Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Базовые принципы

Инновационная деятельность вуза – главное направление развития

Владимир Петренко Ректор Воронежского государственного технического университета

На современном этапе развития России особую актуальность приобретает консолидация усилий государства, научно-педагогического сообщества, отечественного предпринимательства на пути формирования доступной, качественной и конкурентоспособной образовательной системы.
Качественное образование, провозглашенное Президентом РФ приоритетным национальным проектом, определяет не только конкурентоспособность страны, прогресс экономики и стабиль­ность социальной сферы, но и уровень развития общества в целом.


Модель технического вуза
Высшая школа – это динамично развивающаяся система, содейст­вующая реализации глобальных государственных проектов, эффектив­но решающая перспективные задачи, сохраняя преемственность базо­вых принципов отечественной системы образования – доступности и ка­чества.
Образование, являясь одной из социальных миссий государства, нуждается в серьезной государственной поддержке и полномасштабном бюджетном финансировании.
Сегодня мы видим весомые государственные решения  и действия, направленные на придание нового импульса развитию высшего профессионального образования, в их числе проекты, связанные с развитием инновационной направленности высших учебных заведений: поддержка фундаментальных и прикладных исследований, повышение социальных гарантий работникам системы образования и ряд других.
ВГТУ важнейшим  принципом  на пути создания перспективной модели технического вуза XXI века – инновационного университета – считает:

  • формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров, модернизации производства и выпускаемой продукции;
  • повышение воспроизводства научно-образовательных кадров высшей квалификации, формирование действенных механизмов привлечения и закрепления в высших учебных заведениях талантливой молодежи, в том числе посредством создания фонда поддержки молодых ученых и преподавателей, расширения целевой аспирантуры по приоритетным направлениям;
  • создание региональных центров, объединяющих интеллектуальные ресурсы территорий в направлении реализации инновационных, научно-образовательных, информационных, социокультурных, молодежных и иных программ и проектов;
  • оптимизация государственной финансовой и  налоговой политики в части совершенствования механизмов  предоставления компенсаций высшим учебным заведениям издержек по  земельному налогу и налогу на имущество организаций и их законодательного урегулирования, модернизации материально-технической базы высших учебных заведений;
  • развитие системы эффективного партнерства  образовательного и бизнес- сообщества (работодателей),  предусматривающее расширение форм  кредитования на образовательные нужды, проведение исследований и мониторинга рынка труда для определения потребностей в квалифицированных кадрах.

В  этом году Воронежскому политехническому институту, ныне – Воронежскому  государственному техническому университету, исполняется 50 лет.
Более 60 тысяч технических специалистов  вышли из стен ВПИ – ВГТУ за эти годы. Своим умом и трудом они создали в Центрально-Черноземном регионе ведущие  в России и мире мощные машиностроительный, электроэнергетический, радиоэлектронный, авиационный и ракетно-космический комплексы.
Научные достижения профессорско-преподавательского состава стали достоянием воронежской, российской и мировой науки.
В целях реализации идеи стратегического партнерства вуз-предприятие в последние годы в ВГТУ  создано 15 учебно-научно-производственных комплексов, учебно-научно-производственных центров и 26 филиалов выпускающих кафедр на промышленных предприятиях города.
Непосредственные активные творческие связи через УНПК и филиалы кафедр ВГТУ позволяют университету проводить курсовое и дипломное проектирование по заданиям и тематике предприятий, решать проблемы целевой подготовки, обучения по индивидуальным планам, решать вопросы трудоустройства выпускников, готовить через аспирантуру, докторантуру и соискательство специалистов высшей квалификации для предприятий- партнеров.


Анализ рынка труда
С учетом тенденции изменения спроса предприятий на молодых специалистов проведена предварительная прогнозная оценка их потребности на ближайшие 5-10 лет.
Выполнены социологические исследования, позволившие определить комплекс методов, способствующих эффективной подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям возрождающегося производства.
На практике апробированы новые прогрессивные формы подготовки молодых специалистов – целевая контрактная подготовка молодых специалистов, непрерывная многоуровневая и многоступенчатая профессиональная подготовка, создание учебно-научно-производственных комплексов, пакетная подготовка молодых специалистов. Прогнозная оценка на ближайшие 5-10 лет показывает, что следует ожидать значительный отток с производства работников пенсионного возраста, в результате чего обострится проблема их замещения молодыми специалистами. Изучение этой проблемы отдельно по каждой из специальностей и направлений, определение требуемого количества и качественного уровня специалистов – серьезная задача, стоящая в настоящее время как перед производством, так и перед техническими вузами региона. Уже в настоящее время далеко не все заявки предприятий на молодых специалистов ВГТУ выполняются.

