Суббота, 19 апреля 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Воспроизводство интеллектуального ресурса

Алла Балакина Ректор Всероссийской государственной налоговой Академии

Наличие в России значительного интеллектуального потенциала, который складывался в течение достаточно большого исторического периода, отмечается специалистами всего мира. С другой стороны, его использование на благо общества не всегда является эффективным и разумным.

В значительной степени это относится и к системе образования. Призванная воспроизводить интеллектуальный ресурс нации, существующая система образования не всегда отвечает актуальным потребностям общества.

Российская высшая школа в 90-е годы прошлого века под воздействием шоковой терапии в экономике утратила часть присущих ей исторических преимуществ. Снизилось качество обучения и подготовки кадров, допущена неоправданная поспешность в расширении сети вузов, прежде всего негосударственных, и их территориальных подразделений. Примечателен тот факт, что при почти пятикратном увеличении числа учебных заведений за последние 20 лет практически отсутствовало воспроизводство квалифицированных преподавательских кадров.

Истощение ресурсов

Анализ основных тенденций развития отечественного высшего образования последних десятилетий позволяет выделить следующие негативные особенности, учёт которых крайне необходим в стратегии развития отечественной высшей школы.

Прежде всего, следует отметить всё нарастающий разрыв между потребностями отраслей в специалистах и возможностями вузов удовлетворять их. Суть такого разрыва заключается, с одной стороны, в перепроизводстве одних специалистов и крайнем дефиците, или отсутствии других. Причин здесь достаточно много, одна из них  выбор будущей профессии со стороны абитуриента на основе её престижности и выгодности с точки зрения возможных в будущем заработков. К числу такого выбора относятся юристы и финансисты. Практически все вузы, включая и технические, по единому подобию тиражируют таких специалистов. Как результат этой тенденции  происходят парадоксальные вещи. Многие организации испытывают дефицит квалифицированных бухгалтеров, финансовых аналитиков, налоговых консультантов, юристов и других специалистов при их избытке на рынке трудовых ресурсов. Основная причина  недостаток практического опыта большинства выпускников вузов, а также не всегда соответствующий требованиям профессиональной среды уровень их подготовки. Имеется в виду не объём полученных знаний, а способность оперативно работать с новой информацией, гибко реагировать на требования профессиональной среды.

Кроме того, указанный выше разрыв сопровождается автономным развитием образования по пути самовыживания, что вполне естественно в условиях периода формирования рыночных отношений. Нецелевое использование учебных площадей вузов, участие работников и преподавателей в непрофильных видах деятельности в целях получения заработка  всё это весьма отрицательные тенденции отечественного образования. К их числу следует отнести и тенденцию к работе части преподавателей сразу в нескольких вузах, что отрицательно сказывается на снижении их творческого ресурса. Если к этому добавить крайне низкую престижность профессии преподавателя вуза, то очевиден вывод  выживают наиболее стойкие, преданные своему делу энтузиасты, для которых их труд важнее всех прочих проблем.

К сожалению, подобная тенденция не способствует оптимистическому взгляду в будущее отечественной высшей школы, с точки зрения развития её кадрового ресурса.

Следует также отметить и тот факт, что в современных условиях развития экономики, цикл «старения» знаний ограничен 5  6 годами, что практически не учитывается не только в содержании учебных курсов, но и в принципиальном подходе к подготовке специалистов, готовых работать с новой информацией, открытых инновациям и обладающих хорошим интеллектуальным ресурсом.

Далее следует подчеркнуть, что в работе большинства вузов практически отсутствует воспитательный компонент, формирующий отношение будущих специалистов к своей работе. Идеологическая и воспитательная составляющие образовательного процесса способствуют формированию высокой мотивации к учёбе, что сказывается в дальнейшем на качестве работы выпускников вузов.

Весьма серьёзной проблемой отечественной высшей школы, как уже отмечалось выше, является крайний дефицит и тенденция к истощению кадрового ресурса вузов. Это касается, прежде всего, преподавательских кадров. В этой связи следует подчеркнуть, что основным источником преподавательских кадров являются сами вузы, которые должны обращать особое внимание на политику привлечения к преподавательской работе молодых и талантливых выпускников.

