Суббота, 14 июля 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








С открытыми глазами

Инновационность системы образования в целом и отдельные аспекты этой области

Нелли Розина начальник отдела высшего образования Министерства образования и науки РФ

Какими вопросами занимается ваш отдел в рамках национального проекта «Образование»?
Мы ведем несколько разделов национального проекта, прежде всего – успешно прошедший конкурс инновационных программ вузов, сейчас мы стараемся завершить работу по созданию национальных университетов, ждем выхода соответствующих распоряжений правительства, по этому вопросу мы работаем с Минюстом, Минфином, Минэкономразвития и т.д. Создана Высшая школа менеджмента в СПбГУ, и сейчас решаются вопросы по ее финансированию.
Несмотря на то что конкурс инновационных программ завершился в мае месяце, большой период заняли вопросы организационные.
После завершения конкурса оказалось, что многие вузы психологически оказались не готовыми к тому, что их деятельность – организационная и финансовая – будет строиться в точности в соответствии с их конкурсной заявкой. Поэтому Национальный фонд подготовки кадров, который является рабочим органом конкурса, проводил ряд семинаров, чтобы вузы осознали и начали действовать именно в жестких рамках заявленной программы.
В ходе реализации инновационных программ вузы подавали заявки на самые разные объемы финансирования. Примерно от 200 до 500 млн рублей в год. Какие суммы они рассчитали, те и получат. Все 17 вузов-победителей вместе получат 5 млрд рублей. Это колоссальные деньги. Самый большой объем финансирования был заявлен, конечно, самыми крупными вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. В списке победителей есть вузы, которые осторожно на первом этапе заявили сравнительно небольшие суммы, чтобы попробовать свои силы.
Не все вузы умеют распоряжаться большими деньгами, самая трудная часть расходов – производство закупок дорогостоящего оборудования. Такая техника не покупается просто, как в магазине, ее закупают по конкурсу. Вуз объявляет тендер, и кто ему предложит нужный товар за меньшую сумму, у того производителя вуз и купит. Проведение конкурсов по закупкам создает свои организационные трудности, поэтому для вузов-победителей проводятся обучающие семинары.


Как инновационные программы связаны с государственными образовательными стандартами?
Я бы сказала, что прямой связи нет, так как инновационные образовательные программы мы не связываем со стандартом и образовательной программой по какому-то направлению или специальности, мы говорим, что инновационная программа вуза – это часть стратегического плана вуза, направленного на какую-то определенную цель. Например, Томский институт систем управления всю свою программу инновационного развития построил на внедрении информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс. Вот это мы и называем образовательной программой, т.е. идет «перестройка» всего вуза, стратегическое планирование, направленное на полную перестройку образовательной деятельности. Что касается, например СПбГУ, то у него характер инновационной программы совсем другой. Программа направлена на интеграцию в международное образовательное пространство, и под этим девизом он развивает магистерские и бакалаврские международные программы, ставит задачу активизировать мобильность студентов и преподавателей, и это тоже стратегическая программа, и мы ее относим к инновационной образовательной программе. Но это не значит, что она таковая только по какой-то одной специальности. Происходит полная перестройка образовательного процесса. Может быть, вначале этот процесс локальный, например, на одном их факультетов, но потом процесс охватит весь вуз. Итак, определение понятия «инновационная программа» – это часть стратегического плана вуза, направленного на повышение качества подготовки специалистов, на признание их на рынке труда, путем внедрения новых технологий, совершенствования материально-технического и кадрового потенциала вуза. Этот конкурс тем и интересен, что у каждого вуза своя задача. Минобрнауки не ожидало, что 200 вузов найдут в себе потенциал подать заявки на такой конкурс, и тем не менее финалистов было 50, это очень серьезная цифра, да и 17 победителей – внушительная цифра. Ожидалось, что мы поддержим не более 10 вузов, получилось почти вдвое больше. Сейчас вузы активно готовятся к следующему этапу, который мы планируем провести в конце 2006 года.
Тем не менее образовательные стандарты не остаются в стороне от инновационной деятельности. В любом случае, в ходе инновационных задумок вузы должны наработать опыт, который пойдет на пользу совершенствования стандартов. Министерство образования постоянно инициировало экспериментальную инновационную деятельность, но более локально, это сейчас она стала проектной, широкомасштабной. Например, когда в 2003 году Россия вошла в Болонский процесс, был сразу инициирован эксперимент по введению зачетных единиц в вузах. Географически рамки эксперимента расширялись, в нем участвовало все больше вузов. Уже после первого года эксперимента стало понятно, что той свободы вузов, которая заложена в стандарте, около 30% в среднем, мало для эффективной организации учебного процесса на основе зачетных единиц. Сейчас мы работаем над новыми стандартами и предполагаем заложить в них свободу для вузов примерно в 50%. В ходе того же эксперимента мы поняли, что если идти на модульную организацию учебного процесса – а это как бы кусок учебного материала либо внутри одной дисциплины либо междисциплинарная часть материала, – то планировать программы в строго заданных параметрах дисциплин стандарта нерационально. Мы сейчас с академической общественностью думаем о том, чтобы разработать программы в виде циклов. Внутри цикла вуз сам будет выстраивать дисциплины и их соотношения так, как ему удобнее.


