Пятница, 29 апреля 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Аттестация вузов

Елена Геворкян Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

С недавнего времени Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки участила проверки высших учебных заведений. Это послужило поводом для встречи с заместителем руководителя службы Еленой Геворкян.

По сути, с этого года ничего не изменилось. Проверки в вузах идут, начиная с 1992 года, когда вышел закон «Об образовании» в первой редакции и появились термины «лицензирование», «государственная аккредитация» и «аттестация». Причем работа по лицензированию началась значительно раньше: ведь вуз не может работать без лицензии, а порядок аттестации и аккредитации разрабатывался несколько дольше. В 1997 году состоялось первое заседание аккредитационной коллегии, на нем и было принято решение об аккредитации высших учебных заведений. Какое-то время ушло на разработку критериев оценки, причем ни одно требование не формулируется раз и на всю жизнь  они постоянно корректируются и уточняются. Например, есть такой параметр, как научно-исследовательская деятельность вуза. Количество научных разработок зависит от экономической ситуации в стране, от средств, выделяемых государством вузу на проведение исследований и т.д. Может меняться и образовательный ценз по кадровому составу преподавателей (процентное соотношение кандидатов, докторов наук и т.д.).

Шумиха в начале этого года, насколько я понимаю, была связана с внеплановыми проверками&

Совершенно верно. Вся работа нашей службы делится на два потока: плановые проверки, которые каждый вуз проходит раз в пять лет, и внеплановые. Их начали проводить сравнительно недавно, в министерстве под руководством Владимира Михайловича Филиппова. Тогда был разработан пилотный проект по Астраханской области. Подвести итоги и принять управленческие решения не успели из-за административной реформы, но сам опыт оказался полезным в плане отработки технологии проверки. Недавно он использован во время внеплановой проверки в Ставрополье.

В каких случаях проводятся внеплановые проверки?

В основном комиссия выезжает в те вузы, откуда поступают жалобы граждан на некачественное образование или нарушение лицензионных показателей. Кроме того, в последнее время в службу поступают обращения губернаторов, которые хотят навести порядок в своем регионе и упорядочить работу вузов и филиалов. В этом случае проверяются все вузы и филиалы, расположенные на территории региона. Причем решение об аттестации или неаттестации образовательного учреждения принимает не Служба по надзору, а аккредитационная коллегия. В нее входит 45 человек, среди них  представители академической общественности, Совета ректоров, Ассоциации негосударственных вузов, среднего профессионального образования, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители практически всех федеральных округов& Новый состав коллегии утвержден приказом федеральной службы. Она принимает решения как по плановым, так и по внеплановым проверкам.

В случае внеплановой проверки комиссия приезжает внезапно?

Ну что вы! Мы заранее предупреждаем все вузы, пишем письма в советы ректоров, в органы управления образования, запрашиваем материалы  например, рабочие учебные планы для их анализа на предмет соответствия государственному образовательному стандарту по содержанию. Заранее составляются списки студентов, которые будут тестироваться. То есть и вузы, и филиалы всегда в курсе происходящего. В Ставрополе проведена проверка 98 вузов и филиалов. Без предварительной подготовки это было бы просто невозможно.

То есть часть работы проводится заочно, по документам, представленным самим вузом?

Первым делом вуз представляет комиссии рабочие учебные планы, и они сравниваются с государственным стандартом. Сначала  в автоматическом режиме (есть программы, которые позволяют это делать), потом, если возникают сомнения по соответствию содержания образовательному стандарту, планы передаются на экспертизу. Создается временный творческий коллектив, который определяет насколько серьезны отклонения от стандарта. Если серьезны, то тестирование студентов смысла не имеет: вуз не может быть аттестован уже по первому признаку  несоответствие содержания подготовки требованиям государственного образовательного стандарта. Если же стандарт выполняется, то проводится тестирование студентов, анализ кадрового потенциала вуза и т.д.

Допустим, в вузе много значительных нарушений. Дается ли ему хоть какое-то время, чтобы исправиться?