Другая кадровая проблема связана с управлением вузами.

Прежде всего, это дефицит квалифицированных кадров в области образовательного менеджмента, имеющими не только научные степени и звания, но навыки эффективного управления вузом.

В определённой степени, навыкам управления современным вузом можно научиться, однако конечный результат деятельности вуза определяется исключительно личностью его руководителя. В основе этого вывода лежат, прежде всего, особенности российской ментальности, ориентированной на сильный авторитет и харизматичность лидера.

В этой связи вполне оправдан путь выбора руководителя Учёным советом и трудовым коллективом вуза. Другой подход, основанный на назначении руководителя может также быть весьма результативным, но в этом случае серьёзным дезорганизующим фактором может выступать отсутствие уверенности в перспективах своей работы в силу конъюнктурных интересов крайне несовершенной кадровой политики в большинстве государственных учреждений.

Система профессиональной подготовки

Одно из наиболее результативных направлений, которое может внести реальный вклад в отечественную экономику, является развитие профильных ведомственных вузов, осуществляющих стратегию интегрирования образовательного процесса в профессиональную среду.

В отечественной практике реализация подобной модели была осуществлена на базе созданной в 1996 году Всероссийской государственной налоговой Академии.

В основу деятельности Академии была положена научная концепция профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных налоговых служащих.

При разработке концепции в полной мере учитывались те объективные обстоятельства, которые характеризуют, с одной стороны, современное состояние и проблемы отечественного образования, а с другой стороны  актуальные потребности отрасли в специалистах.

По своей сути, создание Академии можно рассматривать в качестве перспективной модели вуза, ориентированной на качественную подготовку специалистов, способных эффективно работать в своей сфере профессиональной деятельности.

Процесс формирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных налоговых служащих включал в себя следующие этапы:

¤ Научный анализ потребностей отрасли в специалистах различных категорий. Формирование модели специалиста в целях определения основных требований к профессиональным знаниям и навыкам. Цель проведения анализа состоит в том, чтобы сформировать основные требования к организации образовательного процесса. Анализ потребности отрасли в специалистах осуществляется как учётом их количественного состава, так и с точки зрения особенностей профессиональной деятельности специалистов различных категорий. Кроме того, в систему анализа был заложен механизм прогноза потребности в кадрах в процессе развития налоговой системы.

Что касается анализа содержания деятельности различных категорий специалистов, то здесь были использованы научные методы профессиографического анализа деятельности. На их основе были определены основные профили специальностей, которые и были положены в дальнейшем в основу содержания образовательных программ. Первый этап является началом процесса интеграции образовательного процесса в сферу профессиональной налоговой деятельности. Выражается это, с одной стороны, процессом полного комплексного мониторинга содержания профессиональной среды, а с другой стороны  самым широким привлечением в качестве консультантов и экспертов опытных работников налоговых органов.

¤ Второй этап, непосредственно связанный с первым, включал в себя разработку оптимальной организационной структуры вуза. Опираясь на результаты научного анализа специфики деятельности государственных налоговых служащих, проведённого на первом этапе, в основу организационной структуры профильного вуза были положены пять базовых факультетов: юридический, финансово-экономический, кадрового управления, информационных технологий и повышения квалификации. Формирование общей структуры вуза осуществлялось на основе стандартных требований к высшим учебным заведениям уровня «Академия».

При разработке организационной структуры закладывались возможности её изменений и дополнений в соответствии с требованиями практики в специалистах. Основная тенденция в этом направлении связана с расширением спектра новых специальностей и совершенствованием существующих.

¤ Третий этап включал в себя разработку эффективной системы организации учебного процесса, ориентированной на формирование профессиональной компетенции выпускников Академии, т.е. способности результативно работать в сфере налоговой деятельности.

По своей сути, цель образовательного процесса состоит в формировании высокой степени готовности к осуществлению широкого спектра профессиональных функций в сфере налоговой деятельности.

