Четверг, 12 марта 2009 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги












Высшая проба

Мифы и реальности о школах бизнеса в РФ и за рубежом, структура программ МВА, проблемы роста российского бизнес-образования в целом – об этом в интервью с вице-президентом Российской ассоциации бизнес- образования (РАБО,) ректором Института Бизнеса и Делового Администрирования Сергеем Мясоедовым

Где и когда возникли первые бизнесшколы и программы МВА?
Программы МВА и школы бизнеса возникли в США на рубеже XIX-XX веков. Первая программа, прообраз МВА, была разработана в Дартмутском колледже, где ее начали преподавать с 1900 года в школе бизнеса «Так». Эта школа и по сей день входит в десятку лучших бизнес-школ США, хотя в России известна мало. В 1908 г. программа МВА появилась в Гарвардской школе бизнеса, в 1925 году – в Стэнфордской. А к началу Второй мировой войны количество школ бизнеса и программ МВА в США перевалило за сотню.
Почему возникли школы бизнеса и программы МВА? Университетское образование в США, как и везде в мире, концентрировалось на изучении теории, было сосредоточено на преподавании фундаментальной науки, было оторвано от практики. Бурно развивавшийся американский бизнес это не устраивало. Бизнесу требовались не столько знания, сколько практические навыки. Поэтому бизнес инициировал создание бизнес-школ и разработку специальных программ для бизнеса – программы МВА, которые учили практике.


Что это значит: «программа, которая учит практике?» А разве знания, полученные в университетах, нельзя применить на практике?
Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу известную в бизнес- образовании аллегорию с жонглером. Допустим, вы хотите получить образование, чтобы овладеть этой весьма конкретной профессией, и выбираете между университетом и школой бизнеса. На университетской программе вам прочтут блестящие лекции о том, как правильно жонглировать, какие школы жонглерского мастерства существуют, как опорно-двигательная система человека адаптируется к задачам жонглирования и т.п. В бизнес школе вас будут учить, как правильно жонглировать и оттачивать это на тренингах. Вам будут устраивать встречи с известными жонглерами, которые будут показывать свои авторские приемы. Но чтобы учить навыкам, чтобы учить, «как что-то делать», надо хотя бы немножко уметь это делать самому. Не может преподавать иностранный язык человек, который им не владеет. Почему? Потому что он учит конкретным навыкам, показывает, «как это делать». В этом причина неспособности даже лучших университетских профессоров преподавать в бизнес-школе: они все время стараются дать фундаментальные знания, а учащиеся пришли за навыками. От них ждут тренингов и анализа проблемных ситуаций (case-studies), а они стремятся читать лекции.
Хорошие школы бизнеса – это своего рода школы высшего профессионального мастерства в области бизнеса и менеджмента, где работают преподаватели-практики. А программы МВА – это наиболее серьезные программы – из тех, что известны в мире, – направленные на развитие таланта и профессионального мастерства в названных областях. Это  прикладной сплав инструментальных составляющих экономики, теории, психологии и социологии, который помножен на многочисленные тренинги, мозговые штурмы, ролевые игры, компьютерные симуляции и т.п. Программа МВА помогает структурировать имеющийся у учащихся опыт управления, работу в бизнесе и развивает навыки принятия эффективных управленческих решений в условиях нехватки времени и информации, развивает талант лидера.
Отсюда еще одна важнейшая черта программы МВА – она рассчитана на людей, которые имеют опыт работы в бизнесе. Если на программе учатся люди без опыта работы – это не программа МВА, как бы она себя ни называла, а обычное второе высшее образование. Опыт учащихся – основа для тренингов и обсуждения проблемных ситуаций. А обмен опытом и наработка навыков в свою очередь считаются во всем мире основой и ключевым отличием программ МВА от магистратуры и второго высшего образования. Ведь не случайно аббревиатура МВА переведена на русский язык как «МАСТЕР делового администрирования», а не как «МАГИСТР».