Нарушение нарушению рознь. Если мы видим, что у вуза есть потенциал и ошибки вполне исправимы, то лучше дать ему для этого время. Можно, скажем, сократить срок государственной аккредитации с пяти до трех лет, а потом решить, продлевать ли ее. Недостатки есть даже у самых лучших вузов, и надо сделать все возможное, чтобы помочь их устранить. Наша система оценки нацелена не на то, чтобы закрыть как можно больше вузов, а на повышение качества образования. Но если в вузе нет ни преподавателей, ни здания, ни четкой учебной программы и даже некому ее разрабатывать, то лучше не морочить студентам головы и предложить им обучаться в другом вузе. Я считаю, все должно делаться во имя студента.

Елена Николаевна, вы сказали, что критерии оценки вузов постоянно меняются. Что изменилось в последнее время, после того, как было образовано новое министерство?

Незадолго до реорганизации были изменены критериальные значения по науке. Сегодня их опять надо пересматривать: они уже недостаточны. Тогда же был введен показатель по воспитательной деятельности вуза (в законе сказано, что «процесс образования  это воспитание и обучение»). При оценке его выполнения рассматривается образовательное учреждение в целом: какие условия созданы для воспитательной деятельности и развития личности. Это и участие студентов в научном процессе, и спортивная жизнь, и КВНы, и студотряды, и студенческое самоуправление.

Когда говорят о Болонском процессе, часто встает вопрос об усилении автономности вуза  в том числе о роли самоаттестации. Планируется ли в связи с этим что-то менять в процедуре проверок?

Когда говорят о вступлении России в Болонский процесс, часто создается впечатление, будто в Европе уже все интегрировано, и только Россия не успевает вскочить на подножку уходящего поезда. На самом деле в рамках интеграции Европа представляет собой «лоскутное одеяло», в том числе в процедурах оценки качества. Болонский процесс не ставит целью сделать всех одинаковыми, его задача  создание прозрачных и понятных для всех партнеров процедур оценки.

Говоря о внутривузовской оценке, вы абсолютно правы. В России еще с 90-х годов существует такая процедура как самообследование образовательного учреждения: прежде чем вуз выходит на внешнюю экспертизу, он сам анализирует свою готовность к ней. Это необходимо вузу  как хозяйке, которая перед приездом гостей должна проверить все углы и навести порядок. Никакая комиссия извне не сможет настолько детально проанализировать работу каждого факультета, каждой кафедры, как само учреждение. Поэтому в скором времени мы будем уделять большее внимание наличию внутривузовской системы оценки качества. Допустим, университет обнаруживает, что его выпускников перестали брать на работу. Какая кафедра не дорабатывает, какой преподаватель не дочитывает студентам материал? Во многих вузах такие системы управления качеством уже эффективно работают. Если они будут признаны на уровне государства, то внешние проверки можно существенно сократить.

Я знаю, что МГУ вы оценивали исключительно на основе самоанализа.

Не только МГУ, но и СПбГУ. А вот в МВТУ им. Баумана мы направляли комиссию  это было решение самого вуза. Он тоже мог бы представить нам материалы самообследования, но руководство приняло, на мой взгляд, достаточно разумное решение: нет ничего плохого, если независимый эксперт укажет на какие-то недочеты. Комиссия обратила особое внимание на непрофильные специальности, и осталась довольна: качество подготовки хорошее.

Правильно ли я понимаю, что любой вуз может предложить вам материалы самообследования и, если комиссии достаточно информации, то «внешние» проверки уже не проводятся?

Такое решение может быть принято Аккредитационной коллегией в порядке исключения. Вероятно, и в МГУ, и в СпбГУ есть свои недостатки, но это ведущие российские университеты и коллегия пошла на такую уступку, кроме того для того, чтобы проверить эти два вуза извне, нам понадобился бы целый год времени и огромные финансовые средства.

Если вуз закрылся, кто решает вопрос распределения студентов?