По какому принципу разрабатываются государственные стандарты?
Государственные стандарты, любые, разрабатываются на основе компетенций, тех компетенций, которые нужны рынку труда социальной адаптации выпускника. Сначала формируются именно они, в СССР это называлось «квалификационной характеристикой специалиста». СССР разрушился, а в 1992 году вышел Закон о стандартах, появилось новое понятие – «требования к уровню подготовки выпускника», а сейчас происходит переход на международный язык.. Это – «требования к компетенциям выпускника». Это не то же самое, что знания и умения, это еще и способность применять их в любой ситуации и осознавать, как можно их трансформировать. Специалист должен уметь работать в команде, быть терпимым, коммуникабельным. Все эти компетенции вуз тоже обязан сформировать. Например, на Западе, где, кстати, стандартов вообще нет, идет отказ от индивидуальных учебных проектов, преимущество получают коллективные курсовые и дипломные проекты, чтобы студенты учились работать в команде. У нас такая практика была широко распространена в СССР, затем мы от нее отказались по ряду причин, и, как правило, вузы сейчас практикуют индивидуальные задания. Так что принцип разработки стандартов программ образования, высшего профессионального, среднего профессионального – это квалификационные требования к будущему специалисту, или, как сейчас модно их называть, – профессиональные стандарты. Но у нас в стране пока профессиональных стандартов нет.


Существуют ли государственные стандарты по повышению качества и уровня образования?
Уровень образования стандартизируется в целом. А если назвать аккредитационный показатель, по которому определяется вид вуза, например, в высшем образовании это институт-академия-университет, то можно назвать это стандартами качества. Аккредитационные показатели систематически обновляются в сторону повышения требований к вузам. Этот год первый, когда мы работали уже с измененными показателями: выросли требования к объемам научных исследований вузов, выросли требования к учебно-методическому обеспечению и т.д. Постоянно идет рост требований на основе обобщения огромного количества статистических данных, тем более что есть что обобщать. У нас в РФ 1200 вузов, а с филиалами это более 3000 единиц. Вся информации просчитывается в Национальном аккредитационном агентстве в Йошкар-Оле, куда стекается вся информация по высшему и почти все данные по среднему профессиональному образованию. Специалисты ее обрабатывают, анализируют и предлагают новые аккредитационные показатели, которые потом рассматривает, корректирует, утверждает Аккредитационная коллегия. Аккредитационные требования одинаковы для всех вузов, и государственных и негосударственных.
Бытует миф, что министерство или Рособрнадзор «играет в поддавки» с государственными вузами. Это неправда. Многие негосударственные вузы вышли на очень хороший уровень качества подготовки, не случайно им присвоен статус университетов или академий. Существуют еще и внутривузовские требования и, к слову, неплохо было бы сравнить некоторым руководителям государственных вузов, какие требования к реализации образовательных программ и кадрам предъявляют некоторые негосударственные вузы.


