Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Максимальная интеграция

Интеллектуальный, образовательный и научно-технический потенциал классического университета как инновационный ресурс региона

Владимир Бабешко ректор Кубанского государственного университета

Краснодарский край, третий по народонаселению субъект РФ, занимает лидирующее положение среди других регионов по многим позициям. Это обусловлено не только его геополитическим положением, но и активной деятельностью администрации Краснодарского края, которая стремится сделать Кубань привлекательной для инвестиций в развитие курортного бизнеса, аграрный сектор и рациональное использование природных ресурсов. Приток инвестиций требует развития инфраструктуры, для которой необходимы высококвалифицированные кадры не только в этих специализированных отраслях, экономике, управлении и юриспруденции, но и в области естественных наук и информационно-телекоммуникационных технологий практически по всему спектру приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий. Главная отличительная черта таких специалистов – готовность и способность к восприятию и применению новых знаний.


Научные достижения и международное сотрудничество
Наибольшая концентрация интеллектуального потенциала достигается в небольшом числе региональных вузов и НИИ, которые прилагают усилия для перехода на инновационный путь развития и практическую реализацию своих научных достижений. Научные результаты мирового уровня, полученные учеными Кубанского государственного университета в ряде научных направлений, позволили выйти на многообразные практические приложения. Именно эти результаты потребовали максимальной интеграции научного потенциала вуза и стали катализатором его инновационной деятельности. В первую очередь это развитые в Кубанском госуниверситете новые математические методы изучения природных явлений. Фундаментальные исследования, проведенные в НИИ проблем механики и геоэкологии по развитию новых методов теоретического и экспериментального исследования волновых явлений в средах и материалах сложного строения, позволили выявить новые, ранее неизвестные физические закономерности в протяженных деформируемых телах с неоднородностями. На основе этих исследований было открыто явление высокочастотного резонанса в полуограниченных телах с неоднородностями, зарегистрированное как научное открытие в 1994 г. Это открытие позволило значительно продвинуть исследования в областях прочности и разрушения материалов, а также в области сейсмологии. Особо значимым фундаментальным результатом последнего времени является завершение разработки дифференциального метода факторизации применительно к исследованию и решению краевых задач для больших систем линейных и нелинейных уравнений в частных производных произвольного порядка, который стал дополнением к интегральному методу факторизации, разработанному Н. Винером и Е. Хопфом еще в 1931 г. Мировая фундаментальная наука получила новый математический аппарат, возможности которого не изучены до конца, однако там, где уже удалось его применить – в области сейсмологии, проектировании материалов, живых системах и нанотехнологиях, – получено прорывное продвижение в исследованиях. Успехи в решении фундаментальных проблем прочности изделий машиностроения, зданий и сооружений, в моделировании стихийных и техногенных катастроф и их последствий послужили основанием для включения Правительством РФ Кубанского государственного университета в корпорацию «Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский центр научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Постановление Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 619). Широкий спектр развиваемых приложений уникальных математических методов – от новой концепции прогноза землетрясений, разработки теоретических основ и методов оценки сейсмостойкости территорий и строений, новых технологий поиска разных полезных ископаемых (от нефти и газа, до металлосодержащих руд), исследований воздействия физических полей различной природы на живые системы и материалы сложного строения, включая наноматериалы, до разработки методики проектирования тканей с заданными свойствами – выдвигает Кубанский государственный университет в особое положение вуза, имеющего важные преимущества в инновационном развитии. С этими исследованиями тесно связаны полученные в КубГУ результаты изучения физико-химических и биологических аспектов оценки и регулирования антропогенного воздействия на живую природу; разработанные новые методы анализа и технологические решения, обеспечивающие предотвращение загрязнения природной среды и минимизацию воздействия химических производств на окружающие экосистемы; внедренные новые биологические методы очистки экосистем от промышленных загрязнений, способы защиты промышленных материалов и изделий от микробного повреждения; другие природоохранные и малоотходные технологии рационального природопользования, разработанные учеными университета. Инновационные возможности КубГУ связаны с