Итак, первые программы МВА возникли в США более ста лет тому назад. А в Европе и России?
В первой половине XX века МВА было чисто американским феноменом. Во второй половине – программы МВА пришли в Европу. На сегодняшний день в США программы МВА преподают в более чем в 600 школах бизнеса. Примерно столько же школ бизнеса и программ МВА насчитывается в Европе. В России, по данным Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), сегодня насчитывается около сотни структур – государственных и частных, – позиционирующих себя как школы бизнеса.
Первопроходцами было три бизнес-школы, которые до сих пор входят в группу лидеров на российском рынке бизнес-образования. Две их них входят сейчас в состав АНХ при Правительстве РФ. Это Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ). Одна школа – Высшая коммерческая школа (ВКШ) действует при Минэкономразвития РФ. ВШМБ и ВКШ были созданы в начале 1988 года специальным Постановлением Совета министров СССР, а ИБДА возник на полгода позже в МГИМО и изначально назывался Школой международного бизнеса МГИМО (ШМБ МГИМО). После переезда в 1994 году на территорию учебного комплекса АНХ при Правительстве РФ Институт получил нынешнее название. В 1989-1990 годах при различных университетах создается еще полтора десятка школ бизнеса, которые формируют сегодня костяк бизнес-образования страны. Наиболее известными из них, кроме перечисленных выше, являются в Москве – Школа менеджмента ГУ – ВШЭ, МИРБИС, Высшая школа корпоративного менеджмента (ВШКУ), Высшая школа финансового менеджмента (ВШФМ), Школа менеджмента МГУ, «Синергия», школа менеджмента «Линк», Школа АйТи менеджмента при ГУУ. В Питере высоким качеством отличаются программы ИМИСПа и факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета. В Сибири добрую славу сыскала Школа бизнеса Байкальского учебного комплекса (БУК) в Иркутске и ряд других.
Первые программы МВА начали преподаваться в лучших школах бизнеса Москвы и Питера еще в первой половине 90-х годов. Становление их шло нелегко: не хватало преподавателей бизнес-дисциплин, не было специальных учебников и методических материалов. Программы нигде на официальном уровне не признавались, и все-таки бизнесмены на них шли и приводили своих друзей, потому что эти программы помогали карьере, помогали обрести новые, необходимые в условиях рынка, навыки и связи. В 1991 году была создана Российская ассоциация бизнес-образования, которая объединила первые разрозненные бизнес-школы, создала обстановку интеллектуального поиска и взаимной поддержки. Сегодня эта Ассоциация – наиболее серьезный представитель российских программ МВА, российского бизнес-образования. В ней собран цвет экспертов и специалистов России в этой области.


Программы МВА получили государственное признание. Как это произошло?
Как я сказал, преподавание программ МВА началось задолго до того, как на них обратило серьезное внимание государство и академическое образовательное сообщество. Однако к концу 90-х годов спрос на эти программы стал расти необычайно быстро.
Наряду с российскими школами бизнеса программы МВА в России стали проводить и многие зарубежные школы, выдавая зарубежные дипломы, аккредитованные национальными правительствами или ассоциациями школ бизнеса. Среди них наибольшую известность получили программы: Школы менеджмента UAMS (Бельгия), Калифорнийского государственного университета Хейвард (США), Кингстонской, Даремской и Гилдхолской школ бизнеса (Англия), Гренобльской школы бизнеса (Франция), Стокгольмской школы бизнеса (Швеция) и др. Заметьте, в списке нет наиболее известных школ бизнеса мира, таких как: Гарвард, Стэнфорд, Келлог, ИНСЕАД (Фонтенбло) и т.п. Они еще не пришли в Россию. Вместе с тем не надо недооценивать те программы МВА, которые уже проводятся в России так называемыми «школами среднего эшелона». Это в своем большинстве очень сильные в методическом и содержательном плане программы, ориентированные на практику и использующие как зарубежные, так и лучшие российские педагогические ресурсы в области бизнес-образования.
В этих условиях сама жизнь требовала разработать российский национальный стандарт МВА. Этим занялись руководители ведущих российских бизнесшкол, входящие в Совет ассоциации бизнес-образования. Разработанный стандарт был направлен в Министерство образования и активно поддержан министром образования того периода В. Филипповым. Так в 2002 году появились Государственные требования к содержанию программ МВА, т.е. государственный стандарт, и был выпущен новый государственный диплом для этого вида программ. Чуть позже Министерством образования и науки РФ был создан Совет по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», на который возложили функции по экспертной оценке новых программ МВА, предоставляемых вузами страны на лицензирование в Минобрнауки. Сегодня в стране лицензии на проведение МВА в соответствии с государственным стандартом и на государственный диплом имеет около 70 учебных заведений – школ бизнеса, университетов и институтов.