 Анализ, проведенный на 10 предприятиях ЦЧР, показал, что на многих из них нет специалистов для работы на автоматизированном и уникальном оборудовании. Крайне мало специалистов, способных обеспечить функционирование ранее имевшихся на предприятиях прогрессивных технологий, минимально количество работников, способных передать производственный опыт молодым специалистам.

С такой ситуацией столкнулись руководители предприятий, когда в промышленности начался экономический подъем. В рамках исследований был проведен опрос среди директоров 10 крупнейших предприятий г. Воронежа, которые в числе наиболее важных факторов, необходимых для подъема промышленности, назвали обеспечение производства современными высококвалифицированными кадрами. Ими были сформулированы следующие задачи, необходимые для решения этой проблемы:  подготовка специалистов по направлениям, наиболее близко соответствующим профилю предприятий; обеспечение опережающей подготовки специалистов с учетом тенденций развития промышленности; определение требований к уровню подготовки специалистов, обеспечение этого уровня учебными заведениями; обязательная компьютерная грамотность выпускаемых специалистов, в т. ч. владение программными продуктами, характерными для конкретных производств; обеспечение ускоренной адаптации молодого специалиста к нуждам реального производства; необходимость в универсальных специалистах, имеющих дополнительную подготовку по ряду специальных направлений; необходимость в кадрах высшей квалификации (кандидатов, докторов наук) для занятия руководящих должностей в подразделениях предприятий, занимающихся использованием высоких технологий  или для руководства  предприятием в целом; разработка системы переподготовки   кадров, в т.ч. подготовки кадров по второй специальности.

Нашим университетом проведены организационные мероприятия по созданию учебно-научно-производственных комплексов (УНПК) на базе ВГТУ и ведущих промышленных предприятий г. Воронежа – ФГУП «Воронежский механический завод», ЗАО «Воронежтяжмехпресс», АО – «Воронежпресс». Целью УНПК является объединение интеллектуального потенциала, информационного обеспечения, материальной базы и других ресурсов высших учебных заведений, промышленных предприятий, а в дальнейшем –общеобразовательных школ и профессиональных колледжей, лицеев, училищ и техникумов для реализации многоуровневой системы опережающей подготовки инженерно-технических, научных и управленческих кадров для ЦЧР. К основным задачам УНПК относятся: создание системы профессиональной ориентации молодежи на профессии машиностроительного, металлургического и радиоэлектронного комплексов (ММРК), разработка образовательных программ в соответствии с тенденциями развития ММРК, проведения НИР и ОКР в целях создания конкурентноспособных технологий и изделий, подготовка и издание учебно-методической литературы, оснащение учебных лабораторий современным оборудованием, возрождение отраслевых научно-исследовательских лабораторий, создание современной информационной базы учебного процесса, подготовка специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.