широким комплексом услуг, основанных на собственных научных разработках и предлагаемых для сельского хозяйства, медицины и промышленности Краснодарского края. Большую перспективу имеют разработки в области проектирования и создания материалов и, в частности,  тканей с заданными свойствами, в том числе лечебного назначения, которые могут поднять на новый уровень возможности отечественной легкой промышленности. На производственный уровень выведены разработанные в вузе новые технологии и средства очистки почв и территорий, подвергнутых загрязнению нефтематериалами и нефтешлаками, технологии защиты буровых растворов, материалов и конструкций, технологии переработки сельхозпродукции и отходов производства, которые способны существенно повлиять на обеспечение нужного состояния окружающей среды, особенно в зонах нефтедобычи и транспортировки нефти. Организация производства запатентованных КубГУ лекарственных препаратов «бализ» и «лактовит», допущенных Минздравом для использования в медицинской практике, а также создание новых лекарств и биологически активных препаратов поднимут инновационную планку КубГУ, способствуя решению проблемы здоровья людей и сельскохозяйственных животных. Промышленность и здравоохранение края нуждаются в производстве высокопроизводительных, энергоэкономичных диализаторов для получения сверхчистой воды, основанных на самых современных достижениях ученых КубГУ в области мембранных технологий. Это направление развивается в вузе с 1972 года. За это время опубликовано более 500 работ, получено 47 авторских свидетельств и 8 патентов, 15 медалей и дипломов международных выставок. Кубанская школа мембран, которую возглавляет профессор В.И. Заболоцкий, имеет весомый международный авторитет. Наряду с уникальными электродиализаторами в активе НИИ Мембран и хозрасчетного центра «Мембранная технология» – новые мембраны и конструкционные материалы, качества которых определяются с использованием открытого учеными явления отклика свойств мембраны на модификацию ее наноструктуры, результаты многочисленных прикладных НИОКР и ОКР, в том числе девяти международных проектов, в рамках которых были изготовлены и внедрены установки по получению деионизованной воды, создана мобильная установка для получения апирогенной воды для отрядов специального назначения МЧС, выполнены заказы на техническую продукцию пилотных мембранных установок от Европейского института мембран, Университета Париж-12, фирмы «Электрохим Инжиниринг» (г. Шамбли, Франция), фирм «Ionics» и «US-Filter» (США), ЗАО «Мембранная технология» (Казахстан) и др. Важное место в деятельности Кубанского государственного университета занимает взаимодействие с учреждениями Черноморского экономического сотрудничества, Международным центром черноморских исследований в Афинах, Секретариатом ЧЭС в Стамбуле. Постоянными зарубежными партнерами КубГУ по научным исследованиям в области экономики являются: University of California, Connecticut University (USA), University of Udine (Italy), University of Porto (Portugal), в области химических наук: University Montpellier II, Membrane Club of France, University of Rouen, University Paris XII (Франция), а также научные центры в Нидерландах, США, Израиле, Германии; Университет Билефельда (ФРГ) и др.
Об уровне научных результатов, достигнутых учеными Кубанского государственного университета, свидетельствуют научные связи вуза в стране и за рубежом и его участие во всех крупных межведомственных научных программах, в том числе неоднократно в качестве головной организации. В рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» Кубанским госуниверситетом был предложен для совместного исполнения научный проект, связанный с изучением моделей природных процессов, который смог заинтересовать выдающихся ученых ряда НИИ РАН и ведущих вузов. Этот проект объединил самое большое количество участвовавших академических НИИ и вузов в сравнении с другими проектами. В совместных исследованиях непосредственное участие принимали академики лауреат Нобелевской премии А.М. Прохоров, Г.И. Марчук, К.В. Фролов, А.С. Алексеев, И.Ф. Образцов, С.С. Григорян, другие крупные ученые. Девять представителей подразделений – участников проекта были удостоены Государственной премии России 2001 года за результаты, полученные при его выполнении. Установленные научные связи сохранились и окрепли, что позволяет поддерживать вузу высокий уровень дальнейших исследований в этих направлениях. Особую роль исследования в области экологии и рационального природопользования приобретают в связи с развитием в крае туристического бизнеса. В целях обеспечения безопасности отдыхающих, предотвращения природных и техногенных катастроф разработаны и внедряются в практику технологии сейсмологического и геоэкологического мониторинга. Интерес к результатам проводимых в КубГУ исследований в области сейсмологии исключительно велик со стороны стран, имеющих сейсмоопасные зоны на своих территориях. Выполненные в КубГУ разработки имеют все основания для успешной коммерциализации.

