования профессионального образования
  • Создать новую, современную национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, умений и компетенций обладает специалист.
  • Сделать экономически выгодным для бизнеса развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание предприятиями базовых кафедр в вузах, корпоративных университетов. Эта образовательная деятельность компаний не должна облагаться налогами наравне с коммерческой деятельностью.
  • Способствовать структурной перестройке начальной и средней профессиональной школы, созданию многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное и среднее профессиональное образование, а также ресурсных образовательных центров и др.

Озабоченный существующей ситуацией, бизнес в последние 2-3 года начал активизацию собственных усилий и собственной роли в обеспечении себя кадрами нужной ему квалификации, и стал постепенно формироваться диалог между образованием и бизнесом. Окончательные предложения власти по сотрудничеству с бизнесом в сфере образования сформулировал в марте 2006 года Президент РФ Владимир Путин.
Прежде всего бизнес был приглашен к участию в изменении содержания образовательных программ высшего, среднего и начального профессионального образования. Нынешние, по словам президента, никуда не годятся, из-за чего «потребности предприятий в современных и квалифицированных специалистах не удовлетворяются». Кроме того, работодателей пригласили к выработке критериев качества подготовки специалистов, а также к созданию перечня востребованных специальностей.
Однако инициативы работодателей еще не носят системного характера: все говорят, что молодых специалистов «готовят плохо», однако консолидация усилий идет медленно. В этой связи хотелось бы процитировать публикацию в одной и центральных газет: «до конкретных предложений по квалификациям «доросли» лишь рестораторы и отельеры, которые, кстати, уже подготовили свои предложения». Это на самом деле так. Наша Федерация активно включилась в процесс разработки профессиональных стандартов.
Одновременно при Российском союзе промышленников и предпринимателей создано Национальное агентство развития квалификаций, которое ставит задачу объединения усилий всех заинтересованных сторон в целях создания национальной системы квалификации. Это очень важный шаг. Мы убеждены, что диалог будет продуктивным, поскольку ему нет альтернативы, слишком многое, а именно – будущее России, поставлено на карту. В качестве примера такого диалога хотелось бы привести пример Федерации рестораторов и отельеров России.


Собственный опыт
Основная цель ФРиО – развитие индустрии питания и гостеприимства. Для этого одной из задач является развитие профессионального образования и обучения для отрасли. Для этого проведено исследование состояния системы образования и обучения для отрасли и разработан проект реорганизации образования, который направлен в Министерство образования и науки. Правда, ответа мы не получили.
ФРиО на постоянной основе проводит обучение преподавателей всех уровней образования.       В 2003 г. разработаны профессиональные стандарты по 10 профессиям ресторанной индустрии, в которых определены виды и уровни ответственности и описаны профессиональные компетенции с помощью определенного набора знаний и умений.
В 2005 г. нами стала осознаваться необходимость в формировании новых профессиональных стандартов, что было вызвано, во-первых, реальными потребностями самой отрасли в части требований к работникам, их знаниям, умениям и широким компетенциям, а во-вторых, несовершенством старой методики, которая была основана на априорно заданных уровнях квалификации, что приводило к их искусственному установлению. Помимо этого в рамках самой отрасли возникло множество новых специализаций, которые требовали осмысления.
ФРиО поставила цель формирования отраслевой рамки квалификаций, основанной на новых профессиональных стандартах, и стало искать союзников, способных помочь в решении этой непростой задачи. Так возник совместный проект с Центром изучения проблем профессионального образования, который был поддержан Европейским фондом образования, предоставившим возможность общения с ведущими европейскими экспертами и доступа к самым новым разработкам в этой области.
Нам удалось сформировать новую модель и методику разработки профессиональных стандартов, которую мы предложили для обсуждения в Национальное агентство развития квалификации при РСПП и которая позволяет не только разрабатывать сами стандарты, но и закладывает основу для формирования национальной рамки квалификаций.

Наш опыт показывает, как при наличии инициативы и желания можно начать процесс изменений, не ожидая указаний со стороны, и как инициатива одной отрасли может быть значимой для всего сообщества в целом.

 

наверх