Образовательный процесс включает в себя три основных компонента:

¤ Первый компонент связан с накоплением необходимого базиса профессиональных знаний.

¤ Необходимо развитие научного, аналитического мышления, обеспечивающего эффективность принятия решений в реальной профессиональной среде.

¤ Важно формировать практические навыки профессионального поведения в сфере налоговой деятельности.

Что касается содержания образовательного процесса, то он был построен на основе перспективной модели специалиста в сфере налоговой деятельности. Отличительной чертой этой модели является сочетание профессиональной компетенции юриста, экономиста, управленца и психолога с акцентом одного из этих направлений на приоритет специальности. Другими словами, эффективный выпускник вуза должен обладать широким спектром знаний и навыков в указанных отраслях. Но в зависимости от специальности делается акцент на более глубокие знания и навыки в соответствующей области.

¤Четвёртый этап, принципиально новый для современной системы отечественного образования, состоит в формировании благоприятной мотивационной среды в вузе, обеспечивающей стремление студентов и слушателей к овладению новыми знаниями и практическими навыками. Безусловно, позитивная социально-психологическая среда обеспечивает более высокий результат работы вуза, как на уровне студенческого сообщества, так и в среде профессорско-преподавательского состава.

При критически низких заработках вузовских преподавателей чувство энтузиазма в сочетании с позитивными эмоциями и социальным комфортом в вузе являются одной из главных альтернатив материального стимулирования.

В качестве реальных механизмов практической реализации программы формирования мотивационного климата была разработана система правил внутреннего этикета, своя стилистика поведения, основанная на взаимном уважении и ответственности.

Кроме того, в основу деятельности Академии была заложена интеллектуально-культурологическая программа развития студенческой среды. При участии ведущих специалистов и театров Москвы создан студенческий театр, сформированы команды КВН. Возрождены традиции художественной самодеятельности представителей народов, представляющих российскую федерацию. Особое внимание уделяется развитию студенческого спорта.

Указанная выше программа содействует формированию в вузе активной, социально здоровой и мотивированной среды. Это, своего рода, фильтр таким негативным проявлениям, как наркомания и преступность.

Для реализации данного проекта в Академии специально была введена должность проректора по социальной работе, сформирован студенческий совет.

С одной стороны, подобный подход можно рассматривать как с позиции реставрации традиционных подходов работы со студентами советского периода, так и с точки зрения актуальных задач современного общества по формированию идеологического базиса в студенческой среде. Причём базиса не с позиции диктаторского государства, а с позиции современного цивилизованного общества, ориентированного на построение эффективной рыночной экономики.

¤ Пятый этап был ориентирован на решение не менее актуальной проблемы для отечественного образования, связанной с крайним дефицитом квалифицированных кадров. Речь идёт, прежде всего, о профессорско-преподавательском составе, на который возложены основные функции по обеспечению качества образовательного процесса. Не смотря на все современные передовые образовательные технологии, основная роль принадлежит и будет принадлежать живому интеллектуальному взаимодействию преподавателя (инструктора, наставника, консультанта) и студента (слушателя). В процессе такого взаимодействия формируется не только необходимый базис знаний, но и отношение к своей будущей профессии, что немаловажно, как уже подчёркивалось выше, для выпускников вузов.

Стратегия решения проблемы формирования квалифицированного профессорско-преподавательского состава включала в себя два направления. Первое направление было связано с привлечением преподавательского состава, имеющего значительный опыт работы в вузах и обладающего высоким уровнем компетенции в сфере своей профессиональной деятельности.

Что касается практических занятий, семинаров и других форм развития практических навыков работы, то для их успешного проведения был сформирован состав преподавателей, работающих непосредственно в сфере как налоговой, так и других видов деятельности.

Сочетание академических, вузовских преподавателей и представителей профильного ведомства в значительной степени усиливают образовательный процесс с точки зрения его качества и практической направленности.