Не так много для такой большой страны, как наша.
Вы правы. Очень немного. Но беда, что из тех десятков программ, которые приходят на экспертный совет, только единицы похожи на программы МВА. Эксперты совета отмечают, что подавляющее большинство материалов описывает традиционные академические программы второго высшего образования или программы магистратуры по менеджменту. Только титульные листы меняют на МВА. Понимания того, что программы бизнес-образования – это жанр, отличный от жанра академического образования, что здесь другие цели, а следовательно, нужны другие преподаватели, другая организация учебного процесса и т.п., очень часто не наблюдается.


Какова цель бизнес-образования?
Если говорить коротко, то цель бизнес-образования – развить у менеджера рыночное мышление и научить его принимать быстрые и эффективные решения в условиях нехватки времени и информации. Хочу еще раз обратить ваше внимание – речь идето менеджерах, о руководителях, а не о студентах. Программы бизнес-образования предназначены для менеджеров с практическим опытом. Они не предназначены и, более того, не нужны и зачастую бесполезны для студентов и выпускников вузов. Они существуют во всем мире только для тех, кто имеет опыт практической работы как минимум 3-5 лет. Но лучше – больше. Для выпускников вузов существует магистратура или программы второго высшего образования. Бизнес-образование – это другой жанр.
Но отличия между вузовским и бизнес-образованием только составом учащихся, сидящих в аудитории, не ограничиваются. Есть еще ряд признаков, отсутствие которых позволяет утверждать, что та или иная программа является или не является программой бизнес-образования.    Мы все учились в вузах. Мы с гордостью и по праву считаем, что в нашей стране было и есть весьма неплохое вузовское образование. Еще мы знаем, что хорошая вузовская подготовка должна дать нам фундаментальные знания по получаемой профессии и – что, наверное, не менее важно – кругозор интеллигентного человека. Иными словами, вуз дает выпускнику профессиональные знания, опираясь на которые он может работать по профессии (время от времени повышая квалификацию) всю жизнь. Это мы все знаем. Поэтому в силу человеческой психологии, которая всегда подсказывает образы из прошлого опыта, при слове «бизнес-образование» сразу представляем родной вуз, где, опираясь на потемневшую от времени кафедру, седой профессор, автор целой научной школы и многих книг, читает нам увлекательные лекции, основываясь на последних открытиях науки. Кроме того, большинство из нас уверено, и уверено правильно, что высшее образование в стране должно быть в значительной мере бесплатным. Иначе страна может потерять многих новых ломоносовых. Со всем сказанным о необходимости сохранения фундаментальности вузовского образования, о его связи с наукой, о его равнодоступности и т.д. я полностью согласен.
Но я коренным образом не согласен, что эти подходы будут верны и для бизнес-образования. Скорее наоборот. Здесь фундаментальность ни в коем случае не нужна и вредна. Бизнесмены – люди занятые. Поэтому вместо принципа фундаментальности начинает работать подход, который по-английски обычно выражают одним словом “simplify”, т.е. «упрощай», «говори обо всем короче и проще», «переходи сразу к выводам». Как я уже сказал, бизнес-образование концентрируется не столько на знаниях, сколько на навыках, обучая жонглера, как надо жонглировать. Те же знания, которые даются, должны быть предельно сжаты. Они должны носить ярко выраженный прикладной и инструментальный характер. Акцент бизнес-программ – это интерактивные занятия, когда преподавателю удается «разговорить» сидящих в аудитории бизнесменов по изучаемой проблеме, спровоцировать их на обмен опытом и групповой поиск управленческих решений. Не случайно говорят, что хороший преподаватель бизнес-школы – это тот, кто сам все занятие молчит, а в конце подводит итоги.
Вузовские преподаватели, не переучившись и не поработав в бизнес-среде, как ни печально это говорить, не могут работать в бизнес-школе. Точно так же, как многие преподаватели бизнес-школ часто не могут работать в вузах. Казалось бы, профессия одна – преподаватель, – но совершенно разные методики работы, разная оценка компетентности. Поэтому даже если университет имеет многовековую историю, в нем нельзя сразу создать бизнес-школу и начать преподавать хорошую программу МВА. Нужно время на переподготовку преподавателей и привлечение преподавателей-практиков, тренеров и т.д.