Стимулируют ли государственные стандарты появление и распространение образовательных инноваций, открытие новых специальностей, учебных программ и технологий?
Российская система высшего образования немного «больна» борьбой за новые направления подготовки и специальности. В России все программы вузов, какие бы ни придумали, стараются зарегистрировать на государственном уровне, и потому у нас, в отличие от других систем, чрезвычайно широкий Перечень направлений подготовки и специальностей – это 530 специальностей, 120 направлений подготовки. А по направлениям подготовки утверждаются как стандарты подготовки бакалавра, так и магистра. Поэтому система использует около 800 стандартов. Это очень много. Сейчас мы стараемся постепенно уходить от государственного регулирования наименований программ. Государственный стандарт регулирует ядро программы, т.е. то, за что отвечает государство: за социальное развитие личности, за фундаментальность высшего образования, за общий профессиональный блок, который и создает ядро профессии. Например, формирование специализаций было отдано на установление вузами еще 15 лет назад, с тех пор ничего страшного не случилось, и в марте 2006 года министерство предоставило право вузам формирование магистерских программ. Мы теперь их стандартами не фиксируем. Разработал вуз магистерскую программу, затребована она работодателями, находит отклик у студентов – пожалуйста, вводите ее, отвечайте за ее качество, несите за это ответственность. На государственном уровне фиксируется только направление подготовки.


Готовы ли вузы взять на себя ответственность за качество преподаваемых программ?
Вузы обязаны нести ответственность за качество преподаваемых программ. Ректор – первое лицо, которое отвечает за качество программ. Другое дело, как это регулируется внутри вуза. Почему Министерство образования и науки и Рособрнадзор постоянно ставят вопрос о введении внутривузовских систем управления качества подготовки? Это общемировая тенденция, т.е. вуз должен так выстроить работу всех структурных подразделений, должностных лиц, преподавателей, студентов, чтобы каждый субъект образовательного процесса нес свою ответственность за качество подготовки. В итоге это оценивается при аттестации вуза Рособрнадзором.


Существует ли рейтинг образовательных программ профессионального образования?
Да, такой рейтинг есть. Своеобразный, правда. Вы знаете, что сейчас большая мода на рейтинги вообще, это и рейтинг вузов, например, который проводят и различные агентства, и СМИ, и объединения работодателей, все это распространено. Но если внимательно посмотрите, то заметите, что в эти рейтинги попадает не более 50 вузов, обычно всем известных.
Что касается образовательных программ, то при формировании методологии распределения госзаказа на конкурсной основе Национальным аккредитационным агентством был разработан рейтинг специальностей вузов. Были выявлены категории А, В, С. Если программа вуза имеет категорию А, значит, все ее показатели выглядят безупречно, кадровый и материально-технический потенциалы высоки. Когда такой вуз подает заявку на определенное количество мест, финансируемых из федерального бюджета, ему не вправе отказать или уменьшить востребованную цифру. Для специальностей с категорией В, когда уже есть вопросы по обеспечению программы, конкурсная комиссия может не удовлетворить заявку в полном объеме. Ну а категории С могут и отказать.


Ваше мнение о двухуровневой системе обучения по программам «бакалавра» и «магистра»: нужна ли нам такая система?
Прежде всего я хочу сказать, что двухуровневая система обучения – это не мода Болонского процесса, как многие думают. В РФ такая система была введена еще 1993 году, и эта система успешно стабилизировалась и развивается на протяжении 13 лет. Ежегодно растет количество выпускаемых бакалавров, и они спокойно трудоустраиваются. Это миф, что бакалавры не могут найти работу, миф созданный оппонентами этой системы. Количество магистров пока невелико. Я за развитие этой системы голосую обеими руками. К сожалению, и в СССР, и сейчас наши пятилетние традиционные образовательные программы строятся таким образом, что 3,5-4 года дается на фундаментальное образование в какой-то области, а потом студенту навязывается какая-либо узкая специализация, которая впоследствии используется примерно тысячной долей выпускников. Таких узких специализаций бывает до 70 на одной специальности, «попасть в точку», т.е. найти работу по узкой специализации, – вероятность очень мала. Фактически у нас у всех хорошее 4-летнее фундаментальное образование. Так давайте его сделаем еще более качественным и фундаментальным, давайте дадим больше языков, компьютерных дисциплин и мощную базовую подготовку. Т.е. все то, что сейчас так востребовано рынком.
В принципе даже специальность, а не специализацию напрямую выпускники вузов используют примерно на 25-30%, большинство меняют свой профиль. Почему Запад пошел именно по системе распространения двухуровневой системы? Потому что после бакалавриата в магистратуре можно сменить профиль, полностью или частично. Мы знаем, что многие выпускники меняют свой профиль сразу после окончания вуза или в аспирантуре, так вот сейчас будет еще одна ступень, на которой они смогут это сделать. Т.е. возможности для них расширяются. У нас уже сейчас широко распространена подготовка экономистов на базе математического и даже физического образования, потому что такие специалисты владеют очень мощно математическим аппаратом, видят объект как систему, и это гораздо успешнее потом работает на высоких уровнях экономики. Так учит, ГУ – ВШЭ, так учит МГУ экономистов, набирая в магистратуру, зачастую математиков и физиков.