Важно подчеркнуть, что процесс формирования и совершенствования профессорско-преподавательского состава является постоянным. Такой подход позволяет поддерживать достаточно высокий профессиональный уровень и стабильность кадрового корпуса вуза. Для решения этой задачи в Академии разработана стратегия привлечения кадров, ориентированная на постоянный анализ соответствующего сегмента рынка трудовых ресурсов.

Второе направление кадрового обеспечения вуза квалифицированными специалистами ориентировано, в большей степени, на перспективы развития вуза, что весьма актуально и важно в условиях крайнего истощения и отсутствия воспроизводства преподавательских кадров.

Основное содержание данного направления работы связано с формированием кадрового резерва преподавательских кадров вуза, на основе использования собственного ресурса. Речь идёт о целенаправленной работе по выявлению наиболее перспективных студентов, которые по завершении обучения в вузе могли бы продолжить работу в нём в качестве ассистентов, преподавателей, консультантов и организаторов практических занятий.

Это одно из наиболее перспективных направлений в работе отечественных вузов, связанное с самовоспроизводством кадрового ресурса. Здесь есть два неоспоримых преимущества. Первое связано с более адекватным и надёжным пониманием реальных способностей и перспективных возможностей кандидатов. Второе касается возможности в период завершения обучения в вузе пройти дополнительную практику в сфере преподавательской деятельности. Кроме того, нельзя не констатировать тот факт, что отношение выпускника к своему вузу в период работы в нём скажется самым позитивным образом как на мотивации к своей деятельности в качестве преподавателя, так и на более оперативной адаптации в преподавательской среде. Безусловно, в данном случае положительным является и укрепление общей социально-психологической атмосферы вуза, являющейся тем связующим фактором, который способствует развитию общего мотивационного поля всего коллектива вуза.

На наш взгляд, данный подход к решению проблемы кадрового дефицита вузов является наиболее перспективным и результативным.

В заключение данного раздела ещё раз следует подчеркнуть чрезвычайную важность проблемы обеспечения вуза квалифицированными кадрами, от которых непосредственно зависит успешность любых преобразований в сфере образования и науки. Это касается, прежде всего, ожидаемых шагов в направлении модернизации отечественной высшей школы, в решении которой роль «кадрового фактора» имеет первостепенное значение.

¤ Шестой этап связан с решением одной из наиболее острых проблем отечественной высшей школы  возрождением и развитием вузовской науки.

На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями развития вузовской науки являются:

Формирование системы студенческих научных обществ, научных лабораторий, системы внутривузовских и межвузовских научных конференций и симпозиумов. Развитие студенческой науки крайне необходимо и с точки зрения формирования интеллектуального базиса будущих специалистов. Работа в этом направлении позволит повысить качество курсовых и дипломных работ. В этой связи, следует особо отметить весьма положительный опыт Академии в организации работы студентов по реализации различных научных проектов. Суть такой организации состояла в формировании смешанных творческих коллективов студентов разных факультетов. Этим достигалась максимальная эффективность в реализации научных проектов, где проблемы рассматривались с различных позиций.

Сохраняя и развивая отечественные традиции вузовской науки, особое внимание необходимо уделять формированию научных групп и творческих коллективов учёных, чей потенциал в силу объективных обстоятельств, к сожалению, остаётся недостаточно востребованным.

Существенный вклад этой категории учёных может быть весьма своевременен и полезен в решении актуальных проблем развития высшей школы, где любые преобразования и модернизации без их научной экспертизы и обоснования целесообразности могут привести к невосполнимым потерям.

В направлении данной тематики значительный интерес представляют научные исследования, касающиеся организации и управления современным вузом, включая так же и решение экономических проблем высших учебных заведений.

Безусловно, значительный интерес и практическое значение представляют научные исследования, направленные на совершенствование налоговой системы. Это касается экономических, политических и кадровых проблем функционирования отрасли.

¤ Седьмой этап связан с развитием международного сотрудничества отраслевого вуза. Эта проблема представляет значительный интерес в контексте движения образовательной системы России в направлении Болонского процесса.

В решении данной проблемы Академия пошла по пути создания комплексной системы международного сотрудничества, опираясь при этом на принципы результативности контактов с зарубежными партнёрами в плане интеллектуального или организационного вклада в развитие вуза.

