Вторник, 21 августа 2007 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








«Предпринимательский» университет

Инновационный феномен общественного развития

Леонид Дятченко ректор Белгородского государственного университета

В новых условиях быстроизменяющегося мира, вызванных глобализацией и информационной революцией, классические университеты, так же, как крупные регионы мира, отдельные страны и локальные территории, вынуждены переходить на инновационный путь развития, интегрируясь в несвойственную им конкурентную рыночную среду. Лучшие исследовательские университеты переходят к новому способу организации и управления своей деятельностью, и они, по существу, становятся «предпринимательскими» университетами, отличаясь от остальных высоким уровнем предпринимательской культуры и стратегическим видением перспектив развития, что позволяет им привлекать разнообразные источники финансирования.

Университет нового типа
Классический университет в современных условиях – это одновременно исследовательский и предпринимательский университет, главными задачами которого являются: фундаментальное многоуровневое образование, фундаментальные и прикладные исследования, трансфер знаний и технологий в околоуниверситетское окружение, а также активное участие в программах и проектах экономического, социокультурного и инновационно-технологического развития своих регионов.
Необходимость инновационного развития Белгородской области потребовала создания на базе педагогического вуза в кратчайшие сроки (2000-2005 гг.) классического университета нового типа как ключевого фактора динамичного преобразования региональной экономики.
Белгородский государственный университет – инновационный феномен общественного развития не только Белгородской области, но и всей России. В основу его создания положен инновационно-технологический подход, в том числе использованы современные технологии: социального менеджмента, организации образовательного процесса, развития научной и производственной деятельности, строительства, информатизации и др.
Уникальный феномен БелГУ состоит в том, что в короткий период времени удалось мобилизовать и сконцентрировать огромные материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы и организовать их эффективное управление как в оперативном, так и в стратегическом плане. Попечительский совет БелГУ возглавляет лично губернатор Белгородской области Е.С. Савченко. Это подтверждает современные концепции создания точек роста и центров превосходства практически в любых точках мира. Так, на встрече в Брюсселе 22 апреля 2004 г., проведенной для Швейцарского научного брифинга (Swiss Science Breiefing) «Как построить университет мирового класса», Patrick Aebischer – президент Швейцарского федерального технологического института в Лозанне – отметил три ключевых фактора для достижения такого превосходства: привлечение лучших студентов; привлечение лучших преподавателей-исследователей; обеспечение адекватного финансирования. Он также подчеркнул важность ясной миссии, адекватной автономии, привлекательного месторасположения и бренда. Говоря об успешной истории найма сотрудников в постоянный штат, он особо подчеркнул, что «если Вы привлекаете лучших, то они привлекают других, и студенты будут следовать за ними».
Следуя подобной стратегии развития, БелГУ сумел в считанные годы пройти путь от провинциального педагогического института до современного классического университета. В настоящее время БелГУ – многопрофильный университетский комплекс с мощной разветвленной инфраструктурой.
Развитие вуза осуществляется на основе внедрения эффективного социального пакета, обеспечивающего жилье для докторов и кандидатов наук, поддержку ветеранов войны и труда, многодетных семей, организацию отдыха студентов, преподавателей и сотрудников университета. В систему управления вузом внедрен алгоритм селективного управления на принципах социальной корпоративности и формирования социально-технологической культуры.
Высочайшая динамика инфраструктурного развития университета обеспечила интенсивный рост его образовательного, научного и инновационного потенциала.
БелГУ – ведущий в регионе университет, определяющий перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы; сочетающий доступность и качество образования, соответствующее лучшим отечественным и международным образцам; распространяющий наукоемкие технологии.
В Белгородском государственном университете создаются и реализуются новые модели подготовки команды специалистов для экономических кластеров с учетом региональной специфики; обеспечивается приоритетность инновационной деятельности в области образования, научной и технической деятельности, в производстве научно-технической продукции и услуг. Мы ставим перед собой задачу организации широкого и открытого диалога и междисциплинарного взаимодействия между всеми подразделениями университета с целью преодоления внутриуниверситетских барьеров и достижения большей синергии.
Успешно функционирует университетский Инновационный технологический центр (ИТЦ) «Стратегическая инициатива» БелГУ, включающий: бизнес-инкубатор, технопарк, региональный центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, школу предпринимательства, институт высоких информационных технологий, научно-образовательный центр «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения», федерально-региональный центр аэрокосмического наземного мониторинга природных ресурсов и объектов, центр радиоэлектроники и др. В ИТЦ созданы условия для открытия высокотехнологичных производственных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, развиты системы консультирования, осуществлено экономическое, правовое и организационное обеспечение программ развития малого и среднего предпринимательства и многое другое. Для реализации своих целей и задач ИТЦ взаимодействует со структурными подразделениями правительства Белгородской области и областными структурами, занимающимися проблемами развития малого и среднего бизнеса.