На сколько МВА ориентирована на обучение российских бизнесменов? Каков контингент обучающихся?
Клиентская группа программ МВА – это средний менеджмент компаний. Например, зам. завотделом компании или завотделом хотят стать завотделом либо зам. директора соответственно. У них стаж работы лет 5-7. Им не хватает систематизации управленческих знаний и инструментов, облегчающих принятие эффективных управленческих решений. К слову, средний возраст учащихся на программах МВА во всем мире – 28-30 лет.
Насколько программы МВА помогают карьерному росту российских менеджеров, и какие программы МВА лучше – российские или на зарубежный диплом? По статистике ведущих российских бизнес школ, около 70% обучающихся на российских программах МВА меняют работу с повышением или получают повышение в своей компании уже в ходе двухлетнего обучения. В ИБДА АНХ при Правительстве РФ этот показатель по опросу весной 2006 года составил 82%.
Если вы работаете на российской компании и решили идти учиться, лучше выбрать российскую программу МВА. Здесь вы будете обсуждать российскую специфику, обмениваться опытом с менеджерами, которые работают в аналогичных условиях, приобретать нужные вам связи. А если вы работаете в филиале зарубежной компании, где руководство – представители одной из стран Европы или США, то лучше пойти учиться на одну из зарубежных программ МВА и ЕМВА, которые проводятся в России. Например, в ИБДА есть программы МВА и ЕМВА на российский государственный диплом и на европейский диплом. Последняя программа проводится на русском и английском языке совместно со школой менеджмента UAMS Антверпенского университета и предназначена для менеджеров зарубежных компаний из России и стран СНГ.


Образование МВА сегодня стало попросту модным. Насколько программа бизнес-образования отвечает современным российским реалиям, насколько прикладными можно считать полученные знания?
Представьте себе, люди добровольно на два года отрываются от активной жизни, в течение этих двух лет они учатся три раза в неделю по четыре часа плюс две субботы по 8 часов плюс серьезные домашние задания, да еще платят за это в среднем 10-12 тысяч долларов за программу. А в школах-лидерах, таких как ИБДА АНХ, и существенно больше, и на эти программы существует устойчивый конкурс. Потому что отдача есть, потому что они помогают делать карьеру. За моду находиться на листе ожидания по полгода и платить такие деньги никто не стал бы, и, что больше всего радует, программы МВА, которые зародились как московско-питерский феномен, сейчас стали феноменом национальным. В наших наборах на программы МВА в модульном формате обычно количество москвичей составляет 10-15%. Причем наряду с российскими регионами учиться едут из Казахстана, Украины, Белоруссии, Прибалтики и даже из Польши. Потому что бизнес – понятие международное.


Насколько уровень программ МВА в РФ отличается от западных?
Бизнес–образованию в России 18 лет. Оно только вступает в совершеннолетие. А на Западе оно существует уже больше века. Тем не менее наши ведущие бизнес школы достигли многого. Они, пожалуй, еще не доросли до уровня Гарварда или Стэнфорда, но вполне конкурентоспособны по отношению к американским и европейским бизнес-школам среднего эшелона. Кроме того, у наших школ бизнеса есть однозначное преимущество: мы ориентированны на работу в российских условиях, и здесь, разумеется, не уступаем никому из западных коллег.


Насколько востребованы наши выпускники школ МВА за рубежом?
Мы прошли тот период, когда наши бизнесмены мечтали уехать работать за рубеж. Это раньше в анкете могли написать: «хочу окончить курс, пойти в зарубежную компанию и уехать», а теперь пишут: «хочу окончить курс и сделать карьеру в России, а потом буду много путешествовать». Мировоззрение поменялось.

 

наверх