На уровне научных исследований введено в практику осуществление международных проектов, с участием учёных разных стран. Наиболее результативным оказался вариант выполнения аспирантами и соискателями диссертационных исследований, где в качестве научных руководителей и консультантов выступают, наряду с представителями Академии, учёные и специалисты зарубежных университетов, в частности Италии, Франции и Чехии.

Значительный вклад в развитие интеллектуального потенциала Академии вносят научные контакты её ведущих учёных со своими коллегами за рубежом в рамках проведения международных конференций, семинаров и симпозиумов.

Определённое практическое значение имеют программы участия зарубежных экспертов, специалистов и преподавателей в образовательном процессе Академии, особенно в его части, касающейся повышения квалификации и переподготовки государственных налоговых служащих.

Объективным подтверждением качества подготовки специалистов является значительный успех студентов Академии в процессе прохождения ежегодной практики в Университете Лойола Марамаунт в США. Среди представителей других вузов России, студенты Академии проявили себя в качестве одних из самых успешных и профессионально подготовленных. Результатом подобных стажировок является значительный спрос на студентов Академии среди ведущих мировых компаний.

В перспективе развития международных контактов Академии разработаны проекты учебной и научной работы с ведущими вузами Швеции и Дании, Франции, а также с наиболее близкой по профилю налоговой Академией министерства финансов Германии.

В целях обеспечения высокой результативности осуществления международных контактов, в Академии разворачивается программа углубленного изучения иностранных языков, включая такие традиционные европейские, как английский, французский и немецкий. В зависимости от направления развития международных контактов, созданы учебные группы по изучению иностранных языков стран, с которыми сотрудничает Академия.

В целом, стратегия развития всего образовательного процесса в направлении усиления международного сотрудничества, включая расширение программ изучения иностранных языков, является, в настоящее время, одной из наиболее актуальных для вузов профильной направленности.

¤ Восьмой этап связан с выработкой оптимальной стратегии финансово-хозяйственной деятельности вуза с целью поддержания своей устойчивости и экономической стабильности. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях хронического дефицита бюджетных ассигнований для содержания вуза. Это ставит его перед необходимостью изыскивать дополнительные внебюджетные средства для самофинансирования. Такая стратегия требует применения нетрадиционных для вузов методов управления, которые направлены на обеспечение, как подчёркивалось выше, его экономической стабильности в условиях развития рыночной среды.

В этой связи следует подчеркнуть, что большинство негативных тенденций возникающих в высшей школе за последние десять с небольшим лет связаны с недостаточным финансированием, причём только по оплате труда этот недостаток может рассматриваться в трёх аспектах:

недостаточность по сравнению с прожиточным уровнем или со средней зарплатой работника государственного сектора;

недостаточность по сравнению с оплатой труда в развивающемся частном секторе;

недостаточность по сравнению с оплатой труда работников соответствующих категорий за рубежом. Следствием чего является отток кадров в бизнес, за границу, тайный отток (растрата рабочего времени).

Итак, причины «болезни» отрасли высшей школы лежат и в финансово-экономической области, следовательно, и методы «лечения» должны быть из области экономики и финансов. И здесь немаловажную роль играют внебюджетные доходы вуза. Они приходят на помощь государственному бюджету, чьи возможности, к сожалению, еще очень далеки от необходимого уровня. Таким образом, мы имеем ситуацию, в которой такая нерыночная структура как вуз, вынуждена существовать по правилам рынка.

Экономическая диагностика

Данное положение дел приводит к возрастанию рисков, которыми чреват рынок. Именно поэтому появилась необходимость формирования концепции обеспечения экономической стабильности вуза, одним из основных слагаемых которой является экономическая диагностика деятельности вуза. При этом нельзя не отметить одну из особенностей экономической жизни вуза в современных условиях, а именно двойственный её характер. Действительно, высшее учебное заведение, будучи учреждённой и управляемой государством вынуждено функционировать в условиях рыночных отношений, что порождает известные трудности в управлении, поскольку главное требование к вузу со стороны учредителя  обеспечение роста интеллектуального потенциала, в то время, как рынок заставляет вуз действовать по рыночным законам, в том числе, озаботиться максимизацией дохода законными способами.