Развитие науки
В соответствии с приоритетным направлением развития науки РФ по разработке нанотехнологий и наноматериалов в БелГУ открыт мультидисциплинарный научно-исследовательский и инновационный Центр наноструктурных материалов и покрытий (ЦНСМП) по исследованию, разработке и созданию наноструктурных материалов и покрытий медицинского и технического применений, для которого приобретено аналитическое и испытательное оборудование, закупленное у ведущих отечественных и зарубежных фирм.
В Центре разработана технология получения и созданы опытные партии наноструктурного высокопрочного технически чистого титана, не содержащего вредных для живого организма легирующих элементов, для замены широко применяемых в медицине алюминий-ванадийсодержащих титановых сплавов, а также медицинские биокомпозиты на основе наноструктурного титана и его сплавов с биоинертными и биоактивными нанокристаллическими покрытиями. На базе Центра организовано производство указанных материалов в объеме потребностей медучреждений города Белгорода и Белгородской области.
При взаимодействии с внешним окружением мы придерживаемся единого кластерно-сетевого подхода, понимая, что во многих странах классические университеты выступают инициаторами, а потом и координаторами кластерных инициатив. В связи с этим мы полагаем, что российские классические университеты совместно с агентствами регионального развития или близкими по их функциям организациями должны быть инициаторами и основными разработчиками в проектировании региональных инновационных кластеров и основанных на них региональных инновационных систем. Поэтому БелГУ выступил с идеей и уже приступил к реализации проекта создания мощного нанотехнологического кластера в своем регионе, тесно интегрируя в него образование, фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производство и продвижение наукоемкой продукции. Для этого проекта БелГУ имеет всю необходимую поддерживающую и организационную инфраструктуру (рис 1, 2). Предполагается, что кластер станет важнейшим фактором регионального экономического роста за счет формирования регионального рынка труда в различных высокотехнологичных областях, так как нанотехнологии имеют очень широкий спектр приложений, охватывая практически все отрасли материального производства и связанные с ними сферы услуг.
Подготовка специалистов в области разработки и освоения наноматериалов и нанотехнологий ведется по 9 специальностям подготовки специалистов, разработаны междисциплинарные программы для магистратуры и аспирантуры. Создание в БелГУ гибкой структуры специализаций, новых учебных дисциплин и дисциплин по выбору для студентов и аспирантов по тематике наноматериалов и нанотехнологий позволяет реализовать модель опережающей междисциплинарной непрерывной подготовки специалистов для наукоемких экономических отраслей региона: металлургии, машиностроения, фармацевтической промышленности и медицины, а также обеспечивает устойчивое и сбалансированное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области разработки и освоения наноматериалов и нанотехнологий. В 2005 г. организован научно-образовательный центр (НОЦ) БелГУ «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения». Его деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе по специальностям «наноматериалы», решение фундаментальных и прикладных задач медицинского материаловедения, инновационную деятельность по внедрению разработок наноструктурных материалов в производство. Подготовленные в рамках новой модели обучения специалисты способны работать на ведущих предприятиях региона, а также в малых предприятиях, входящих в кластеры образующих предприятий Белгородской области.
БелГУ взаимодействует с крупными промышленными компаниями региона в сфере образования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области наноматериалов и нанотехнологий с целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными приемами и способами работы, в частности, при создании новых, перспективных наноструктурных металлических сталей и сплавов, что приведет к дальнейшему росту конкурентоспособности российской продукции металлургического производства на мировом рынке. Ведется подготовка и переподготовка специалистов в области разработки, исследования, метрологии, стандартизации и менеджмента наноматериалов и нанотехнологий. Партнерами по производству лекарственных форм на основе получения и исследования фармакологически активных наноматериалов выступают как отечественные, так и зарубежные компании.
Учитывая приграничное положение нашего региона, мы планируем инициировать создание трансграничных инновационных кластеров. В рамках Белорусско-Российско-Украинского приграничного университетского консорциума предполагается запустить ряд сетевых проектов, позволяющих резко усилить конкурентоспособность консорциума, а, следовательно, и его членов на европейском образовательном (в рамках Болонского процесса) и исследовательско-инновационном (в рамках Лиссабонской стратегии и Рамочных программ ЕС по исследованиям и разработкам) пространствах.