Развитие современных образовательных технологий
Кубанский государственный университет, верный традициям классического образования, делает основной упор на принцип изучения фундаментальных основ предметных знаний и их приложений на уровне последних мировых достижений. Фундаментализация учебного процесса, дальнейшее сближение его с научными исследованиями и приложениями становятся основой для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, что делает вуз более притягательным для обучения наиболее талантливой молодежи. Наиболее удачной формой такой организации учебного процесса стали учебно-научно-инновационные комплексы, число которых предполагается увеличить за предстоящие два года от трех до семи.
В учебно-научно-инновационный комплекс «Оптические инфокоммуникации» входят: выпускающая кафедра оптоэлектроники, учебно-производственный отдел ОАО «Южная телекоммуникационная компания» и инновационные предприятия ООО «ЮГ ОПТИКОМ», ООО «НЕОЛИТ», Конструкторско-технологический институт СО РАН. Профессиональное становление в рамках таких комплексов приводит расширению сферы профессиональных возможностей выпускников КубГУ, повышению профессиональной мобильности, ускорению адаптации на рабочем месте. Университет ставит задачу подготовки «под заказ» инновационных команд, включающих не только ученых и инженеров, но и менеджеров, маркетологов, юристов. Выпускники, обладающие высокой инновационной культурой, станут носителями этой культуры в сфере реальной экономики и источниками новых инновационных проектов.
Важнейшее направление деятельности КубГУ – развитие современных образовательных технологий. Преподавание в вузе, научные достижения которого признаны в мире, также должно соответствовать мировым стандартам. Разработанные профессором В.П. Бедерхановой теория становления личностно-ориентированной позиции педагога и методология педагогического проектирования в инновационной деятельности активно применяются в практике работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров. Применение новых подходов к организации учебного процесса и современных педагогических технологий, внедрение компетентностного подхода, развитие систем моделирования и поддержки индивидуальных образовательных траекторий – все эти вопросы в сегодняшней повестке дня кафедр, факультетов, подразделений образовательной инфраструктуры. Чрезвычайно важным представляется осуществление подлинной непрерывности в сфере образования; отказ образовательных звеньев от изолированности педагогического процесса через преодоление фрагментарности учебных программ и переход к интеграции и постоянному взаимодействию всех субъектов системы образования; усиление интеграции вуза с учреждениями среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования городов и районов края; что в конечном итоге позволит значительно повысить качество высшего профессионального образования; позволит вузу освоить новые социальные и территориальные сегменты рынка образовательных услуг; укрепит позитивный имидж КубГУ.
Кубанский государственный университет первым из вузов региона более десяти лет назад начал использовать инновационные тестовые технологии в образовательном процессе. Центр управления качеством образования совместно с Центром тестовых технологий КубГУ регулярно проводят внутренний аудит качества учебного процесса, используемый для самооценки образовательных подразделений вуза.
В университете создан депозитарий электронных ресурсов, регламенты доступа к которому разработаны с учетом требований авторов ресурсов. Часть ресурсов депозитария доступна через информационно-образовательный портал «Открытый университет Кубани» http://rem.kubannet.ru, сайт и электронный каталог научной библиотеки http://library.kubsu.ru. Специалистами отдела разработки информационных систем Центра Интернет КубГУ разработаны технологии и программные инструментальные средства для создания электронных сред предметных областей и профессиональной деятельности, на основе которых реализован портал http://thor.kubsu.ru. Разработана и реализована модель электронных банков учебно-методической информации (БУМИ), опирающаяся на новые дидактические технологии и современную образовательную парадигму.