Информационные технологии
Новые информационные технологии позволили организовать в вузе учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения. Ключевым было внедрение единой  платформы  дистанционного образования, которая стала основой для организации дистанционного учебного процесса на различных кафедрах вуза. На данный момент уже более 20 дисциплин переведены на эту платформу и обучаются сотни студентов.
В настоящее время в ВГТУ широко используются вычислительная техника и новые  информационные технологии. Всего в университете насчитывается около 1500 тыс. единиц вычислительной техники.
В управлении учебным процессом и административно-хозяйственной деятельностью задействовано 144 компьютера, находящихся в библиотеке, отделах и  службах университета. Кроме того, 1143 компьютера, находящихся на кафедрах  университета, научно-исследовательских институтах и других подразделениях, используются для  научно-исследовательской деятельности, в том числе и для исследовательской работы студентов. Качественно изменилась инфраструктура информационной среды, а именно – осуществился переход от отдельных персональных компьютеров к полноценной компьютерной сети (интрасети) и ее интеграции в глобальную сеть Интернет. Освоены интернет- технологии. На данный момент интрасеть  объединяет 11 факультетов (46 кафедр, 94 компьютерных класса), 24 административно-хозяйственных и других подразделений.
Всего на факультетах и кафедрах университета оборудовано 94 компьютерных класса, в том числе используемых совместно с естественно-техническим колледжем и филиалами – 19 классов. Созданная  компьютерная база обеспечивает существующие потребности учебного процесса.
Огромное значение в Воронежском государственном техническом университете уделяется качеству образования. Качество высшего образования – это сбалансированное соответствие высшего образования многообразным потребностям, целям, требованиям и нормам. Оно определяется качеством результата образовательного процесса и качеством образовательной системы в целом: контингента абитуриентов, студентов; качеством преподавательского состава; содержания образования и образовательной среды; качеством методическою обеспечения учебного процесса и эффективностью педагогических технологий; качеством ресурсного обеспечения образовательной деятельности вуза.
В ВГТУ разработана и успешно функционирует внутривузовская система качества образования (ВСКО), включающая управление качеством подготовки специалистов на всех уровнях: от довузовской подготовки до итоговых аттестационных испытаний выпускников. Управление качеством образования осуществляется на основе целевого планирования, моделирования и проектирования образовательного процесса по результатам анализа мониторинга исследований и разработки соответствующих управляющих воздействий.
На базе ВГТУ 20 лет успешно функционирует Воронежский филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, приоритетным направлением в работе которого является «Управление качеством высшего технического образования».
«Проблемы качества подготовки специалистов» – одно из ведущих научных направлений университета. В ВГТУ успешно функционируют аспирантура и диссертационный совет по специальности «Теория и методика профессионального образования». Результаты диссертационных исследований внедряются в образовательную деятельность вуза.
Следует заметить, что проблема качества образования в последние годы рассматривается в контексте современных европейских и мировых тенденций. Это связано не только с вступлением России в Болонский процесс, а прежде всего – с интенсивными социально-экономическими процессами в нашей стране, способствующими появлению новых требований к выпускникам вузов.
Инженер  любого профиля должен обладать современным экономическим мышлением и навыками управленческой деятельности. Практика обучения инженеров в российской высшей школе всегда опиралась на эти концептуальные положения. В технических вузах страны сложилась система экономического образования, которая  охватывала все элементы учебного процесса. В вузах, где руководители по своей подготовке и образу мышления далеки от производства,  объемы экономической подготовки студентов снижаются, сокращаются нормативы на  отдельные виды учебных занятий, исключаются курсовые работы.  Вопросы экономики и управления выводятся из программ производственной практики и т. п.
Высокая результативность экономической и организационно-управленческой подготовки будущих инженеров может быть обеспечена только в том случае, если это направление технического образования будет носить системный и непрерывный характер. Для решения этой задачи в Воронежском государственном техническом университете приступили к реализации Единой системы экономической и организационно-управленческой подготовки студентов технических специальностей.
Единая   система   непрерывной экономической и организационно-управленческой подготовки студентов технических специальностей представляет собой совокупность взаимосвязанных форм, методов и средств привития студентам экономических и организационно-управленческих знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности специали­стов в условиях рыночной экономики.

Основной целью системы является формирование у студентов экономического мышления, обеспечивающего необходимые предпосылки для полноценного решения ими производственных, технических и хозяйственных задач в процессе практической деятельности. Система должна обеспечить получение будущими специалистами знаний, умений и навыков для экономически обоснованного решения научно-технических проблем и выполнения функций руководителя и организатора работ в исследовательских, научно-технических и производственных подразделениях предприятий всех форм собственности.

В настоящее время появилась возможность участия нашего университета не  только в научно-исследовательских, но и в опытно-конструкторских работах совместно с предприятиями на паритетных условиях финансирования. В связи с  этим ведется работа по лицензированию научной деятельности, что позволит «осваивать» новые источники финансирования. ВГТУ аккредитован в Министерстве энергетики РФ как энергоаудитор, что позволило уже в конце года выиграть тендерный проект по программе «Энергосбережение» с объемом финансирования в 2005 году – 500 тыс. руб. Вуз лицензирован и сертифицирован Министерством обороны, получено разрешение на проведение работ в интересах  обороны страны. Университет вошел в состав учредителей «Воронежского центра микроэлектроники и нанотехнологий», основным  направлением деятельности которого является развитие  малого предпринимательства в инновационной сфере, в первую очередь в электротехнической отрасли.
В университете организована работа по представлению инновационных  проектов для участия в конкурсе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере (программа «Старт»).
На базе университета создан Региональный координационный центр по российской научно-социальной программе для учащейся молодежи «Шаг в будущее», которая будет реализовываться на территории  Воронежской области совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана, администрацией Воронежской области и ведущими вузами региона с целью привлечения школьников и студентов младших курсов к исследовательской деятельности.
В последние годы получила развитие практика эффективного использования уникального исследовательского и технологического оборудования в рамках  региональных центров коллективного пользования, созданных совместно с ведущими предприятиями и НИИ региона.
Преимущества инновационного пути развития демонстрирует опыт ведущих стран мира, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики и эффективно решающих социально-экономические проблемы.
Именно эти приоритеты  являются ориентирами развития ВГТУ на ближайшую и долгосрочную перспективу.

 

наверх