В настоящее время БелГУ проводит подготовительную работу по интеграции в европейскую онлайновую коммуникационную платформу «SINAPSE» (Scientific Inform Action for Policy Support in Europe) и созданию третьего в России институционального электронного архива открытого доступа к научному и гуманитарному знанию, что позволит БелГУ интегрироваться в мировое научно-информационное пространство как с точки зрения быстрого доступа к последним достижениям мировой науки, включая новые подходы и инструменты научного и инновационного менеджмента, так и с точки зрения ознакомления мировой научной общественности с лучшими достижениями наших ученых. Опыт участия в онлайновых научно-коммуникационных платформах позволит БелГУ в дальнейшем стать полноправным участником европейских и международных сетей (ассоциаций) исследовательских и предпринимательских университетов, но и в настоящее время Белгородский государственный университет имеет развитую систему международного сотрудничества, которая осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество в области научно-исследовательской работы; международная студенческая мобильность и академические обмены; международные связи в сфере экспорта образовательных услуг; повышение эффективности международной деятельности. По каждому из этих направлений университетом реализуются организационные мероприятия, нацеленные прежде всего на создание необходимых и достаточных предпосылок институционального позиционирования БелГУ на европейском уровне с последующей интеграцией в общеевропейские системы высшего образования и научных исследований. К числу наиболее значимых из них следует отнести: по первому направлению – создание совместного Венгерско-Российского центра нанотехнологий (наноцентры в Мишкольце и Белгороде); разработки ученых БелГУ и Организации по научным исследованиям высокоэнергетичных ускорителей (Япония) в области ядерной физики; сотрудничество в сфере технологического трансфера между БелГУ и Бременским университетом (Германия); по второму направлению – разработка международных программ совместных дипломов с Клаустальским технологическим и Бременским университетами (Германия), Дэчжоуским университетом (Китай), Технологическим университетом г. Лаппееранта (Финляндия); по третьему направлению – создание сети постоянных партнеров и организационных структур, обеспечивающих формирование контингента иностранных студентов в БелГУ, и открытие филиалов БелГУ в Латинской Америке; по четвертому направлению – разработка информационной инфраструктуры международной деятельности; создание информационных взаимосвязей между информационной системой международной службы и информационной системой университета. Высокий потенциал и стремительная динамика развития БелГУ уже сегодня ставят его в один ряд с ведущими мировыми экспортерами образовательных и научных услуг и являются важной составляющей успешной инновационной деятельности вуза.
Опыт развития исследовательских университетов США и Европы показывает, что они уделяют огромное значение воспитанию научной смены и социализации личности. Так, в США созданы школы научного ученичества, в Германии – институты студенческих лидеров и т.д. В БелГУ в этом отношении введен статус «перспективных студентов», за которыми с первого курса закреплены ведущие доктора наук согласно принципу «лучших учеников должны учить лучшие учителя», а также статус «студента-исследователя», который присуждается на конкурсной основе. Также существуют институт студенческих лидеров (рис.1) и институт кураторства. Куратору студенческой группы в рамках нового алгоритма управления университетом придается особое значение – куратор является членом ректората университета, осуществляет функции социального партнерства, создания университетской корпорации, взаимодействия коллектива с руководством, повышения управляемостью коллективом.
Из всего вышесказанного следует, что БелГУ готов принять вызовы глобализации, а следовательно, и конкурентной борьбы на международном университетском пространстве и поэтому уверенно смотрит в XXI век.

 

 БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В РЕГИОНЕ
(НАНОСТРУКТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МЕДИЦИНЕ)

Рис.1. Кластерная система непрерывного профессионального междисциплинарного образования
в области разработки и освоения наноструктурных материалов и технологий


Сам факт того, что за последние пять лет в развитие университета было вложено 1,7 млрд рублей, свидетельствует об эффективности новых форм взаимодействия Министерства образования и науки РФ и правительства Белгородской области, которое внесло значительный вклад в ресурсное обеспечение становления БелГУ.

наверх