Проект КубГУ «Информационная нива современного классического университета» выиграл в 2002 г. грант Национального фонда подготовки кадров, позволивший оснастить библиотеку КубГУ современным оборудованием и внедрить автоматизированную библиотечную информационную систему «Virtua», разработанную одним из мировых лидеров в области АБИС американской корпорацией VTLS. Научная библиотека КубГУ, будучи крупнейшей и наиболее модернизированной на Юге РФ, с 2002 г. входит в число 200 наиболее активных библиотек мира по количеству обращений к электронным базам данных иностранных журналов. В 2005 г. по количеству читательских запросов НБ КубГУ заняла 12-е место среди российских библиотек – участник проектов ЭБСКО, 8-е – по использованию ресурсов РФФИ и 4-е – по использованию ресурсов издательства «Эльзевир». С 2005 г. библиотека имеет доступ к электронным полнотекстовым БД практически по всем отраслям знаний. В 2006 г. будет завершено строительство нового библиотечного корпуса. Внедрение современных подходов позволяет КубГУ привлекать к получению дополнительного профессионального образования все новые категории специалистов и группы населения края. На базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров функционируют 3 образовательных центра краевого уровня (Краевой центр бизнес-образования; Кубанский центр охраны труда; Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки работников сферы молодежной политики) и 4 центра федерального уровня: центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений; региональный учебный центр профессиональной переподготовки военнослужащих; учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров России; учебно-методический центр Института государственных закупок Минфина России. За пять лет количество специалистов, прошедших обучение по всем видам дополнительных профессиональных программ, увеличилось почти в 10 раз и в 2005 году составило 8000 слушателей.
Большие планы связывает КубГУ с реализацией положений Болонской декларации, развитием системы дистанционного обучения. Если в 2005 году КубГУ вел набор только на два направления бакалавриата, то в ближайшие два года планируется ввести систему «бакалавриат-магистратура» по 14 направлениям, а также получить лицензии на подготовку бакалавров по таким направлениям, как Телекоммуникации, Нанотехнологии, Инноватика, Информационные системы, Бизнес-информатика и др. Университет планирует расширять академическую мобильность студентов и преподавателей, используя главным образом сложившиеся двусторонние связи с европейскими вузами: университетами Бристоля, Генуи, Милана, Ниццы, Высшей технико-экономической школой в Берлине. В настоящее время ведется работа по созданию двуязычного электронного университета, который позволит вовлечь в обучение в КубГУ несколько тысяч как отечественных, так и зарубежных студентов. В первую очередь из зарубежных студентов будут вовлечены студенты из СНГ, ЧЭС, а также дальнего зарубежья, традиционно сотрудничающего с КубГУ, – США, Германии, Великобритании, Италии, Африки, Ближнего Востока.
Интеграция КубГУ в европейское образовательное пространство и следование требованиям Болонской декларации позволят выпускникам получать диплом вместе с европейским приложением при оптимальном сочетании цены и качества. Значительно повышает конкурентоспособность вуза привлечение к учебному процессу на постоянной основе выдающихся зарубежных ученых, которые проводят не только занятия для студентов и аспирантов, но и мастер-классы для преподавателей по инновационным образовательным технологиям. Так, студенты и преподаватели факультета прикладной математики на протяжении нескольких семестров имеют возможность профессионального общения с профессором университета Теннеси (США) Ричардом Вильямсом, профессор Висбаденского технического университета Детлеф Рихтер читает курс «Цифровая обработка сигналов» на кафедре математического моделирования.
Стратегическая цель деятельности Кубанского государственного университета – развитие интеллектуального потенциала, информационных и научно-технических ресурсов, обеспечивающих экономический рост, инвестиционную привлекательность и социальную стабильность Краснодарского края и России, закрепляющих лидерские позиции университета в получении и применении новых знаний.

наверх