Возникает парадоксальная ситуация. Самое надежное состояние вуза, это его полная бюджетная ориентация. Самая надежная, но не самая доходная (т.е. не самая экономически эффективная) поэтому вуз в погоне за доходностью, которая является компенсатором бюджетной недостаточности, вынужден идти в рынок, где доходность выше, а надежность, естественно ниже. Вот поэтому и необходима разработка специальных инструментов экономической диагностики, которые не были необходимыми в «бюджетные времена».

Наиболее общей задачей экономической диагностики является экономическое состояние вуза и выработка рекомендаций по улучшению его состояния. Общая же методология экономической диагностики состоит в исследовании экономических, политических, социальных, законодательных и организационных условий жизни вуза с целью выработки рекомендаций по ликвидации негативных и культивированию позитивных тенденций его развития и функционирования.

В указанном смысле экономическая диагностика не является и не подменяет собой функций системы управления вузом, а составляет исследовательскую их часть, которая способствует выработке и оптимизации процесса принятия управленческих решений.

Подводя некий промежуточный итог сделанным рассуждениям, отметим, что экономическая диагностика вуза, как сложная социально-экономическая система, является важным инструментом современного менеджмента интеллектуальной организации, позволяющей оценить состояние как вуза в целом, так и по отдельным факторам экономического роста, а также достаточно отчётливо сформировать стратегию его развития.

В то же время, даже самая эффективная стратегия развития вуза на может в настоящее время гарантировать успешность его функционирования даже на ближайшую перспективу. С одной стороны, это связано со спецификой формирования в России рынка трудовых ресурсов, предъявляющих к специалистам принципиально новые требования. В соответствии с этим система образования должна достаточно оперативно реагировать на актуальные требования отраслей к качеству подготовки специалистов. В этой связи возникает одно из основных требований к системе современного высшего образования  оперативность реагирования на запросы практики. Фактически, проблема заключается в том, чтобы система высшего образования реагировала более гибко на изменения в структуре требований к современным специалистам. И здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с самой важной проблемой отечественного образования, которую можно определить, как «образование ради образования».

В современных условиях, более конструктивный подход заключается в позиции «образование ради процесса развития страны», имея в виду экономику, политику и идеологию. Это также касается и науки, где в противоположность «объективной» отстранённости академического анализа, «знания ради знаний», более актуальна позиция  «знание ради практики, знание ради верной стратегии, знание ради реального практического вклада в социально-экономическое развитие страны». Безусловно, это в полной мере касается, как фундаментальных направлений науки, так и её прикладных аспектов.

К сожалению, в течение достаточно продолжительного периода практическая результативность образовательной системы России не в полной мере соответствует актуальным запросам общества. Необходимо подчеркнуть, что подобный кризис образования характерен и для большей части цивилизованного мира. В этой связи проблема модернизации системы образования актуальна на только для России, но и для большинства развитых стран.

И здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что на пути развития этой проблемы Россия имеет весьма очевидные и реальные преимущества. В этой связи можно с высокой долей уверенности констатировать то обстоятельство, что именно в России наиболее эффективно будут реализованы основные направления модернизации современной системы образования.

Основанием для такого вывода могут служить, прежде всего, объективные условия формирования и развития российского менталитета, сформировавшие в обществе достаточно высокий уровень интеллектуального потенциала, колоссальной устойчивости к социально-политическим потрясениям и изменениям направления экономического развития. Фактически, речь идёт о, своего рода, «национальном» стержне, определяющем патриотические отношения к своей стране, высокий уровень мотивации к труду, стремление к единению для достижения общих целей государства. Невидимые на поверхности социальной жизни, именно эти глубинные механизмы развития России и обеспечат ей процветание и прогресс во всех сферах деятельности, включая, безусловно и образование, как неотъемлемую часть национального достояния

Декабрь 2004 г.


наверх