Ваше мнение: готова ли Россия к вступлению в Болонский процесс?
Когда в 2003 году мы готовили справку для министра образования Владимира Филиппова, в ней отразили все предпосылки, созданные в РФ для вступления в Болонский процесс. В той справке мы практически доказали готовность нашей страны, о чем Владимир Михайлович и докладывал на конференции министров в Берлине. Двухуровневая система в России развивается, система зачетных единиц практикуется во многих вузах, особенно в тех вузах, которые активно сотрудничают с западными вузами. Приложение к диплому со времен СССР в России сильно изменилось, нам всего лишь осталось «косметически» подправить форму российского диплома и приложения к нему, для того чтобы приблизиться к общеевропейской форме «DIPLOMA Supplement». Кстати, граждане заблуждаются, когда предполагают, что если ему выдадут диплом такого образца, то он сможет с ним уехать на Запад и запросто получить хорошую работу. Это совершенно не так, Болонский процесс этого не предполагает. В любом случае российский диплом европейского образца, выданный российским вузом, пройдет все необходимые процедуры признания в той или иной стране. При этом будет иметь значение, как и сейчас, выпускник какого вуза предъявил диплом для признания. Поэтому сейчас и в Европе вузы заключают договоры, устанавливают взаимное признание программ, для того чтобы выпускники могли получать дипломы сразу двух-трех разных вузов. Таким образом, расширяется им возможность трудоустройства. Российские вузы, которые правильно понимают этот аспект международного сотрудничества, тоже идут этим путем. Можно перечислить: СПбГУ, Финансовая академия, Российский университет Дружбы народов, Челябинский госуниверситет, Томский политех и др. – они все окружены вузами-партнерами на Западе, с которыми они формируют совместные программы и по ним выдают двойные дипломы.
Болонский процесс облегчает сотрудничество с европейскими странами, наши эксперты в Европе высоко оцениваются, можно сказать, мы сейчас в Болонском процессе «свои». В России богатейший опыт в таких вопросах, как разработка модели выпускника, методическое обеспечение учебного процесса, поэтому нам нужно свой опыт показать, чтобы при формировании общеевропейских подходов к формированию образовательных программ вузов был учтен и опыт России.
Нам же надо учиться у европейских университетов открытости: наш студент пришел в вуз, и он знает зачастую только, на какую специальность поступит, а чему именно его учить и кто будет учить, какими правами он располагает при выборе дисциплин, преподавателей – он не знает. В европейском вузе студента обязывают быть знакомым с программой в целом, программой курса, кто из преподавателей какие дисциплины преподает. Какие у них научные интересы и т.п.
На конкурсе инновационных программ вузов наличие сайта с полной информацией о программах вуза было одним из важнейших требований к конкурсантам.


На ваш взгляд, специалисты каких профессий будут востребованы на рынке труда в ближайшие пять лет?
В стране не хватает специалистов рабочих профессий, нужно мощно обновлять инженерный потенциал. Очень велика потребность в специалистах по информационно-коммуникационным технологиям, и пока наши крупные фирмы низко оценивают качество выпускников вузов, которых мы готовим по этому профилю. Конечно, нужны специалисты в области радиотехники, в области металлургии, авиации. Несмотря на большое производство юристов, их не хватает и в области бизнеса, и в области строительства, транспорта. Экономистов мы много готовили, особенно где-то с 1992-го по 2000 год, но по программам, «скопированным» у Запада, так как у нас не было своей экономической теории, своих учебников, а была политэкономия социализма. Т.е. фактически экономистов тех лет сейчас нужно переучивать. С 2000 года по новым стандартам мы уже готовим экономистов другого уровня.
В стране быстро развивается сфера сервиса, и объемы подготовки специалистов в этой области растут высокими темпами. Так что всякие профессии нужны. При ее выборе молодой человек должен взвесить многие факторы, в том числе специфику развития региона. В котором собирается реализовать профессию, а также личные качества.

наверх