Учредитель. Но решения о закрытии вузов не принимаются без серьезной проработки. Сначала нужно продумать, куда распределять детей  они-то ведь ни в чем не виноваты! Служба оказывает содействие в переводе студентов в другие вузы, хотя это и не наша функция: связываемся с Ассоциацией негосударственных вузов, с Советом ректоров и просим оказать помощь студентам или, по крайней мере, не создавать им препятствия при переводе. С государственными вузами проще: учредителем является Правительство РФ, и функции учредителя исполняет одно из федеральных агентств. А негосударственный вуз часто открывает частное лицо.

Студенты негосударственных вузов переводятся в негосударственные, а государственных  в государственные?

Не совсем. Возможен перевод студентов с аккредитованной программы на аккредитованную, где бы она ни велась, и с соблюдением условий платности. Бюджетники переводятся на бюджетное отделение, платники  на коммерческое.

А если стоимость учебы в новом вузе выше, чем в расформированном?

Этот вопрос решается между вузами или между студентом и вузом. Иногда служба обращается к руководству учреждения с просьбой позволить студенту хотя бы на первых порах обучаться на льготных условиях. Как правило, закрываются те специальности, которые дублируются во многих вузах: управление, юриспруденция, экономика& Так что замену найти несложно.

А как быть с рейтингом вуза? Учитывается ли он при переводе студентов?

Нет, здесь речь идет только о выполнении образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кстати, при переводе всегда четко видно, насколько он был нарушен. Федеральная составляющая стандарта одинакова для всех вузов, и если он не выполнен, то студенты при переводе могут быть зачислены, например, на курс младше. Рейтинг же, скорее, дело профессиональных сообществ. На мой взгляд, рейтинга вузов вообще быть не может. Мы должны говорить о рейтинге образовательных программ: в одном вузе лучше готовят юристов, в другом  экономистов, в третьем  филологов.

Сейчас многие вузы переходят на новые формы работы: применяют дистанционные технологии на дневных отделениях, выпускают собственные электронные учебники и так далее. Комиссия проверяет качество этих разработок?

Нет, в этом смысле вуз абсолютно автономен: по закону образовательные технологии выбирает вуз. Но встречаясь с нетрадиционными методами ведения образования, мы более внимательно оцениваем качество преподавания. Дистанционные технологии, особенно на дневном отделении, требуют дополнительного изучения. Согласитесь, у нас в памяти остается не весь образовательный процесс, а яркие моменты, и связаны они главным образом с личностью преподавателя. Если студенты учатся в чистом виде по дистанционной технологии, они обделены неформальным общением, а общение напрямую несет мощнейший воспитательный заряд. Я понимаю, что можно через интернет смотреть выступление профессора из Гарварда. Но воспитывать дистанционно мы пока еще не научились&

Елена Николаевна, последний вопрос: что бы вы посоветовали абитуриентам и их родителям? Как не промахнуться с выбором вуза? На что нужно обратить внимание при поступлении?

В первую очередь на наличие лицензии. Если вас интересует государственный диплом и отсрочка от армии, то нужно поинтересоваться еще и наличием свидетельства о госаккредитации для негосударственных вузов. Причем в приложении к лицензии и свидетельству вы должны обнаружить специальность, на которую поступаете. Кроме того, важно заключение договора. Посмотрите внимательно, что вам предлагает вуз. Если у него нет госаккредитации, а он обещает диплом государственного образца, это должно насторожить. Часто уверяют: «Пока вы будете учиться, мы уже пройдем аккредитацию». А если нет? Если вуз не предоставляет вам нужных документов  сразу же разворачивайтесь и уходите! Посмотрите, что представляет собой образовательное учреждение: собственное у него здание или арендованное, хорошо ли оно оборудовано. Поговорите со студентами, которые там учатся. Не надо бояться негосударственных вузов  среди них есть хорошие учреждения, которые по некоторым показателям идут впереди государственных. Бывает, что у них собственные квалифицированные преподаватели, которые работают на постоянной основе и на высоком уровне, потому что им платят достойную зарплату. Система негосударственных вузов существует уже больше десяти лет, и она доказала право на существование. И наоборот: если вуз государственный, то это еще не значит, что образование в нем «на уровне».

Январь 2005 г.


наверх